КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема смысла жизни человека
Человек – единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое поведение. Он в состоянии оттолкнуться от реального сущего, спроектировать идеальное должное своего «Я» и осуществлять этот проект в практике своей жизнедеятельности. Смысл жизни – только человеческий феномен. Никто из живых существ кроме человека не задумывается над смыслом бытия. Проблема смысла жизни реальна лишь там, где ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому о том, что после жизни. Смысл жизни выступает в качестве самого глубокого или главного мотива нашего существования. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, его природа. Традиционно природу человека изображают в виде оппозиции души и тела, разума и чувств, идеального и материального. В зависимости от того, чему отдается предпочтение, что акцентируется в этой природе, понимается и определяется смысл жизни. Он ищется или в опыте чувств или в опыте разума.
Гедонистический смысл жизни выводится из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые доставляют нам чувства. Как концепция он уходит своими корнями в древнегреческую культуру (hedone - наслаждение) и впервые был сформулирован представителями философской школы киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Они считали, что жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет. Для умножения удовольствий все средства хороши. Именно удовольствие является критерием добра и зла. Богатство, власть, слава – все подчинено наслаждению. Удовольствие – главный мотив всех человеческих поступков и деяний. Это учение продолжил развивать Эпикур. Корень всех добродетелей он видел в благоразумии. Нельзя жить приятно, не живя разумно. Можно, полагал Эпикур, пойти и на страдание, если только за ним последует еще большее удовольствие. Идеалом жизни по Эпикуру является атараксия – блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов души. Гедонистическая концепция смысла жизни имеет много недостатков:
Таким образом, гедонистическая линия поведения вряд ли совместима с достойным человека смыслом жизни. Хотя жизнь без удовольствий – тоже не жизнь.
Аскетический смысл жизни. Аскетизм предписывает то или иное подавление чувств и желаний человека. Впервые эта концепция была предложена также древними греками – философской школой киников. Они всячески высмеивали богатство и чувственные наслаждения, превознося бедность, естественность, простоту. Большое внимание киники уделяли тренировке тела и дисциплине ума. В сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных привязанностей, забот и страстей. В ослабленном варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых телесных желаний, готовность страдать, жить в одиночестве и т.п. Монах, отшельник – носитель этого образа жизни. Еще более ослабленная версия аскетизма представлена частичным подавлением чувств, страстей и эмоций, достигаемым с помощью разумного их контролирования. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования человека. Аскетизм приобретает особое значение в условиях экологического кризиса, требующего как минимум этики огарничения.
Смиренно-стоический смысл. Смирение – еще одна форма смысла жизни как долга. Это упование на внутренние силы и резервы, стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости. Представители греко-римской школы стоицизма исходили из убеждения, что жизнь подчинена судьбе. В основе всего существующего лежит логос (всеобщая и разумная закономерность). В сознательном подчинении этой мировой закономерности и состоит по учению стоиков свобода человека. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит.
Религиозный смысл жизни. Религиозное понимание смысла жизни весьма специфично. В нем доминирует не разум, а вера, т.е. то, что разуму противостоит. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении богу, в выполнении всех религиозных заповедей и предписаний и в приготовлении к достойному переходу в вечность. Земная жизнь в этой интерпретации лишена всякого смысла, ценности и цели.»Прах ты и в прах превратишься» - так очерчивается в библии круг земного существования человека. Важно лишь личное бессмертие и загробное воздаяние. Цель жизни можно сказать в спасении души. Смерть – единение верующего с Богом. Такой смысл жизни привлекателен для многих людей. Он достаточно прост и лаконичен, доступен человеку любого уровня развития. Он по-своему примиряет человека с грозным роком – смертью. Данный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах, ориентирует его на первенство духовного, нравственного начала в нем. Но вера и разум приходят в противоречие друг с другом. Действенно – гуманистический смысл жизни. Этот вариант смысла жизни выводит нас на природу человека. Природа человека представляет собой совокупность базовых потребностей человека, т.е. потребность в материальном благополучии, социальной защищенности, в человеческом общении, в уважении и самореализации, в эстетическом наслаждении, знании и познании. Необходимость удовлетворения этих потребностей толкает людей на все более полное обустройство жизни, земли, страны, на гуманизацию общественных отношений. Смысл жизни – в самореализации личности человека, т.е. в выявлении и развитии ее универсального потенциала; реализации всего богатства человеческой природы, тех родовых качеств, которые содержатся в каждом человеке По соответствии природе человека логике раскрытия его внутреннего потенциала можно судить о развитии общества в целом. Но у этой концепции тоже есть свои недостатки:
Итак, на проблему смысла жизни существует целый ряд точек зрения. Отсюда можно сделать вывод, что смысл вносится в жизнь самим человеком. Это его основной выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Человек приходит на свет, чтобы реализовать все заложенные в нем Природой или Творцом задатки и способности. В какой мере это ему удалось, в такой он и познал смысл своей жизни. Потребность в смысле жизни есть потребность в целостности жизненного опыта человека. Главная цель жизни всегда впереди. В то же время она постоянно реализуется в настоящем и уходит в прошлое. Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всем своем повседневном бытии.
Единство биологического и социального в человеке.
Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой уже несколько тысячелетий бьются все великие философы. Современная наука, занимающаяся фундаментальными проблемами существования человека, - антропология исходит из того, что человек – это биосоциальное существо, генетически связанное с животным миром, выделившееся из него благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими убеждениями. При изучении человека также следует учитывать его психическое и космическое измерение.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |