Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Принципиальные подходы к обновлению обществоведческого образования




Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе

Человек и общество

Концепция содержит ряд принципов, ставших постоянным научно-педагогическим ориентиром при определении содержания образования, в том числе и при проектировании 12-летней школы.

Среди этих принципов отметим следующие.

Первое. Значительное место в курсе занимают знания о человеке, его индивидуальности, ценности его жизни, его правах и свободах, его способностях и потребностях, внутреннем мире и социальной деятельности. Этот подход включает глубокое разъяснение питомцам школы необходимости гармонизации интересов индивида и социума: общество признает за каждым индивидом право на учет его своеобразия и потребностей, а личность ориентирована на соотнесенность своих интересов и нужд с интересами общества.

Второе. Установка на реализацию четырехкомпонентного состава обществоведческих дисциплин: научные знания, социальные нормы, способы деятельности, ценностно-миро воззренческое видение мира.

Третье. Социально формирующий характер обществоведческого образования, основной функцией которого является содействие социализации личности - ее становлению, гражданскому воспитанию, усвоению индивидом культурных ценностей, моральных и юридических норм, достойных образцов поведения, формирование патриотических чувств причастности к судьбе Отечества, жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта.

Поскольку, согласно научным представлениям, социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общения и самосознания, школьное социально-гуманитарное образование выполняет следующие функции:

в сфере деятельности: ориентировка в основных видах социальной активности, формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;

в сфере общения: обогащение содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;

в сфере самосознания: формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.

Четвертое. Теоретически обоснованная и практически доказанная целесообразность интегрирования в учебном предмете экономно отобранных элементов базовых наук: философской антропологии, социальной философии, этики, экономической теории, социологии, политологии, правоведения, социальной экологии, социальной психологии, культурологии.

Интеграция открывает возможность дать учащимся представление об обществе в целом, о сферах общественной жизни, социальных качествах духовной жизни человека, отношениях общества и природы. Рассматри вая проблему педагогической интеграции элементов различных наук о человеке и обществе, нельзя не учитывать нарастающую тенденцию к интеграции социальных наук, организации междисциплинарных исследований, центральным предметом исследований которых стал ╚человек в обществе╩, где превалирует идеал ╚тотальности╩, ориентирующий на изучение общества как целостности. Характерно и то, что в ХХI в. прогнозируется усиление взаимодействия наук, появление новых комплексных научных дисциплин, возрастание интеграционных процессов в науке.

Возможен также набор модульных курсов (╚Введение в политологию╩, ╚Введение в социологию╩ и т.п.), но при выполнении по крайней мере двух условий: реализация в каждом из курсов требований Госстандарта применительно к данной ветви социально-гуманитар ных дисциплин; знания, умения, ценностные ориентации всех ╚модулей╩ суммарно должны в полной мере соответствовать всем нормам Госстандарта.

Вместе с тем только интегральный подход позволяет учесть возможности и запросы каждой возрастной группы учащихся, позволяет на каждом году обучения возвращаться ко всему спектру проблем - экономических, социальных, семейно-бытовых, правовых и т.д., раскрывая их в новых аспектах и связях, наиболее полно удовлетворяя потребности школьников в познании самих себя и окружающей социальной действительности. Систематич ность и логика развертывания учебного материала определяются не логикой науки, а педагогическими соображениями.

Пятое. Представление в курсе различных взглядов на общество, возможностей альтернативных решений проблем социального развития, рассмотрение так называемых открытых вопросов, особенно из современной российской и общемировой действительности, по которым наука, политическая практика еще не пришли к устоявшимся выводам. Такой подход открывает возможности показать движение науки, трудности поиска истины, разнообра зие мировоззренческих подходов. Вместе с тем это ╚открытое╩ учебное исследовательс кое поле может служить полигоном для решения учащимися проблемных задач, способство вать складыванию их критического мышления, выработке умения аргументировать и отстаивать собственные позиции. Все это способствует тому, что курс предстает перед учащимися не как набор готовых ответов на актуальные вопросы общественного развития, а как совокупность социальных проблем, уже решенных или требующих решения в наше время. Такой социально-педагогический подход ставит определенный заслон догматизму, развивает критичность ума, позволяет вырабатывать собственное миросозерцание.

