Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иконопись




Фрески и мозаика

Влияние принятия христианства на архитектуру

Дмитриевский собор

В период правления Всеволода Суздальская земля стала господствующим княжеством на Руси. И в это время во Владимире был возведён Дмитриевский собор - третий шедевр культового зодчества.

Дмитриевский собор - сравнительно небольшой одноглавый храм с хором (балконом для привилегированных лиц), такие строились на феодальных дворах. Несмотря на свои размеры, он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Дмитриевский собор построен точно по византийским канонам и в плане представляет собой греческий крест. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси.

Несмотря на то что каменное строительство в X-XI веке велось на Руси в основном приглашенными из Византии зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи. Таким образом, возникло каменное русское зодчество, которое даже на самой ранней стадии имело уже свой особенный характер, а во второй половине XI века выработало собственные традиции. Общие закономерности развития и взаимное культурное общение вели к строительству в разных районах близких по архитектурным формам сооружений. Движение в этом направлении (Романский стиль) было прервано вторжением монголо-татар.

Глава III. Развитие искусства после принятия христианства.

Первое место в ряду изобразительных искусств Киевской Руси принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера переняли от византийцев. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «евангелием для неграмотных».

С закатом Киевской Руси отошло в прошлое искусство «мерцающей живописи» - мозаики. Очень уж дорого она обходилась удельным князьям. Поэтому будущее принадлежало искусству фрески и иконописи.

В 11 веке было создано много произведений станковой живописи – икон.

По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой)

«Боголюбская Богоматерь» – самая ранняя из известных владимирских икон. Она стилистически близка к известной византийской иконе – «Владимирской Богоматери». Икона стала одной из самых прославленных на Руси и почиталась чудотворной, позже с неё были выполнены две копии.

Фрески Дмитриевского собора, созданные выдающимися византийскими и русскими мастерами, и немногочисленные, но первоклассные иконы представляют собой искусство времен Всеволода Большое Гнездо. «Богоматерь Оранта – Великая Панагея» - одна из лучших русских икон, новые свойства которой состоят в укрупнении не только образа в целом, но и деталей, подчеркнутой декоративности.

Новгородская школа станковой живописи представлена своеобразными произведениями, написанными в различной художественной манере.

В иконах XII начала XIII века сохраняются византийско-киевские традиции. Икона «Спас Нерукотворный» XII века, изображающая торжественно-возвышенный, суровый лик Христа с огромными глазами, является наглядным тому примером. На русских хоругвях изображали именно образ Христа-триумфатора. К нему стилистически близки две замечательные новгородские иконы: монументальное «Устюжское Благовещенье» (XII в.) из Юрьева монастыря и оглавное изображение Архангела, обычно называемое «Ангел златые власы» (XII-XIII вв.). Соприкосновение двух художественных направлений – традиционного и более свободного, с преобладанием местных черт – демонстрирует икона «Николай Чудотворец» (XIII век) из Новодевичьего монастыря в Москве и «Успение» (XIII век). В этих произведениях утвердились уже местные черты, несмотря на то, что они в целом принадлежат византийскому стилю: обобщённость линий и укрупнённость форм, суровость и внушительность, сочетание контрастных цветов – белого, красного, синего, зелёного и др., что столь характерно для позднейших новгородских памятников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.