Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и сертификация продукции




План

1. Сущность, показатели оценки, измерители качества продукции.

2. Методы оценки качества продукции.

3. Сертификация продукции и порядок ее применения.

4. Сертификация систем качества.

 

1. Сущность, показатели оценки, измерители качества продукции.

Качество — совокупность свойств и характеристик продук­ции или услуги, которые придают им способность удовлетво­рять обусловленные или предполагаемые потребности. Между­народные стандарты последних лет определяют качество продукции как степень, с которой совокупность свойств и харак­теристик выполняет требования потребителей к качеству продукции. При этом различают следующие классы соответ­ствия характеристик продукции:

■ физические (например, механические, электрические; химические или биологические характеристики);

■ органолептические (например, связанные с запахом, ося­занием, вкусом, зрением, слухом);

■ эргономические (например, физиологические характерис­тики или характеристики, связанные с безопасностью человека);

■ функциональные (например, максимальная скорость са­молета).

Понятие «качество» можно рассматривать на двух уровнях. На первом уровне так называемое техническое качество фор­мируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этом уровне включает мероприятия по соблюдению необходимых качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуника­тивное качество — формируется на стадиях пред- и послепро­дажного обслуживания. Обеспечение качества на этом уровне сводится к осуществлению мероприятий по всестороннему удовлетворению запросов покупателей.

Как экономическая категория качество продукции выпол­няет функции:

■ меру удовлетворения потребностей;

■ важнейшего свойства товара или услуги, без которого не­возможно получить признание потребителей;

■ определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, це­на, конкурентоспособность предприятия и товара.

Исходя из точки зрения объективной оценки свойств продук­та качество может быть измерено. Различия в качестве количе­ственно отражаются с помощью определенных характеристик продукта.

Точка зрения покупателя на качество в значительной степени субъективна. Отдельные покупатели имеют различные по­требности, причем те товары, которые удовлетворяют эти по­требности наилучшим образом, рассматриваются как облада­ющие наивысшим качеством. Точка зрения производственного процесса на качество сле­дующая: качество — это соблюдение технических требований и спецификаций, где каждое отклонение ведет к его снижению. Наивысшее качество возможно лишь при высокой техничес­кой оснащенности организации производства и труда.

Исходя из точки зрения соотношения цены и полезности, качество выражается посредством соотношения затрат и цен. Качественный продукт выполняет определенную потребность по приемлемой цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым издержкам [6].

Актуальность проблемы повышения качества продукции определяется следующими причинами:

■ качество — главный критерий для совершения основных покупок;

■ качество и системы управления качеством наиболее ус­пешно противостоят конкуренции, так как предлагают комп­лекс мероприятий на всех стадиях производственного процес­са — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, квалифицированный персонал, инновации и новые техно­логии;

■ качество — главный инструмент снижения издержек: про­изводить изначально качественную продукцию всегда дешев­ле, чем впоследствии улучшать качество;

■ качество ведет к укреплению позиций предприятия на рынке. В условиях либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми, а уровень качества товаров — решающим;

■ низкий уровень качества имеет ряд негативных послед­ствий, которые можно классифицировать как экономические, социальные и экологические потери [26].

1. Среди экономических потерь можно выделить:

■ потери материальных и трудовых ресурсов, израсходо­ванных на изготовление, транспортировку и хранение продук­ции, вышедшего из строя оборудования раньше плановых сро­ков физического износа;

■ потери в производственной инфраструктуре (плохой би­тум, следовательно — плохие дороги; плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы) и т.д.);

■ дополнительные затраты на ремонт техники;

■ дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой техники;

■ потери природных ресурсов (при использовании низко­качественных машин для добычи этих ресурсов и т.д.);

■ недополученную валютную выручку из-за низкой доли экспорта готовой продукции;

■ дополнительные потери валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления;

■ дополнительные затраты на осуществление органов тех­нического контроля качества;

■ уменьшение прибыли предприятия.

2. Социальные потери включают:

■ потери, источником которых является дефицит отече­ственной продукции;

■ падение престижа продукции, изготовляемой на нацио­нальных предприятиях;

■ недостаточное удовлетворение производственно-техни­ческих и личных потребностей;

■ снижение темпов роста благосостояния населения;

■ нерациональные затраты свободного времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного пот­ребления;

■ ухудшение морального климата в коллективе.

3. Среди экологических затрат и потерь можно выделить:

■ дополнительные затраты на очистку воздушного и водно­го бассейнов, земельных ресурсов;

■ дополнительные затраты на оздоровление населения, про­живающего на экологически неблагоприятных территориях;

■ потерю продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы;

■ ускоренную амортизацию и дополнительные затраты на ремонт зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

 

2. Методы оценки качества продукции.

Под показателем качества продукции понимается количе­ственная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Оценка качества продукции осу­ществляется по совокупности показателей, установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции динамичны и носят относительный характер, по­скольку установленные и предполагаемые потребности могут изменяться со временем. Система показателей качества вклю­чает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество кон­кретных видов продукции. Они дают количественную и каче­ственную характеристику свойств продукции, входящих в со­став ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на еди­ничные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свой­ство продукции, комплексные - наиболее существенную сово­купность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества про­дукции в целом.

Общепринятой является следующая классификация еди­ничных показателей [10; 6; 26].

1. Показатели назначения - технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (произво­дительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность - это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя экс­плуатационные показатели в заданных пределах в течение тре­буемого промежутка времени (безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность). Долговечность - это свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного време­ни, которое устанавливается в зависимости от условий обеспе­чения безопасности и экономической целесообразности (тех­нический ресурс и срок службы).

3. Показатели технологичности, характеризующие эффек­тивность конструкторско-технологических решений с точки зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетиче­ских, трудовых) и обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте оборудования (трудоем­кость изделия).

4. Показатели стандартизации и унификации, определяю­щие степень использования стандартизированных и унифици­рованных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изде­лии. Эти показатели дают косвенную информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использо­вания узлов и деталей данного изделия.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и ком­форт при эксплуатации изделия. В эту группу входит комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и пси­хофизиологических свойств, проявляющихся при пользовании изделием (например, уровень освещенности, шума, вибраций, усилия, необходимые для управления, рациональность распо­ложения элементов управления).

6. Эстетические показатели, характеризующие художествен­ную выразительность, рациональность форм, целостность компо­зиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических ре­шений изделия. Среди таких показателей выделяют патенто­способность и патентную чистоту. Патентоспособность — это свойство технического, художественно-конструкторского ре­шения, определяемое совокупностью признаков, обеспечиваю­щих возможность правовой охраны, т. е. получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Па­тентная чистота — это свойство объектов (машин, оборудова­ния и других изделий) и технологических процессов обеспечи­вать возможность их использования, не нарушая действующих охранных документов третьих лиц.

8. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции (например, содержание вредных примесей, уровень акустических, электромагнитных, радиаци­онных воздействий).

9. Показатели транспортабельности, определяющие при­способленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Каждое изделие характеризуется совокупностью свойств, оцениваемых системой показателей. При этом улучшение од­них показателей качества может сопровождаться ухудшением других. Например, повышение грузоподъемности автомобиля может привести к снижению скорости, маневренности. Это за­трудняет сравнение и выбор оптимального варианта повышения качества продукции. Поэтому возникает необходимость в комплексном показателе качества, который бы объединял и ни­велировал единичные.

Комплексный показатель качества отражает несколько или все свойства данного вида продукции. Расчет комплексного по­казателя производится двумя методами:

■ аналитическим;

■ коэффициентным.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда можно установить функциональную зависимость комплексно­го показателя от единичных. Так, в автомобильной промыш­ленности для оценки качества автобуса используется обобщен­ный показатель — годовая производительность автобуса (Waвm), который определяется по формуле [9]:

 

,

 

где Тн - средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде, ч; Скэ — эксплуатационная скорость автобуса, км/ч; q — номинальная вместимость автобуса, чел.; Кх коэффици­ент использования вместимости автобуса; К2 — коэффициент использования пробега автобуса; К3 коэффициент использо­вания парка автобуса.

