КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура России в XVI веке
Процесс складывания единого централизованного государства не мог не отразиться на развитии русской культуры. Причем влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие местные культурные традиции. Местное летописание сменилось единой великокняжеской летописью, исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью. В XVI в. интерес к исторической повести, характерный для второй половины XV в., значительно снижается. Получает развитие публицистика – новое явление в культурной жизни страны. Важные для общества вопросы становятся предметом широкого обсуждения не только церковных, но и светских авторов. При этом публицисты стараются использовать язык, приближающийся многими своими особенностями к разговорному, что расширяет круг читателей и слушателей. В «Сказании о великих князьях Владимирских» были обоснованы важнейшие идеи новой государственной идеологии, а сам род московских государей возводился к «Августу Кесарю», т. е. римскому императору Августу. Вопрос о характере власти обсуждался и в полемике иосифлян и нестяжателей. И если Нил Сорский, лидер последних, участия в полемике не принимал, то его ученик, князь Вассиан Патрикеев, долгое время пребывавший в опале и сблизившийся с инакомыслящими, уделил ей большое внимание.
Вопрос о власти и о государстве занимал в то время многих светских публицистов. Среди них и дипломат Федор Карпов, и «бедный воинник» (небогатый дворянин) Иван Пересветов. И Ф. Карпов в своих посланиях, и И. Пересветов в своих произведениях, особенно в так называемых Челобитных (написанных в 40-е – начале 50-х гг.), обосновывали необходимость сильной государственной власти, построенной на принципах справедливости и права. С публицистическими произведениями выступили и князь Андрей Курбский, и царь Иван Грозный – в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану IV после бегства в Литву в 1564 г. Сподвижником молодого Ивана Грозного в деле проведения реформ выступил митрополит Макарий. Вокруг него сложился своеобразный кружок, участники которого подготовили такое фундаментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи-Минеи». Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. «Четьи-Минеи» предназначались не для богослужебных целей, а для личного чтения. Собирались «Четьи-Минеи» в течение 30–50-х гг. и, по мнению создателей, должны были охватить всю литературу, кроме летописей, допускаемую к чтению. Подготовка собрания способствовала объединению и систематизации всего громадного литературного наследия Древней Руси. «Четьи-Минеи» отразили рост интересов русского общества, включив в себя все те произведения, которые в XV в. были особенно популярны у еретиков. В то же время произведения, по какой-либо причине в «Четьи-Минеи» не попавшие, стали реже переписываться и читаться, оказавшись на периферии культурного процесса. Митрополит Макарий в 1988 г. был причислен к лику святых. В те же годы создается и новая редакция «Домостроя» (говоря современным языком – домоводства), приписываемая священнику Сильвестру. Это один из многих сборников «учительного» содержания на Руси, предназначаемый для домашнего чтения. «Домострой» объединял статьи не только бытового, но и духовного содержания. Идеология православной церкви разрабатывалась решениями Стоглавого собора, а также в таких публицистических произведениях, как послания старца Псково-Печерского монастыря Филофея (в 20-е гг.) и «Повести о новгородском белом клобуке», время создания которой некоторые исследователи относят еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всего католического, а Россия признается единственным после падения Константинополя в 1453 г. центром истинного христианства. «Два … Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В начале 50-х гг. в Москве начала свою деятельность первая типография. В 1563 г. в ней приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором первопечатных книг. Первые его издания в Москве – книги Священного писания. В первой половине XVI в. в России развернулось интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя большинство строений в России, разного назначения, и в городе, и в деревне, оставались деревянными. Деревянный шатровый стиль проник и в каменное зодчество. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в дворцовом селе Коломенском, построенная в 1530–1536 гг. Василий привлекал к строительству в Москве итальянских мастеров. Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Петр Фрязин, Бон Фрязин строили в Москве с учетом русских традиций. Рядом с ними в Кремле и за его стенами продолжали работать русские архитекторы и строители. Так, храм Василия Блаженного строили псковские мастера Барма и Постник в 1555–1560 гг. Его правильнее называть Храмом Покрова Богоматери на Рву (ров, соединявший рр. Москву и Неглинную, был засыпан в XVIII в.), но под названием собор Василия Блаженного он и по сей день известен больше. Первоначально храм был белым. Свою яркую раскраску он получил в XVII в. Много церквей строилось на средства богатых купцов (Ю.Г. Бобынина, В. Бобра, Ф. Вепря). Строительство крепостных стен в начале XVI в. велось в Пскове. Около 1516 г. закончилось строительство кирпичного Московского Кремля, который сменил белокаменный кремль времен Дмитрия Донского. В конце XVI в. архитектор Федор Конь строит Белый город (по современному Бульварному кольцу) в Москве и кремль в Смоленске. Продолжателем традиций, заложенных Андреем Рублевым в иконописи, называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Дионисий работал и в технике фрески. Хорошо сохранились его фрески в Ферапонтовом монастыре под Вологдой.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |