Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античный оратор и аудитория. Злободневность ораторской речи. Элементы публицистики в древнегреческой риторике

Читайте также:
  1. I. Лабораторные работы по базе данных Access
  2. I. ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
  3. I. Оборудование лаборатории психодиагностики.
  4. III. Для конца речи.
  5. III. Язык и речь. Формы существования языка и речи. Специфика устной и письменной речи.
  6. IV. ДАННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  7. V 4 Основы полемического мастерства и ораторской речи
  8. XIV. Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий
  9. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
  10. АККРЕДИТОВАННАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
  11. Актеры и элементы Use Case
  12. Активные латинские и греческие словообразовательные элементы



Греция является родиной искусства убеждения - риторики. Аристотель в известном трактате «Риторика» отмечает, что повлиять на людей или убедить в чем-то возможно только в случае их благосклонности или симпатии к себе. Поэтому важнейшей категорией у древнегреческого мыслителя становится этос - отношение публики к оратору. Так, блестящий римский оратор, мыслитель и политический деятель Цицерон указывал на необходимость внимательно изучать и учитывать интересы, вкусы и желания публики. Главная задача оратора, по его мнению, состояла в том, чтобы эстетически воздействовать на народ, уметь влиять на поведение и волю человека, убеждать его и призывать к активной деятельности. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство.

Для этого, говорит Цицерон, должны опираться на три вещи: надо доказать, что правда то, что мы защищаем; нам нужно сделать сообщниками тех, кто сначала к нам не прислушался; направить их чувства туда, куда потребовать дело.

Цицерон определяет два источника доказательств: первым источником считались документы, связанные с самой правдою. Это могли быть акты, договоры, соглашения. вторым источником – была личность оратора.

Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть слушателей, должна волновать его больше, чем кого-либо из присутствующих. Каждый шаг оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть и гнев на противника и отвлекать их от себя и подсудного, так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады. Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает приверженность слушателей. Чаще оратор использует смех тогда когда подвергается нападению противника.

В школе Исократа изначально отсутствовал снобистский дух специального философского обучения. Ведь чтобы убедить слуша­телей и иметь у них успех, нужно говорить на доступном им языке, ориентироваться на их психологию и восприятие мира, использовать укоренившиеся стереотипы, манипулировать общеизвестными фак­тами.

В условиях ограниченного пространства древнегреческого полиса выступления ораторов в моменты важных политических и военных событий имели решающее значение: они достигали самого удаленного места города, влияли на умы и сердца каждого гражданина. В мирное время элементы публицистических произведений благодаря усилиям философов, логографов, учителей занимали значительную нишу социально-политической, культурной и научной жизни древнегреческого социума.
Примеры ораторского мастерства несли не только общественно-полезную нагрузку, а и были предметом эстетического наслаждения, некоторым видом культурного отдыха, интеллектуального соревнования.



Философы Древней Греции, ища всеобщую гармонию и порядок, стремились найти в риторике элементы «логоса», использовали речевые конструкции для логических построений своих рассуждений. Они считали ораторское искусство не только орудием влияния на людей, а некоторым видом «священнодействия», которое под силу только избранным.
Знаменитых ораторов в истории античного мира насчитывается не так уж и много, и это свидетельствует про неординарность и сложность такого мастерства как риторика, про его глубокие корни в системе таких наук как логика, философия, эстетика, этика, психология, социология. Использование риторического мастерства в политике и общественной жизни непременно влечет за собой необходимость разрешения тех проблем, которые имеют в предмете своего познания вышеперечисленные научные дисциплины

4. Аристотель – теоретик ораторского искусства. Классификация речей античных ораторов. Теория красноречия.

Ораторское искусство зародилось в Древней Греции в 5 в до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как героический эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение риторике, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью античного образования. Аристотель в труде "Риторика" делит речи на три вида: совещательные (или политические), судебные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, законодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или порицанию.

Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами.

Но далеко не каждый умел грамотно составить судебную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.

5. Ораторское мастерство Горгия. «Похвала Елене».

Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот воз­раст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи 9лучше самих греков говорил на греческом). За Олимпийскую речь он удостоился золо­той статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о "Троянской войне", -"Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда". На примере первой речи, вошедшей в сборник "Ораторы Греции", кото­рая была для Горгия школьным, риторическим упражнени­ем, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний.

6. Ораторское мастерство Лисия. «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена».

Наибольшую известность в судебных речах снискал оратор Лисий (459-380 гг. до Р.Х.). Из 425 его речей до нас дошло сорок две. Лисий преуспевал в бизнесе. Стать оратором ему помогли жизненные невзгоды. Первую речь Лисий произнес в 55 лет. Она называлась "Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати", была направлена против виновника гибели брата Лисия и оказалась единственной речью, которую оратор произнес лично. Все остальные речи он писал для других. Лисий сознательно избегает вычурности Горгия, несколько изменяет классическую композицию речи (например, эпилог у Лисия сдержанный, тогда как по канонам здесь должен содержаться высший пафос негодования). Речи Лисия просты и безыскусны. Особенно ярко это видно в "Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфена", где дан великолепный образ обманутого, наивного "маленького" человека, в то же время законопослушного афинянина, для которого последняя надежда - справедливое решение судей.

 

7. Ораторское, публицистическое и педагогическое мастерство Исократа. «Панегирик».

Исократ (436 - 338 гг. до н.э.) был одним из защитником “полисного стиля”, эллинской демократии, над которой после Пелопоннесской войны нависла реальная опасность; достижения Исократа в области политики и риторики открыли эпоху эллинизма.

“Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с стоящими на трибуне…” - говорил он о себе. Действительно, он был не “действующим” оратором, а, скорее, моралистом, наставником, аналитиком, журналистом и, наконец, публицистом. Исократ первым осознал, что для успеха необходимо, чтобы слушатель был увлечен речью оратора, который должен для этого говорить понятным слушателю языком, ориентироваться на психологию и мировоззрение слушателя.

Все эти принципы нашли свое отражение в речи Исократа под названием “Панегирик” (“речь на всеэллинском собрании”) - прославление Афин, опубликованной непосредственно перед заключением 2-го Афинского морского союза.

“Панегирик”. Вступление (эффекты!): разговор об актуальности и мастерстве оратора - эффект значимого, давно назревшего вопроса: “Если предыдущая речь не возымела нужного воздействия, то нужно потрудиться над ней снова, дабы избежать войн, междоусобиц и прочих разногласий… Только тогда должен молчать оратор, когда дело уже сделано.”

“Панегирик” основная часть (эффекты!): чтобы убедить (Афины со Спартой против персов - экспансия на восток - империалистические идеи Исократа), повлиять на “мнение большинства” - обращение к славному прошлому Афин, к великим предкам: “Там возникли законы, там решают дело судом…”; “они не междоусобствовали, а сражались с общим врагом”. “Я обращаюсь к знатокам” - тоже ход.

Доказательство-заключение:

1) Исократ ставит в “П.” вопрос политический , значит здесь можно говорить о речи, как о средстве воздействия (в д. случае - политического и социального) на сознание аудитории, а это свойственно, в основном, публицистике.

2) Недаром же “Панегирик” стал образцом многих политических речей и был особенно актуален в авторитарных контекстах действительности - тоже свойство его эффективности как свойства воздействия на м. сознание.

 

Из книги Г.В.

