КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История зарубежной журналистики
1. Информация, коммуникация: содержание понятий. Журналистика, публицистика: возникновение понятий и эволюция их содержания. Пропаганда: истоки термина и его современное значение. Информация – это абстрактное понятие. Это некие сведения о чем-либо. Коммуникация – это взаимодействие между кем-либо (1-1, 1-мн), где главной целью является передача информации. Древнейшие акты коммуникации – это дымовые сигналы, звуки, которыми древние племена предупреждали друг друга о надвигающейся угрозе. Это система условных знаков передавала всегда важную, актуальную на данный момент информацию. Тем не менее, главным носителем (и хранителем) информации является устное слово, поэтому к первым актам массовой коммуникации мы относим ораторскую речь древних греков и римлян. Прообразом публицистики и журналистики являются, бесспорно, ораторские выступления древних греков и римлян. Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. Во-первых, в отсутствие иных средств коммуникации. Изустное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова. Во-вторых, увлечение ораторским искусством в какой-то мере объяснялось горячим темпераментом древних греков, агонистичностью, постоянным стремлением к соревнованиям не только в спортивных играх, но и в иных сферах социального бытия, в том числе и в искусстве красноречия. Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. Публицистика - сфера общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс. Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “ Илиады ” и “ Одиссеи ” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин. С древних времён и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов “выходила”, в виде папирусных свитков, “газета”; в противовес ей существовало и оппозиционное “издание”. Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали “выходить” и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в н.э.) сводки различных известий - “Acta Senatus” и “Acta diurna populi Romani”. Журналистика – это творческая профессиональная деятельность по сбору, обработке и подаче материала (информации) в рамках определенного СМИ. (информирует, просвещает, развивает) С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции ). Тогда же возникло слово “газета” - от названия монеты “gazetta”; за такую монету в Венеции можно было получить сводку новостей. Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания). Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста межд. Торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растёт прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория. Все эти соц, полит, культур, эконом факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерч, научной, культ информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел. Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую инф, важную для деловых людей того времени. Но уже “La gasette” Теофраста Ренодо, созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции. Пропаганда – распространение идеи (Агитация – призыв к конкретным действиям) Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: “Друг народа” Марата, “Папаша Дюшен” Эбера, “Защитник конституции” Робеспьера. Роль журналистики будет увеличиваться по мере продвижения человечества к возникающему информационному обществу, где решающим фактором развития станут “информационные технологии”. Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение. («Кто владеет информацией, тот владеет миром» - Натан Ротшильд)
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |