Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образования в 90-х гг




V. Некоторые итоги обновления обществоведческого

В процессе становления новой системы обществоведческого образования выявились как положительные, так и отрицательные тенденции. К первым можно отнести:

демократическую направленность новой учебной литературы;

появление учебных пособий нового поколения (расширение проблематики, разнообразие трактовок; выпуск учебных пособий для углубленного изучения отдельных областей обществознания; наличие нескольких различных пособий по отдельным курсам);

расширение круга авторов, активная творческая деятельность, наряду со столичными, периферийных коллективов и отдельных авторов;

существенное расширение круга привлекаемых в учебном процессе источников знаний;

диалогичность, дискуссионность как учебных текстов, так и преподавания, ослабление авторитарных начал, стремления навязывать ╚единственно правильную╩ точку зрения;

постепенное овладение значительной частью педагогов содержанием и методикой современного школьного обществознания.

Вместе с тем возникает ряд серьезных препятствий, трудностей.

Ни один школьный предмет не заключен в столь ограниченные временные рамки, которые и прежде позволяли лишь бегло ╚пройти курс╩, а сегодня он, размещенный в тех же сохранившихся от прошлого рамках, не может реализовать и небольшую долю своего научного, идейного, духовного потенциала, весьма значительного в связи с возвращением в содержание образования ранее находившихся под запретом целых областей научного обществознания, тем, имен. По-прежнему не учитывается необходимость выделения специального учебного времени для решения познавательных и практических задач, анализа жизненных ситуаций, работы с источниками, дискуссий, без чего невозможно говорить об эффективности формирования нового сознания творчески мыслящей, свободной и ответствен ной личности.

Недостаточность учебного времени не позволяет сформировать непрерывную систему школьного обществоведческого образования. Составные части еще не сформированной системы (пропедевтика в начальных классах, кое-где внедряемые занятия по граждановедению в V-VII классах, интегративные курсы в старших классах) слабо связаны между собой, в них не заняли подобающего им места вопросы духовной культуры. Состав отдельных курсов, преподавание которых в совокупности должно составить предмет ╚Обществознание╩, пока не характеризуется полнотой знаний и целостностью.

Авторы программ и учебников справедли во стремятся уделить необходимое внимание знаниям о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Однако при этом недостаточно раскрывается настоятельная социальная необходимость ориентации личности на соотнесенность своих интересов с интересами общества. Это, в частности, проявляется в том, что мало внимания в преподавании уделяется установленным Конституцией и другими законодательными актами таким обязанностям гражданина РФ, как защита Отечества, сохранение природы и окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, уплата законно установленных налогов и сборов.

Некоторые учебные пособия педагогичес ки несовершенны, поскольку не учитывают возможностей учащихся, слабо ориентированы на практическую подготовку учащихся к жизнедеятельности в современном обществе, подчас не отвечают требованиям, предъявляемым к знаниям учащихся.

Медленно преодолевается слабая подготовленность части учительства к преподава нию нового содержания обществоведческих курсов. Это объясняется расширением поля базовых наук, часть которых (политология, социология и т.д.) многие преподаватели прежде не изучали, принципиальными изменения ми в содержании ряда наук (экономики и др.); в сознании части педагогов не преодолены прежние догмы и шаблоны, не стало нормой широкое раскрытие различных мировоззрен ческих взглядов с позиций приоритетности гуманизма и демократии, неприятия фашизма, расизма, различных проявлений экстремизма и тоталитаризма.

Органы образования утратили давнюю традицию демократической российской педагогики - проведение относительно широких региональных и общероссийских учительских предметных совещаний, чтений с последующей публикацией лучших выступлений и рекомендаций, что могло бы способствовать собиранию и распространению лучшего опыта.

Внедрению нового содержания препятству ют нехватка новых пособий, финансовые трудности регионов, не оформляющих заказы на необходимые учебные книги, а также ограниченные финансовые возможности учителей, вынужденных отказываться от покупки современной научной литературы и подписки на журналы. В школах ряда территорий ощущается нехватка учебников. Кое-где нарушается право учителя на выбор пособий, имеет место навязывание комитетами образования школам того или иного учебника.

Обилие учебных изданий и право выбора учебной книги, наряду с положительными последствиями, породило и серьезные трудности: учитель не в состоянии по названию в бланке заказа или даже при наличии краткой (по сути рекламной!) аннотации правильно выбрать учебное пособие. Нередко при отсутствии надежной информации о качестве пособий выбор осуществляется наугад, что ведет к нежелательным последствиям в дальнейшем.

Внедрению нового содержания препятству ет возобновившийся на новой основе отрыв содержания учебных пособий от реальной действительности: так, ╚чистая модель╩ правового государства или социально ориентирован ной рыночной экономики вступает в противоречие с состоянием российской экономики или политической жизни в стране и конкретном регионе. Наблюдаются первые симптомы отчуждения учащихся, поначалу положительно встретивших введение новых учебных курсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.