Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Древнего Египта




Древний Египет – один из самых ранних очагов человеческой культуры, здесь впервые в мире возникло государство и зародилось классовое общество. Геродот назвал Египет «даром Нила», от разливов реки зависело существование целого народа. Сами египтяне называли свою страну «Кемет» - черная земля. Периоды – Додинастический, Древнее царство, Среднее, Новое, Позднее время (4 тыс. до н.э. - 332 г. до н.э. (в Египет вступили войска А. Македонского)). В Додинастический период Египет представлял собой два государства – Нижний Египет (дельта Нила) и Верхний (все течение Нила). В 3200 г. до н.э. фараон Нармер объединил Египет, в дальнейшем фараон Мина в целях сплочения государства основал на границе Верхнего и Нижнего Египта новую столицу Мемфис, тем не менее процесс объединения государства длился до начала II тыс. до н.э. Около 1700 г. Египет был завоеван кочевыми племенами гиксосов (индоевропейцы, во время первого Великого переселения народов), утвердилась новая династия, которая была изгнана из Египта в ходе народного восстания через 100 лет. После изгнания Гиксосов наступает время расцвета Египта (Рамзес II, Аменхотеп IV, Хатшепсут, Рамзес II – последний всплеск могущества государства). В 7 веке до н.э. Египет был под властью Ассирии, в 332 г. до н.э. – был завоеван Александром Македонским, позже стал Римской провинцией.

Удачное географическое положение, замкнутость территории (север Африки) затрудняло этнические процессы (в формировании египетской цивилизации принимал участие один этнос) и культурные заимствования извне, давало возможность сохранять устойчивость традиций. Ведущая роль в культуре принадлежала религии: именно она определяла экономические, политические и социальные структуры государства. Религия Древнего Египта была политеистична: каждый ном (административный округ) поклонялся собственному богу. Тем не менее, существовали и верховные божества, почитаемые всем Египтом – Ра (бог солнца), Осирис (бог подземного царства и воскресающей природы), Птах (бог творческой силы земли), Исида (покровительница материнства), Тот (бог мудрости). С различными богами были связаны священные животные – бык, кошка, змея, коровы, птицы – ибис, насекомые – скарабей (воплощение восходящего солнца Хепри). Особую роль в государстве играли жрецы: они выполняли не только культовые функции – в их руках были сосредоточены наука, искусство, система образования. Все духовные ценности формировались в храмах, которые были не просто молельнями, а центрами духовной и политической жизни, развитыми хозяйственными единицами с большим количеством земли, рабов, стад, кораблей и даже городов. Жреческое сословие являлось серьезным соперником власти фараонов, между ними постоянно шла борьба. Наиболее решительные меры по ограничению жреческой власти были приняты фараоном 14 династии Аменхотепом IV: ему удалось на небольшой период упразднить культы всех богов и сделать единым верховным божеством Атона – бога солнечного диска.

Яркая черта мировоззрения египтян – желание остановить смерть, надежда на дальнейшую жизнь души, которая египтянами понималась состоящей из двух субстанций – Ба (физическое тело и душа) и Ка (жизненная сила). После смерти человека Ка вселяется в физическую мертвую оболочку. Чтобы это могло произойти и человек не погиб для царства Осириса, тело было необходимо сохранить от тления. Это привело к практике мумификации, созданию скульптурных двойников и заботе живых о мертвых – заупокойные дары и жертвы, строительство храмов и гробниц. Эти ритуалы и обряды получили название заупокойного культа, который наложил свой отпечаток на все сферы жизни общества. Идея бессмертия нашла свое воплощение, в первую очередь, в произведениях литературы (тексты саркофагов, Книга Мертвых, «Беседа разочарованного со своей душой»). Книга мертвых – сборник религиозно-магических заклинаний, руководствуясь которыми, умершие преодолевали все препятствия на пути к достижению загробного блаженства. Книга мертвых, насчитывающая около 200 глав, была составлена во II тыс. до н. э. В ней содержится описание суда Осириса, приводятся речи умершего к Осирису и другим египетским богам. Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль, т.к. оно обеспечивало бессмертие. Труд художников, скульпторов, архитекторов считался священным, многие из них были жрецами и всегда окружены почетом. Проявление свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Скульптура строго канонична. В Древнем царстве сложились два типа статуй: стоящей – фигура выпрямлена, фронтальна, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя писца Каи). Статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красно-коричневого цвета, женских – желтого, волосы – черного, одежды – белого цвета. Кроме того, скульптура портретна, ее отличает максимальное сходство, несмотря на то, что образы в целом идеализировались. В египетской скульптуре применялось правило золотого сечения, т.е. определенное количественное соотношение между различными частями тела. Впоследствии эти правила были вновь открыты в Древней Греции. Получило распространение искусство рельефа: композициями оформляли гробницы и храмы, на них изображались сцены жизни умершего. Фигура фараона была выше остальных. Лица, торс и ноги изображались в профиль, глаза и плечи в фас. Исключением является период правления Аменхотепа IV, который приблизил к себе представителей свободного простого сословия, развивал науку и искусство и отменил канон). Он перенес столицу из Фив в построенный им Ахетатон («горизонт Атона») (ныне Эль-Амарна), выбрал себе новое имя - Эхнатон (впервые в культуре введено единобожие).

