Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты культуры Древнего мира




Характеристика древних цивилизаций.

В конце каменного века, первобытная культура теряет свое однообразие, и в неолите, почти одновременно в трех областях земного шара возникают древние цивилизации: египетская, цивилизация Месопотамии и эгейская, доарийская культура долины Инда и Ганга (хараппская цивилизация), Древний Китай. Несмотря на непохожесть этих культур, наличие многочисленных особенностей, всем им свойственны общие характеристики, демонстрирующие общие закономерности развития человеческого общества вне зависимости от географических условий, этнических процессов, исторических условий и др.

1. Все древние цивилизации возникли в подходящих для этого условиях – постоянные источники воды и тепла, поэтому основой экономики, учитывая существующий уровень производства, являлось поливное земледелие (ирригационные системы) и животноводство.

2. Сложные ирригационные системы и регулирование их функционирования побуждало развитие управленческого аппарата и создание государства.

3. Необходимость управления огромными массами людей и мифологическое сознание обусловили политическое устройство первых государств – деспотия (с греч. – «неограниченная власть»), она предполагает абсолютное единство, исключавшее проявление индивидуальности и свободы человека. Это единство обеспечивал верховный правитель, который обладал абсолютной властью над подданными.

4. Обожествление (сакрализация) государственной власти: правитель отождествлялся с богом или приравнивался к нему. Определяющим моментом был культ Неба, а также тема священного союза земли и Неба, в силу чего фараон либо царь воспринимался как сын Неба и призван управлять людьми.

5. Сословная дифференциация общества – существование иерархий и рангов, а также отдельных социальных групп, достаточно обособленных от других прослоек по экономическим, политическим характеристикам, уровню образования и прочее.

6. Традиционализм древних культур – они устойчивы, постоянны, происходящие в них изменения идут слишком медленно и практически не фиксируются коллективным сознанием – это выражается в 1) медленном темпе изменений видов, средств и целей деятельности; 2) повторении заданного образа жизни, обычаев, традиций, 3) воспроизводстве сложившейся социальной структуры; 4) господстве сакральных, религиозных представлений в общественном сознании.

7. Возникновение письменности. Ей принадлежит ведущая роль в государстве: она является средством распространения власти и носит священный, сакральный характер – иероглифы и клинопись вещают от имени богов и от имени власти. Первые государства – это, по сути, письменные теократии. Кроме того, с ее появлением стало возможны новые формы хранения-передачи информации и появления «теоретической», т.е. чисто интеллектуальной деятельности.

8. С появлением городов и государств создается городская цивилизация (ей свойственны повышенный уровень комфорта, интерес к общественной жизни страны, новые потоки информации и способы ее потребления).

9. С ростом цивилизаций расширяются контакты между народами и государствами (торговля, паломничество, военные походы).

10. Характерным для древних цивилизаций этапом развития было так называемое осевое время — термин К. Ясперса, обозначающий период между VIII и II вв. до н.э., когда произошел резкий поворот в истории, во время которого на смену мифологическому сознанию пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. В осевое время были разработаны те основные категории, которыми человек мыслит по сей день, заложены основы мировых религий, существующих и сегодня (даосизм, буддизм, иудаизм, возникает философия как специфический способ умственной деятельности). Все наиболее значимые изменения появились почти одновременно в течение немногих столетий на Востоке и на Западе независимо друг от друга. В Индии в это время жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Палестине выступали пророки, в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.