Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы в изучении массовой коммуникации




2 подхода: 1. Механистический (линейный) понимает ком-цию как однонаправленный процесс кодирования и передачи инфо от источника к получателю. Понимает чел-ка как механизм кот-й мб строго определен контекст ком-ции рассм как шум.

2. деятельнстный – совместная деят-ть участников ком-ции, в ходе к-й выявляется общий взгляд на какие-то предметы и т.д. хар-но процессуальность (некий процесс), контекст. с сконтекст.ссуальность ()и, в ходе к-й выявляется общий взгляд на какие-то предметы и т.к получателю. МИ, средства массового возводная хар-ка:

цель Мех воздействие Деят Взаимодействие
направленность Однонаправленный процесс 2усторонний процесс
Обратная связь Отсутствие обратной связи Наличие этой связи
Учет хар-к адресата Не будут учитываться Учитывается
Форма ком-ции монолог Диалог
контекст Не учитывается Во многом определяет хар-р и рез-т ком-ции
Закрытость/открытость Закрытая, замкнутая не допускающая изменений Открытость, принимаются изменения, корректировки
Помехи, шумы, барьеры блокируются Помехи нейтрализуются
Форма высказывания (дискурса) Жесткость формулировок Гибкость
Языковая вариативность Отсутствие языковых вариативностей наличие
Наличие/отсутствие выбора Полное отсутствие (нет выбора тактики) Наличие
Хар-р модальности Модальность должествования возможности

№9. Массовая комму-ция и конструирование реальности. Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ веке привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. Появились различные теории массового общества. В теории массовой коммуникации выделилось две основных парадигмы: 1) человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди, скорее, приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям, чем средства массовой коммуникации подчиняют себе людей. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. 2) медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Г. Маклюэн оказал огромное влияние на все стороны общественной жизни, в нем видели «символ революции аудиовизуальных средств».Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения является само это средство. По мнению Г. Маклюэна, телевидение это не труба, по которой можно передавать все, что угодно. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само становится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. Телезрителю приходится соотносить разрозненные сообщения между собой, формируя «шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей». На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами.

Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации. Телевизионное поколение, по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны — творец настоящего, а с другой — его жертва. Появляется индустриальный человек, подверженный воздействию средств массовой коммуникации. Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, начинается с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей до образования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Образуется глобальная деревня, в которой основным способом удержания сознания постоянно обновляющейся мозаично-коммуникативной реальности является миф. Если в период становления индустриальных обществ средства массовой коммуникации выполняли функцию распространителей стандартизированных образов, то для современной эпохи характерна глобализация. Любой участник общения имеет возможность связываться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.