Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Цели обществоведческого образования, место предмета в учебном плане школы




Представленные в курсе обобщенные выводы о человеке и обществе, экономике и политике, социальном и духовном развитии, будучи универсальными научными знаниями, являются незаменимым инструментом в познании многообразных процессов, которые происходят в обществе сегодня или будут происходить завтра. Специфика курса обществоз нания позволяет дать учащимся средства самопознания, самосозидания, самореализации. Курс создает условия для активного приобщения учащихся к гражданской культуре, поскольку содержит знания о гражданском обществе и государстве, систему демократических и гуманистических ценностей, моральные и правовые нормы, способы деятельности.

Анализ педагогических возможностей курса обществознания позволяет с учетом ресурса учебного времени так определить цели обществоведческой подготовки учащихся:

содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;

формирование существенных элементов новой социальной, нравственной, правовой, экономической, политической культуры;

воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество, уважающего права и свободы человека, нацеленного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

развитие умения применять полученные знания для самостоятельной ориентации в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.

При подготовке перехода к 12-летней школе основное внимание (при признании важности специализированных курсов) должно быть обращено на общеобразовательную обществоведческую подготовку (включая сюда и лицеи с техническими, математическими и прочими профилями, школы, профилированные по дисциплинам естественно-научного цикла). Главный тезис здесь: кем бы ни становился выпускник школы - математиком, инженером, коммерсантом, он должен быть прежде всего человеком и гражданином, он должен быть интегрирован в реально существующее общество. Знания о человеке и обществе нужны не только тем, кто избрал ╚профиль╩, а всем. Поэтому на первом плане должно быть обществоведение (обществознание) как общеобразовательный обязательный для всех учащихся интегральный учебный курс.

Препятствием для дальнейшего развития обществоведческого образования является прежде всего унаследованный от прошлого взгляд, который пока доминирует в сознании части работников школьного образования, ученых, методистов: обществоведение рассматривается как предмет, который за сравнитель но малое учебное время должен ╚воспитать╩ учащихся, внушить им некоторую совокупность ценностей, идеологических постулатов.

Между тем выпускник школы должен получить научные знания о личности и обществе, которые нужны ему и важны не меньше, чем знания по физике, биологии, химии и т.п. Чем сложнее переходные процессы в нашем обществе, тем важнее создать основу для научного понимания и самостоятельной ориентировки в них. Можно, однако, предполагать, что кто-то хотел бы иметь дело с ╚массой╩, не способной ориентироваться в том, что происходит в обществе.

Как естествознание включает в себя комплекс наук, так и обществознание в широком смысле слова объединяет ряд социально-гу манитарных наук. Поскольку в массовой школе для каждой из них в отдельности места не находится, интегральные курсы, сообщающие самые необходимые знания из многих общественных наук, не могут быть заключены в те рамки, которые оставили за собой прежние учебные предметы ╚Обществоведение╩ и ╚Основы советского государства и права╩.

Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, политических и пр.). Поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от нравственных и правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Образование и воспитание гражданина и человека - это не разные процессы, а единый процесс. Изучение и правовых, и моральных норм ущербно, если оно не связано с реальной жизнью общества, с теми противоречивы ми процессами, которые в нем протекают. Поэтому при изучении в школе любого социального объекта (семья, производство, национальные отношения и т.п.) должны раскрываться все аспекты изучаемого - и объективные тенденции происходящего, и правовое регулирование, и нравственные нормы. Именно таким образом ученик будет осознавать реальную жизнь, в которой он живет.

Развитию образования по социальным дисциплинам мешает еще одна распростра ненная догма: будто это дисциплины для ╚заучивания╩ в отличие от естественно-математи ческого цикла, который нужен для ╚практичес кого применения╩. Поэтому в учебные планы и программы по естественным дисциплинам и русскому языку традиционно включается учебное время для решения задач, практических занятий, упражнений и т.д., а для обществове дения до сих пор под решение задач, анализ практических ситуаций, обсуждение социальных проблем время не закладывается. Возможно, кто-то считает, что можно прожить, не применяя на практике полученные обществоведческие знания, а лишь загружая ими память для сдачи экзамена.

Эффективность школьного обществоведе ния сможет быть поднята до эффективности преподавания математики и русского языка путем оснащения курса сборниками задач, практикумами, сборниками проблемных ситуаций, хрестоматиями при одновременном включении в учебный план времени для реализации потенциала курса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.