Когда не удается построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей. При оценке качества про­дукции этим методом комплексный показатель качества (ПКК) определяется по формуле:

 

,

 

где Ki коэффициент весомости i -го единичного показателя; п — количество единичных показателей, используемых при рас­чете комплексного показателя качества; ПК i, — значение i -го единичного показателя качества.

Этот метод в настоящее время находит наибольшее приме­нение при оценке качества пищевых продуктов, парфюмерных и швейных изделий, мебели и подобное, т.е. в тех случаях, когда оценка показателей качества в основном производится органолептическим методом, где показатели выражаются в баллах.

Рассмотренные показатели характеризуют способность про­дукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходи­мо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетво­рение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет эконо­мическую эффективность качества. Показатель экономической эф­фективности качества (ЭК) рассчитывается по формуле:

,

 

где Эп — суммарный полезный эффект от потребления продук­ции определенного качества; Зс — затраты на создание продук­ции, р.; Зп — затраты на потребление продукции, р.

Данную формулу можно применять для продукции, срок службы которой не выше одного года, в противном случае за­траты на создание продукции должны быть приведены к по­следнему году срока службы продукции с помощью коэффици­ента эффективности капитальных вложений.

Относительный комплексный показатель эффективности качества рассчитывается на одно изделие (единицу продук­ции) и показывает полезный эффект, приходящийся на каж­дый рубль затрат. Например, такими показателями качества грузового автомобиля могут быть удельные затраты (включая стоимость и эксплуатационные затраты за срок службы) на тонно-километр пробега, для сверлильного станка — количе­ство отверстий, которые сделаны при помощи станка за весь срок службы на рубль затрат и т.д. Таким образом, относитель­ный комплексный показатель соизмеряет важнейшие факто­ры, определяющие конкурентоспособность продукции: показа­тель соотношения качества и затрат на создание и эксплуата­цию продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют не конк­ретные виды продукции, а уровень качества всей продукции предприятия, отрасли, страны. В число обобщающих показате­лей входят:

■ объем и удельный вес новой и конкурентоспособной про­дукции в общем объеме произведенной продукции;

■ объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

■ объем и удельный вес сертифицированной продукции;

■ объем и удельный вес продукции, соответствующей ми­ровому уровню качества;

■ косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за поставки некачественной продукции, затраты на устранение рекламаций).

Для определения показателя качества продукции, характе­ризуемой сортом, необходимы следующие данные: доля про­дукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в со­поставимых условиях.

Средний коэффициент сортности сорт) можно опреде­лить двумя способами:

■ отношением количества продукции первого сорта к об­щему выпуску;

■ отношением стоимости продукции каждого сорта к стои­мости всей продукции, рассчитанной по цене первого сорта (Ц1),

,

 

где Vi — объем произведенной продукции i -го сорта; V1 объем произведенной продукции 1-го сорта; Ц i, Ц1— цена единицы продукции i -го сорта и цена единицы продукции 1-го сорта; п — количество сортов продукции.

При оценке уровня качества, т.е. степени удовлетворения потребностей общества, возможны два подхода:

■ уровень качества определяется по отношению к лучшим образцам отечественной или зарубежной продукции, т.е. к ба­зовым изделиям;

■ уровень качества определяется как степень удовлетворе­ния требований потребителей.

Уровень качества (УК i) при первом подходе определяется со­поставлением качества оцениваемой продукции со значением качества базового изделия

 

,

 

где ПК i, — показатель качества оцениваемой продукции; ПКбаз — показатель качества базового изделия.

При втором подходе определение качества в зависимости от уровня удовлетворения потребителя выделяют следующие уровни качества:

- первый уровень – продукция удовлетворяет требованиям стандартов;

- второй уровень – продукция не только удовлетворяет требованиям стандартов, но и соответствует назначению;

- третий уровень – продукция соответствует требованиям рынка.