Ведущий вид искусства – архитектура. Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них. Храмы состояли из трех основных частей, вытянутых по оси – открытый двор, обнесенный по периметру колоннами (перистиль), потом второй двор, заставленный колоннами (гипостиль), и следом святилище, в котором находилась статуя божества. Дальше было хранилище, где размещалась казна и скрипторий, где хранились свитки папирусов. Перед храмом устанавливался каменный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинксов, все храмы отличались пышностью, украшались скульптурой, рельефами и росписью. Основное средство выразительности в египетской архитектуре – колонна, капители выполнялись в виде связок папируса или лотоса (храмы Амона в Луксоре и Карнаке).

Самой ранней, в Древнем царстве, формой гробниц были мастабы – она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Она послужила конструктивной основой для пирамид, первой из которых была пирамида фараона Джосера (Саккара), зодчий Имхотеп (60 м). Завершающий этап строительства пирамид - пирамиды в Гизе.

В Среднем царстве возник новый ансамбль, в котором гробница вырубалась в скале и сочеталась с заупокойным храмом. Такие храмы возводились в Дейр-эль-Бахри (храмы царицы Хатшепсут и Ментухотепа I, заупокойный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле – Рамессеум, вырубленный в скале на 55 м.). В Новом царстве появляются подземные усыпальницы.

Огромная роль в культуре принадлежит письменности, которая является одной из древнейших в мире: в ее основе лежит пиктографическое письмо в виде иероглифов. Во время похода Наполеона в Египет была сделана сенсационная находка – т.н. «Розетский камень», на котором была сделана надпись на египетском и древнегреческом языках (1798 г.). Искусство чтения иероглифов к тому времени было утрачено, а расшифровал надпись Жан Франсуа Шампольон.

Существовало три системы письма: иероглифическое («священный» и «резать») использовалось для монументальных, резанных на камне надписей; иератическое («жреческое») скорописное – этим шрифтом писали литературные произведения и научные книги. В Позднее время распространилось демотическое письмо, которое использовалось для ежедневных бюрократических нужд. Образование централизованного государства и развитие ремесел способствовали накоплению знаний. Этому способствовало, в первую очередь, развитие земледелия: были накоплены астрономические знания, сложены карты звездного неба, создан календарь, была определена продолжительность года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней каждый и в конце каждого года добавляли еще 5 дней. О развитии математики можно судить по сохранившимся папирусам конца Среднего царства: египтяне знали арифметическую и геометрическую прогрессии, пользовались дробями, решали уравнения с двумя неизвестными (неизвестное - «аха», буквальный перевод – куча), значимыми были достижения в области геометрии. Особых успехов египтяне достигли в области медицины – анатомия, сохранились медицинские папирусы с описанием болезней, симптомов, диагнозов и рецептуры (папирус Эберса).

В Древнем Египте была развитая законодательная система. Древнеегипетские законы пользовались авторитетом в Древнем мире, в частности, персидский царь Дарий попросил сделать для него перевод египетского законодательства. Суды (кенбет) были обязаны повседневно контролировать порядок и исполнение законов, правосудие было обязано защищать абсолютно всех жителей. Каждый человек должен был защищать себя сам. Одной из особенностей египетского законодательства было равноправное положение женщин по сравнению с другими странами Востока. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, наследоваться имущество и распоряжаться им по своему усмотрению, самостоятельно представлять свои интересы. Женщины обязаны были давать клятву и несли наказание наравне с мужчинами. Все наказания отличались жестокостью, часто с обращением в рабство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.