Одним из самых известных представителей жанра торжественного красноречия был Исократ (436-338 гг. до Р.Х.). Из всех античных ораторов именно его можно назвать первым публицистом. Исократ никогда не выступал устно, став зачинателем письменного красноречия. Своим творчеством он предвосхитил такие жанры, как, скажем, трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабатывает и пропагандирует политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи "Панегирик". Любопытно, что "Панегирик" - фиктивная речь, не предназначенная для реального произнесения, а лишь имитирующая выступление оратора. В других речах (например, "Ареопагитик", "Против софистов") Исократ стремится доказать, что лучшая форма правления - единоличная власть, идеальная тирания. Он также выводит качества, необходимые для государственного мужа, среди которых - вести родословную от потомков Зевса. Исократ создал школу красноречия, которая, по сути, являлась прообразом первого в мире университета. Там изучались не только предметы, непосредственно нужные будущему оратору, но и почти все гуманитарные и многие точные, естественные науки. Курс обучения длился три-четыре года и стоил тысячу драхм (1 драхма равняется 4,366 граммам серебра), что было доступно только юношам из богатых аристократических семей и делало практически невозможным получение универсального образования политическими оппонентами Исократа, как правило весьма небогатыми сторонниками афинской демократии.

 

8. Ораторское и публицистическое мастерство Демосфена. Полемика Демосфена и Эсхина в речи «О венке».

Демосфен (384-322) - самый выдающийся судебный и политический оратор своего времени. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с единовластием, борьбе с македонским царем Филиппом и промакедонской партией в Афинах. Суть его славы была не в актерском его даровании, которое он сам в себе развил, а в публицистической мощи его идей:

Против тирании вообще (одна из “филиппик”): “Вы хотите свободы? Филипп - злейший враг ее. Всякий царь и владыка - ненавистник свободы и законов…”

Против тирании как строя без “правозаконности” (то же самое): “В эллинских городах он держит свои сторожевые отряды, вмешивается в государственное устроение, вместо эллинов поселяет варваров, допуская их попирать святыни и могилы”.

Однако больше внимания мы уделим стилистическим особенностям речей Демосфена.

Итак, основная задача - привлечь слушателя на свою сторону.

1) Манера изложения: многие находили манеру Демосфена “низменной, пошлой и бессильной”, однако из его речей видно: он говорил с народом прямее и искреннее, в отличии о других ораторов своего времени не боялся уличать народ в его слабостях, не уступая желаниям толпы, бросать ей вызов.

2) Лексико-стилистические приемы: напр., в “Деле о предательском посольстве” (речи против Эсхина, другого оратора-политика, который был замешан в истории с проходом Филиппа (тот подкупил послов) через Феромпилы (главные ворота Греции)) - Демосфен прибегает к приему петериции, примешивая к пафосу высокой аргументации низкий жанр инвективы, бранных слов, низкопробных выражений в адрес родителей, по поводу происхождения и порочащих любовных связей, актерских провалов (Эсхин был актером). Речь его вообще часто пестрит разного рода солеными выражениями и острыми словечками.

3). Приемы: Демосфен соединяет иронию, антитезу и риторический вопрос, избегает “зияния” (много гласных) достигая таким образом небывалого благозвучия своих речей. У него тонкое чувство ритма. Средства смыслового выделения у Демосфена: логическое ударение (ключевое слово на первое или на последнее место в периоде); анафора - повторение одного и того же слова:

“Что главное в ораторе: 1- живость, 2 - живость и 3 - тоже живость!”

пары синонимов:

“пусть говорит и советует”, “радоваться и веселиться”, “твердил и изъяснял”; логическое ударение посредством клятвы:

“Кто обвинит меня в приверженности - о Земля! о боги! - в приверженности к Филиппу? Клянусь Гераклом и всеми богами…” Иногда это и лесть: “…воины, не просто безупречные - достойные восхищения…”

Демосфен - мастер метафор, анафор, вопросов, вставных диалогов. Иногда у него встречается даже мифотворчество (однажды он придумал(!) сон о смерти Филиппа). Иногда использует умолчание - расставляет выгодные себе акценты, иногда - фигуру умолчания, что толкает слушателя к сотворчеству.

В речах Демосфена, создаваемых в условиях политической борьбы многочисленные случаи тенденциозной трактовки, подтасовки, сознательного переиначивания фактов кажутся вполне уместными. Демосфен разработал концепцию красноречия, которая использовалась многими известными ораторами прошлого, не утратило она своей актуальности и сегодня.

 





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.26.154
Генерация страницы за: 0.008 сек.