Шестое. В обучении, наряду с учебником, должны использоваться документальные источники: фрагменты из произведений мыслителей прошлого и современности, научно-популярной литературы, российские и международные политико-правовые документы. Главнейший из них - Конституция Российской Федерации. Изучение Конституции вменено государством в обязанность общеобразователь ным учреждениям. Эта обязанность реализуется прежде всего социально-гуманитарными дисциплинами. Весьма существенно также разъяснение положений и значения Всеобщей декларации прав человека, примыкающих к ней документов, в частности излагающих права ребенка.

Седьмое. Признание незаменимой роли обществознания в реализации современной педагогической ориентации на культуросооб разную школу. Обществознание - единствен ный учебный предмет, целостно рассматрива ющий духовную и материальную культуру; ее роль в развитии человека и общества.

Восьмое. Признание многоаспектной связи с жизнью как одной из постоянно действующих тенденций обществоведческого образования. Доминантными являются: рассмотрение оптимальных путей проектирования и реализации каждым учащимся своего личностного потенциала, целей и мотивов его деятельности; теоретическое рассмотрение важнейших проблем функционирования и развития современного общества. Преподавание курса должно быть построено таким образом, чтобы учащийся каждодневно убеждался в практической значимости приобретенных знаний.

Необходимо включение в содержание предмета, наряду со сведениями о человеке и обществе, знаний о методах социального познания, о способах практической деятельности в различных сферах жизни общества, а также опыта творческой деятельности. В учебном процессе используются разнообразные приемы и формы, проблемные и практические задания, стимулирующие самостоятельное осмысление нравственных, политических, правовых и иных жизненных ситуаций.

Девятое. Содержание обществоведческо го образования должно создать необходимые условия для всесторонней реализации:

межпредметного взаимодействия, прежде всего с наиболее близким курсом истории, что будет способствовать усилению познавательного потенциала обоих предметов. Новая структура исторического образования (изложение с IV по Х класс истории с древности до наших дней) создает необходимую базу для рассмотрения (особенно в IХ-Х классах) современного общества и вместе с тем может освободить обществоведение от освещения некоторых собственно исторических сюжетов. Целесообразно учитывать и положительное значение для обществоведения расширения экономических сведений в курсе географии;

внутрипредметных связей, в частности на основе повышения удельного веса обществоведческих проблем в начальной школе (особенно вопросов морали), а также с учетом задачи спиралевидного развертывания знаний о различных сферах общественной жизни.

Десятое. Содержание обществоведческо го образования подразделяется на инвариант ную и вариативную части.

Инвариантный компонент содержания призван обеспечить единство культурного развития молодого поколения страны в условиях многообразия российской школы, возможность опоры на обществоведческую подготовку в социальной деятельности, преемственную связь общеобразовательной школы и последующих ступеней системы непрерывного образования. К этому компоненту содержания обществоведческого образования относятся прежде всего фундаментальные положения общественных наук, философские представления о человеке и обществе, выводы, обобщающие глобальные, интернациональные процессы и явления, важнейшие научные понятия, законы и идеи, знания о способах познавательной и практической деятельности, имеющие всеобщее значение. К данному компоненту относятся и знания о состоянии и тенденциях развития современного российского общества.

Вариативный компонент содержания обществоведческого образования отвечает целям учета национальных, региональных и местных социально-культурных особенностей и традиций, личных интересов и склонностей детей. Сюда входят учебные материалы о национальных традициях и национальной культуре, о развитии экономики, социальной структуры, политической и культурной жизни региона, дополнения, отвечающие профилю образовательного учреждения, а также сведения о текущей экономической и политичес кой жизни России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.