КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика и тенденции развития мирового рынка услуг, специализация отдельных стран на рынке услуг
Для того, чтобы оценить ситуацию, сложившуюся в сфере услуг на настоящее время, необходимо проанализировать основные экономические показатели, характеризующие сектор, и рассмотреть их динамику. К этим показателям относятся: доля сектора услуг и её составляющих в ВВП отдельных стран, доля занятых в сфере услуг от общего количества занятых в странах, темпы роста мирового экспорта и импорта услуг. Обратимся к доле третичного сектора в структуре ВВП некоторых стран, а так же её составляющих и сравним показатели. Таблица 1 – Доля сферы услуги и ее составляющих в ВВП стран в 2010 году, процентов[10]
Из данных, представленных в таблице, следует, что в большинстве из рассмотренных стран доля сектора услуг в ВВП составляет более 60% (исключение – Китай). Это говорит о высоком экономическом развитии стран и их ориентации на современные тенденции увеличения доли третичного сектора в экономике. Что касается Китая, то его показатель (41,5%) типичен для молодой индустриальной экономики, недавно перешагнувшей рубеж преимущественно сельскохозяйственного производства. Однако, Китай намерен ускорить развитие отраслей сферы услуг и довести долю в ВВП к 2015 г. до 47%[11]. Данные о составляющих сферу услуг по странам разнятся. Например, финансовые услуги в Китае составляют всего 5% от доли услуг в ВВП, тогда как Великобритания со своей сильной и эффективно функционирующей финансовой системой (в том числе банковской), показывает результат в 40%. Такая разница говорит о разнонаправленности стран в становлении и развитии национальных экономик, то есть о разности приоритетов и первостепенных задач. Нельзя не сказать о том, что прочие услуги (деловые, профессиональные, правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные), хоть и среди других категорий услуг занимают небольшую долю в мировом ВВП, имеют тенденцию к самому интенсивному развитию. Рассмотрим изменение доли экспортных и импортных поставок различных категорий услуг (в том числе прочих) от торговли всего объема услуг. Ниже проанализируем показатели. Таблица 2 – динамика доли экспортных и импортных поставок различных категорий услуг от торговли всего объема услуг в 2005-2011 гг., процентов
Исходя из данных в таблице нетрудно заметить, что в структуре как экспорта, так и импорта за рассматриваемый период времени весомую долю занимают прочие услуги (около 50%). Это связано со спецификой преобладающих потребностей общества. Например, это перепродажа товаров за границей, техническое обслуживание автомобилей, ремонт бытовых товаров, юридические, бухгалтерские услуги, реклама, НИОКР и т.д., то есть прочие услуги охватывают широчайший спектр различных услуг, которыми население пользуется ежедневно, вследствие чего мы видим рост их популярности, следовательно, рост доли среди всех видов услуг. Следующий показатель – доля занятых в сфере услуг от общего количества занятых в отдельных странах. Рассмотрим те же страны, что были представлены в предыдущей таблице и для сравнения добавим страны со средним и низким развитием экономики и сектора услуг в частности. Таблица 3 - доля занятых в сфере услуг от общего кол-ва занятых в 2011 году, процентов[12]
Высокоразвитые страны (США, Великобритания, Германия и т.д.) закономерно показывают высокие результаты по данному показателю – доля занятых в сфере услуг составляет более 70% от общей численности занятых в экономике. Однако, Китай, несмотря на быстрые темпы развития и огромное значение в мировой экономике и МЭО, снова демонстрирует низкий уровень показателя – 23%. Это связано как с недостаточным развитием сектора услуг, так и с относительно низким уровнем урбанизации в стране. Россия показывает средний показатель (60%, наравне с чилийской экономикой). Для сравнения был приведён показатель Ганы (африканская страна с низким уровнем развития). Очевидно, что, так как в стране превалирует доля сельского хозяйства и низкая доля сферы услуг (37,4%), то и доля занятых в данной сфере будет низкой (25%). Рассмотрим темпы роста мирового ВВП, экспорта и импорта товаров и услуг в разрезе 2000-2011 гг. и проведём сравнительный анализ. Таблица 3 – темпы роста мирового ВВП, экспорта и импорта товаров и услуг в период 2003-2011 гг., процентов к предыдущему году[13]
ВВП стабильно сохраняет тенденцию своего увеличения (положительные темпы роста). Исключение составил 2009 г. – показатель отрицателен, так как мировая экономика находилась в кризисной ситуации. Самые высокие темпы роста были продемонстрированы в 2004 г. и 2006 г. – более 5%. Теперь обратимся к экспорту и импорту услуг. Из таблицы видно, что и экспорт, и импорт услуг показывают неплохие темпы роста. Начиная с 2004 г. темпы роста по этим пунктам резко увеличились. Однако, только в последние годы (с 2006 г.) данные по темпам роста экспорта и импорта относительно сравнялись. Например, в 2007 г. на экспорт и импорт пришлось 17% и 16,1% соответственно. Как и в ситуации с мировым ВВП, отрицательные темпы роста наблюдаются в 2009 г. Обратимся к характеристике экспорта услуг. По данным ВТО, за три года 2008-2010 гг. общий объём эксперта услуг составляет около 20% в общем объёме мирового эксперта товаров и услуг. Немаловажно то, что торговля услугами развивается быстрее, чем торговля товарами. Наиболее быстрыми темпами растет мировой экспорт прочих услуг. На мировом рынке услуг преобладают развитые страны, по данным ВТО, их доля в мировом экспорте услуг составляет около 80 %, где лидирующие позиции занимают США (470 млрд. долл.), Великобритания (240 млрд. долл.), Германия (215 млрд. долл.), Франция (652 млрд. долл.), Япония (124 млрд. долл.) и т.д. Таким образом, мировая торговля услугами в последние годы развивается быстрыми темпами, чему способствуют сами государства, ориентированные на современные тенденции экономики, технико-технологические факторы, а так же рост спроса на отдельные услуги и укрепление международных экономических связей. В целом показатели характеризуются положительным трендом развития, что даёт право полагать о совершенствовании и расширении третичного сектора в будущем.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |