Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Летопись




Развитие искусства после принятия христианства

Книжная миниатюра

Наряду с иконописью интенсивно развивалась книжная миниатюра. Новгородские миниатюры из Симоновского евангелия созвучны иконам. Четыре миниатюры составляют строго симметричную композицию, в центре которой под аркой подковообразной формы помещена фигура евангелиста в рост с открытой книгой в руках. Псковская миниатюра идентична новгородской. В ней также помещены изображения евангелистов в обрамлении из сложного орнамента, представляющего собой треглавый храм без крестов, который образован причудливым переплетением полос, растений и диковинных животных. Лица евангелистов переданы объёмно при помощи белых «оживок». На одеждах освещённые места также отмечены белым цветом.

Впитав как губка, и по-своему переработав разнообразные художественные влияния, Киевская Русь создала свою систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства на Руси.

ГлаваVI. Развитие литературы и появление новых жанров

Одним из основных жанров древнерусской литературы стало летописание – погодное изложение событий. Летописи - ценнейшие памятники всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей было делом государственным и преследовало вполне определённые политические цели. Летописец не просто описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда учёных, начало летописания относится к концу X века. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 годом. Это «Повесть временных лет», и была она создана, как принято считать монахом Киево-Печерского монастыря Нестером. В самом начале повествования, отвечая на вопросы «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в та времена подразумевалась история библейская и римско-византийская), «Повесть» отличается сложностью состава и многообразием включенных материалов, она вобрала в себя позднее «Повесть временных лет», в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов.

С XII века в истории русского летописания начинается новый период. Вместо Киева и Новгорода (главных центров летописаний) после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный характер.

«Слово»

В середине XI века было создано одно из знаменитых поэтических произведений древнерусской литературы, относящееся к жанру «слово», - «Слово о Законе и Благодати», написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и 1050 годами. В основу «Слова» легло определение места Руси среди других народов и государств, её вклада в распространение христианства. Идеи произведения Иллариона нашли своё развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI века. «Памяти и похвале Владимиру», написанном монахом Иаковом, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», первых русских святых покровителях Руси.

А в конце XII века было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». В основе сюжета этого произведения описание неудачного похода против половцев Новгород-северского князя Игоря Святославича (1185 год). Главной идеей «Слова» стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

«Житие»

Жития святых были любимым чтением наших предков. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости. Оно являлось образцом праведности и служило примером для жизни. Жития обязательно несли в себе образ для подражания.

Младшие сыновья великого князя Владимира Святославича Борис и Глеб были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью после их трагической гибели в 1015 году. До наших времен сохранилось три житийных памятника, посвящённых Борису и Глебу: 1) летописная повесть под 1015г.; 2) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца (конец. XI века.); 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба» неизвестного автора этой же эпохи.

«Поучения» и «хождения»

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры, например: поучения и хождения. «Поучения детям», составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, является ярким примером нового жанра, а также созданное игуменом Даниилом, знаменитое «Хождение», в котором он описывает его путешествие по святым местам через Константинополь и остров Крит в Иерусалим.

Литература после крещения Руси

В древнерусской литературе не было рифмованной поэзии, но она пронизана своеобразным неповторимым мышлением – поэтическими сравнениями и гиперболами, содержит множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература разных жанров и стилей.

Заключение

Принятие христианства как государственной религии повлекло за собой ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и праздники, но некоторые из них сохранялись долгое время, что можно квалифицировать как двоеверие. Нежелающих принимать христианскую веру заставляли силой, сопротивлявшихся подвергали репрессиям. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Интересным фактом является то, что языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений или восстаний.

После принятия христианства активно развивается зодчество. Строятся храмы и соборы в особом стиле, свойственном только Руси в результате переплетения нескольких культур. Развивается иконопись. Новгородская школа станковой живописи представляется иконами, написанными в самой разной художественной манере. Появляются фрески и мозаика, украшающие храмы изнутри. Их задачей было не только украшение помещения, но и служение своеобразным «евангелием для неграмотных».

Появляются новые жанры в литературе. Жития, содержащие в себе образ для подражания, отображающие жизнь людей, которые достигли святости. Учения, хождения, слово – все эти направления появились после принятия христианства на Руси.

Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Приняв на себя влияние многих культур после принятия христианства, Русь переработала в себе все полученное от других стран, создала свои, отличающиеся ото всех, культурные ценности и стала развиваться по своему особенному пути.

Список литературы

1. Мировая художественная культура России 9-нач.20 века., Т.И.Балакина, 2000г.

2. Мировая художественная культура, Л.Г.Емахонова, 1999г.

3. Культурология в вопросах и ответах, под редакцией Г.В.Драча, 2002г.

4. История России, М.Н.Зуев, 2003г.

5. Рассказы начальной русской летописи, «Русское слово», 2000г.

6. Отечественная история (до 1917 г.) А. Ю. Дворниченко, С. Г. Кащенко, М. Ф. Флоринский. 2002г.

7. Крещение Руси и двоеверие. Н. Никольский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.