Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мирового рынка услуг и значение торговли услугами на рынке




Сфера услуг как форма международных экономических отношений

 

В последние десятилетия сфера услуг или так называемый третичный сектор завоёвывает всё более устойчивые позиции в мировой экономике. Во многих странах увеличиваются объёмы её производства и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами.

Услуги – это экономическая деятельность, удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме[1].

Но нужно отметить, что широко употребляемый термин «сфера услуг» до сих пор не является однозначно определённым. Так, сферу услуг можно рассматривать не как особую отрасль народного хозяйства, характеризующуюся определённым содержанием конкретного труда, а в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфическими субъектными отношениями и связями[2].

Соответственно, рынок услуг – это форма современных экономических отношений, в рамках которой происходит торговля услугами между различными субъектами мировой экономики, а так же развитие и появление новых форм и видов услуг.

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась уже в 60-70 гг. ХХ в. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 70% от мирового ВВП[3].

С развитием сферы услуг связано не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленном производстве, прослеживающаяся во многих странах.

Помимо этого стоит отметить рост технической оснащённости, позволяющей предоставлять разнообразные виды услуг быстро и качественно.

Что касается торговли услугами, то она также широко развита, как и торговля товарами, как в масштабах национальной экономики, так и в системе международных экономических отношений в целом.

Под торговлей услугами понимают непосредственно поставку услуг различными способами, зафиксированными в ГАТС:

1) Трансграничная поставка (поставка услуг с территории страны, где находится поставщик, на территорию страны, где находится потребитель).

2) Потребление за рубежом (передвижение потребителя или его собственности в страну, где услуга предоставляется).

3) Коммерческое присутствие одной стороны на территории другой, где предоставляется услуга (понимается любая форма делового учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица).

4) Перемещение физических лиц (предполагает присутствие физических лиц страны – поставщика услуги на территории страны, где находятся сервисные потребители).

В связи со специфичностью такой формы МЭО, как предоставление услуг, международная торговля ими имеет свои особенные черты:

1) Неосязаемость и невидимость.

2) Неразрывность производства и потребления.

3) Неоднородность и изменчивость качества.

4) Неспособность к хранению.

Рассмотрим подробнее каждую из черт. Говоря о неосязаемости и невидимости, затрагивается такая особенность торговли услугами, как отсутствие овеществлённой формы конкретной услуги. Но здесь имеются исключения, например, ряд услуг приобретает её в виде компьютерных программ на различных носителях, в виде документации и т.д.

Неразрывность производства и потребления означает, что производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.

Следующая черта говорит о невозможности оценить услугу с точки зрения однородности и целостности, ведь услуга, как уже говорилось ранее, не имеет овеществлённой формы. Изменчивость качества констатирует невозможность фиксации предоставления услуги на постоянно стабильном уровне.

Последняя черта закрепляет невозможность хранения услуги (прослеживается взаимосвязь этой черты и предыдущих).

Исходя из вышеизложенного, торговля услугами закрепляет за собой широкие возможности предоставления в зависимости от желаний, места и условий нахождения поставщика и потребителя, а совершенствование системы транспорта и коммуникаций, уровня технической оснащённости, развитие деловых отношений выводит торговлю услугами на принципиально новый уровень и говорит о её значимости в системе мирохозяйственных связей.

Таким образом, сервисный сектор является специфически сформированным и постоянно меняющимся в условиях современной мировой экономики. На настоящее время он становится предметом всё более пристального внимания со стороны исследователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.