 

условия и режимы труда, и не должны нарушать положений, установленных законодательством Республики Беларусь.

Важное место в системе управления качеством занимают стандартизация и сертификация продукции, являющиеся со­ставными элементами государственной системы управления качеством, которая включает:

■ законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции;

■ государственную систему стандартизации требований к качеству продукции и контроля за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

■ государственную статистическую отчетность по техниче­скому уровню разработок и качеству выпускаемой продукции.

 

3. Сертификация продукции и порядок ее применения.

Стандартизация продукции (работ, услуг) — это деятель­ность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик как обязательных, так и рекомендуемых для вы­полнения в процессе управления качеством продукции (работ, услуг). Стандартизация является инструментом для повыше­ния качества продукции (работ, услуг) на основе ускорения на­учно-технического прогресса и активизации инновационно-ин­вестиционной деятельности на всех уровнях управления. Целя­ми стандартизации продукции (работ, услуг) являются:

■ безопасность продукции (работ, услуг) для жизни и здо­ровья человека, имущества и окружающей среды;

■ техническая и информационная совместимость и взаимо­заменяемость изделий;

■ качество в соответствии с уровнем развития науки, техни­ки и технологии;

■ единство измерений;

■ экономия ресурсов;

■ безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф;

■ обороноспособность и мобилизационная готовность страны. Объектами стандартизации являются продукция, работы (процессы), услуги (материальные и нематериальные).

При стандартизации продукции (сырья, материалов, полу­фабрикатов, готовых изделий) ей могут быть подвергнуты конкретный вид или группа однородной продукции, техниче­ские условия; методы контроля, параметры упаковки, парамет­ры маркировки, правила приемки, хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта, утилизации.

Стандартизация работ (процессов) может касаться следу­ющих элементов: конкретные виды работ на отдельных стади­ях жизненного цикла — разработки, производства, эксплуата­ции (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, ути­лизации; экологические требования; методы контроля.

Стандартизация материальных и нематериальных услуг осу­ществляется для конкретных видов и групп однородных услуг; технических условий; методов контроля; требований персонала.

Формы и методы взаимодействия предприятий друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливают­ся стандартами государственной системы стандартизации.

Стандарт — это нормативный документ по стандартиза­ции, утвержденный органом по стандартизации — Государ­ственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, который направлен на достижение оптимальной степени упо­рядочения в определенной области производственной деятель­ности. Стандарт может содержать как обязательные к выполне­нию требования, обеспечивающие безопасность продукта, тех­ническую и информационную совместимость и взаимозаменя­емость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований.

В настоящее время в Республике Беларусь действует система стандартизации, которая соответствует принятым в 2004 г. зако­нам «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оцен­ке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». В этих законах закреплен новый подход к установлению и приме­нению обязательных и добровольных требований к продукции (услугам), введению технических регламентов и проведению оцен­ки соответствия согласно принятой международной практике.

Разработка для различных групп продукции технических регламентов, базирующихся на международных и европейских стандартах, направлена на обеспечение оптимального уровня безопасности посредством применения их на всем пути движе­ния продукции от изготовителя к потребителю, предотвраще­ние появления опасной и фальсифицированной продукции, а также минимизации технических барьеров для изготовителей.

Все нормативные документы по стандартизации подразде­ляются на следующие виды:

■ международные стандарты;

■ межгосударственные (региональные) стандарты;

■ государственные стандарты Республики Беларусь;

■ стандарты организации;

■ технические условия.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных до­стижениях науки, техники и технологии, учитывая условия ис­пользования продукции (выполнения работ, оказания услуг), условия и режимы труда, и не должны нарушать положений, установленных законодательством Республики Беларусь.

Сертификация — это деятельность соответствующих орга­нов управления и субъектов хозяйствования по подтвержде­нию соответствия продукции конкретным требованиям, кото­рые установлены стандартами или другими нормативными до­кументами по стандартизации. Сертификация продукции слу­жит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.

Основными целями сертификации являются:

■ создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;

■ защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья и окружающей среды;

■ подтверждение показателей качества продукции, заяв­ленных изготовителем;

■ содействие экспорту и повышению конкурентоспособ­ности продукции.

Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия тре­бованиям технологических нормативных правовых актов в об­ласти технического нормирования и стандартизации» опреде­лено, что объектами оценки соответствия являются:

■ продукция;

■ процессы разработки, производства, эксплуатации, хра­пения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

■ оказание услуг;

■ система управления качеством;

■ система управления окружающей средой;

■ компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испыта­ний продукции;

■ профессиональная компетентность персонала в выполне­нии определенных работ, услуг.

К субъектам оценки соответствия относятся:

■ уполномоченные государственные органы (Госстандарт Республики Беларусь и иные государственные органы в облас­ти оценки соответствия);

■ аккредитованные органы по сертификации;

■ аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

■ заявители на аккредитацию или на подтверждение соот­ветствия.

К документам об оценке соответствия относятся:

■ аттестат аккредитации;

■ сертификат соответствия;

■ декларация о соответствии;

■ сертификат компетентности.

Документом, удостоверяющим, что на предприятии выпус­кается продукция, соответствующая всем требованиям стан­дарта, является сертификат соответствия. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. При обязательной сертификации предприятию в соот­ветствии с правилами системы сертификации выдается сертифи­кат соответствия, который подтверждает соблюдение всех уста­новленных требований к продукции, а при добровольной серти­фикации предприятие получает знак соответствия, который ука­зывает, что продукция или услуги соответствуют требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтверж­денным при сертификации, проводится инспекционный конт­роль. В 2005 г. подтверждение соответствия продукции и услуг регламентированным требованиям в Республике Беларусь осу­ществляли 95 аккредитованных органов, было выдано 36 000 сертификатов соответствия, зарегистрировано 4500 деклараций. С 2006 г. показатель доли выпуска новой и сертифицированной продукции Постановлением Правительства Республики Бела­русь № 1566 от 29.12.2005 включен в перечень целевых показате­лей прогноза социально-экономического развития страны.

4. Сертификация систем качества.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает предприятию немало выгод и преимуществ. Во-первых, он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют предприятиям кредиты, чья система качества серти­фицирована. Во-вторых, страховые компании отдают предпочтение таким предприятиям при страховании от ущерба за некачественную продукцию.

Сертификат на систему качества — весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара. Западные эксперты отме­чают, что в ближайшем будущем на едином европейском рынке до 95% контрактов будет заключаться только при наличии у поставщи­ка сертификата на систему качества.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых фак­торов конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внеш­нем рынках.

Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экс­портировать свою продукцию, сертификация системы качества - важ­нейшее условие, определяющее возможность заключения контракта иреализацию продукции по мировым ценам.


При сертификации производства оцениваются четыре блока объектов:

готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализации и по­требления, анализ причин обнаруженных дефектов);

технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);

техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, проверка контрольно-измерительных приборов);

система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль; типовые, квалификационные и периодичес­кие испытания).

Основные этапы сертификации производства представлены в табл. 1.

Сертификация систем качества проводится в три этапа:

заочная оценка системы качества;

окончательная проверка и оценка системы качества;

инспекционный контроль за сертифицированной системой каче­ства в течение срока действия сертификата.

Заочная оценка системы качества – это предварительная оцен­ка, необходимая для того, чтобы эксперт мог выявить потенциаль­ную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества заявку, доку­мент о политике по качеству, руководство по системе качества, анке­ту-вопросник с ответами. Бели анализ этих материалов имеет положительные результаты, орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении сертификации систем качества.

Окончательная проверка и оценки системы включает оценку состояния и видов деятельности предприятия по управлению ка­чеством; состояния производственной системы; качества выпускае­мой продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии элементов обеспечения качества требованиям международного стандарта ИСО серии 9000 либо аналогичного государственного российского стан­дарта.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: плановый (не реже 1 раза в год) и внеплановый (по мере поступления претензий к качеству продукции и в связи с введением существенных изменений в технологию производства продукции).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 6920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.