Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность бытия человека




Категория «бытие» применяется для отражения четырех актов проявления всего сущего. Бытием обладают не только явления природы, но и человек, сфера его деятельности, сознания. Во всех проявлениях своей жизни человек предстает в своей биосоциальной сущности. Это ведет к абсолютизированию двух сущностей человека.

  1. Биологизаторский подход ограничен, т.к. акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы.
  2. Социологизаторский подход объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов, и приводит к представлению о человеке как социальном функционере, винтике государственной машины. Здесь человек предстает как продукт обстоятельств, в которые он попадает и в которых вынужден существовать.

Современные ученые пытаются доказать что человека нельзя рассматривать как чистую доску, на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природно-биологические задатки индивида.

 

В связи с этим выделяются четыре основные формы бытия.

1. Бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т.е. естественная и вторая природа – очеловеченная. Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Она существовала «до», существует «вне» и «независимо от сознания человека

2. Бытие человека физическое.

3. Бытие духовное: внутренний духовный мир самого человека, его сознание, а также плоды его духовной деятельности.

4. Социальное бытие. Оно состоит из бытия человека в природе, истории, обществе.

Итак, природа, человек, духовность и социальность есть основные формы бытия.

Индивидуальный аспект человеческого бытия предполагает рассмотрение жизни человека от рождения до смерти. В этих границах его бытие зависимо как от его природных данных, так и от общественно-исторических условий существования.

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах признание фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически.

Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры. Считается, что индивидуально бытие – основание для бытия личности.

Многие мыслители искали связь между телом человека и его духовным миром, отмечая, что связь бытия человека с его внутренним духовным миром уникальна. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренного существа, личности. Человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами.

Социальное бытие понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие (отношения людей к природе и к друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

В центре социального бытия находится такая субстанция, как труд. Все корни человеческого существования концентрируются вокруг организации, осуществления и последствий труда. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер и пронизано животрепещущими проблемами современности. Оно отражает необратимый исторический процесс. Общество не могло бы развиваться и функционировать, не осознавая своего бытия. Особенностью общественного бытия является его осознанное развертывание в социальном пространстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому социальное бытие есть не только результат жизнедеятельности индивидов, но и проявление в нем конкретно-исторического цивилизационного процесса развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.