Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуризация проблемной ситуации




Классификация задач принятия решений

 

Приведем классификацию задач принятия решений по различным аспектам их рассмотрения.

По регулярности проблемной ситуации можно указать новые, уникальные задачи, никогда ранее не возникавшие, и повторяющиеся задачи, незначительно отличающиеся друг от друга и регулярно встречающиеся на практике.

По длительности периода реализации принятого решения различают долгосрочные (стратегические), среднесрочные (тактические) и краткосрочные (оперативные) задачи.

По виду окончательного результата выделяют следующие задачи выбора, которые принято считать типовыми:

• выделить один или несколько лучших вариантов (альтернатив);

• упорядочить все варианты, как правило, от лучшего варианта к худшему;

• распределить все варианты по отличающимся по своим свойствам группам, причем эти группы могут быть как упорядоченными, так и неупорядоченными по некоторому качеству.

Варианты решения проблемы различаются:

•по количеству немного (единицы, десятки), много (сотни и тысячи), бесконечно много;

• по наличию в процессе решения задачи — варианты, заданные заранее при формулировке задачи; варианты, конструируемые в процессе решения задачи; варианты, появляющиеся после окончания процесса решения;

• по степени взаимной зависимости независимые варианты, манипуляции с которыми не влияют на другие варианты; зависимые варианты с разными видами зависимости между ними.

По числу лиц, обладающих полномочиями для принятия решения, выделяются:

• индивидуальные решения (имеется единственное ЛПР);

• коллективные или групповые решения (существуют несколько ЛПР, действующих независимо друг от друга, преследующих свои цели и имеющих совпадающие или противоречивые интересы);

• организационные решения (решение принимается несколькими ЛПР, которые стремятся к достижению общей цели, могут иметь различающиеся интересы, но зависят друг от друга и вынуждены действовать согласованно). Коллектив таких ЛПР принято называть «органом, принимающим решение».

По роли ЛПР в процессе принятия решения можно выделить такие задачи:

• выбор производится без участия ЛПР на основе аксиоматически или эвристически определенных процедур;

• ЛПР принимает участие только на заключительном этапе выбора;

• выбор осуществляется при непосредственном участии ЛПР в основных этапах процесса решения.

В зависимости от способа представления предпочтений ЛПР говорят о задачах целостного и критериального выбора. По числу критериев различаются однокритериальные и многокритериальные задачи. Критерии, в свою очередь, по степени зависимости могут подразделяться на независимые и зависимые.

И наконец, задачи принятия решений можно классифицировать по особенностям используемой информации, в том числе:

• по виду информации количественная (числовая), качественная (словесная или вербальная), смешанная;

• по характеру информации объективная, полученная путем измерений и/или расчетов, и субъективная, полученная от человека (ЛПР, эксперта);

• по наличию явной зависимости информации от времени статическая и динамическая;

• по степени определенности информации — детерминированная, вероятностная (стохастическая), неопределенная (в первом случае говорят о принятии решения в условиях определенности, во втором — в условиях вероятностной неопределенности или риска, в третьем — в условиях полной неопределенности).

Существует еще один аспект, играющий важную роль в теории принятия решений, — степень структуризации, или формализации, проблемной ситуации. Структуризация проблемы включает в себя построение набора возможных вариантов решения и перечня их характеристик, формирование модели проблемной ситуации, задание критериев оценки вариантов и их шкал, изучение и анализ возможных отношений между вариантами, обусловленных их свойствами. Структуризация позволяет глубже понять природу стоящей проблемы, а значит, и найти ее лучшее решение. Степень структуризации проблемы имеет большое значение для выбора соответствующего метода ее решения.

Понятие степени структуризации проблемы, введенное Г.Саймоном и А.Ньюэллом (1958), связано с различным сочетанием количественной и качественной, объективной и субъективной информации, описывающей проблему. Хорошо структурируемые, или хорошо формализуемые, проблемы допускают количественную формулировку, их наиболее существенные зависимости выражаются объективными моделями и представляются в символьной форме, где символы принимают числовые значения. Неструктурируемые, или неформализуемые, проблемы имеют лишь качественные, словесные описания, основанные на субъективных суждениях человека, количественные связи между важнейшими характеристиками проблемы отсутствуют или неизвестны. Промежуточное положение занимают слабо структури­руемые, или плохо формализуемые, проблемы, сочетающие количественные и качественные компоненты и зависимости, причем преобладающую роль играют плохо определенные и недостаточно известные стороны проблемы (так называемые НЕ-факторы).

Хорошо структурируемые проблемы обычно изучаются в научной дисциплине, называемой исследованием операций. Под операцией понимается совокупность управляемых действий, объединенных единым замыслом, направленных на достижение определенных целей и имеющих повторяемый характер. В исследовании операций основные этапы решения проблемы сле- дующие: построение математической модели операции, отражающей важнейшие черты и взаимосвязи существенных факторов операции; задание количественных показателей эффективности, или критериев оптимальности операции, которые характеризуют ее целевую направленность; вычисление оптимального решения, являющегося наилучшим по выбранным критериям. Иногда оптимальное решение проблемы единственное, чаще оно принадлежит некоторому подмножеству равноценных вариантов решения, среди которых и проводится окончательный выбор.

ЛПР, как правило, почти не участвует в построении модели операции и нахождении оптимального решения, за исключением случаев, когда требуется определить цели операции и критерии их достижения, выбрать окончательное решение, сообщить нужную дополнительную информацию. Построением модели операции и разработкой методов решения проблемы занимаются консультанты-аналитики, эксперты. Не существует общих уни­версальных способов построения моделей. Поэтому построение моделей операций является своего рода искусством, требующим опыта и умения разработчиков.

В то же время считается, что в силу объективности моделируемых зависимостей различные специалисты-аналитики, опираясь на одни и те же данные, должны получать одинаковые результаты. В этом состоит одна из существенных слабостей исследования операций. Примерами хорошо структурируемых проблем могут служить военные операции (отсюда, кстати, происходит и сам термин «исследование операций»), выбор маршрутов и способов транспортировки грузов, распределение различного вида работ между исполнителями, задачи массового обслуживания.

Плохо структурируемые проблемы имеют следующие особенности:

• наличие неопределенности в описании проблемы и вариантов ее решения, связанной с отсутствием необходимой объективной информации, ее нехваткой или невозможностью получения на момент постановки задачи;

• невозможность построения полностью формализованной модели проблемной ситуации и необходимость получения информации от ЛПР, экспертов, аналитиков для построения качественной вербальной модели;

• сочетание количественных и качественных характеристик, представляющих проблемную ситуацию, использование многих критериев для оценки возможных вариантов решения проблемы;

• отсутствие «объективного» способа выбора наилучшего варианта, обеспечивающего экстремум некоторого критерия (или критериев) оптимальности, и осуществление такого выбора на основе субъективных предпочтений ЛПР.

Плохо структурируемые проблемы обычно рассматриваются в теории принятия решений. К таким проблемам относят задачи стратегического выбора, конкурсный отбор инвестиционных или научно-исследовательских проектов, диагностика и выбор методов лечения заболеваний, выбор места жительства, работы, учебы, отдыха и др.

Обязательность использования субъективной информации для постановки задачи принятия решения и выбора наилучшего или приемлемого варианта является принципиальной чертой плохо структурируемых проблем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.