Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отправитель – сообщение – канал – получатель – последствия




Предмет речевой коммуникации – лингвистические, психологические, социальные, семиотические явления, возникающие в ходе и в результате обмена информацией между людьми и их общностями.

Объект речевой коммуникации – коммуникация посредством различных видов речи (говорение, слушание, письмо, чтение), т.е. процессы социального взаимодействия между людьми как субъектами социальных процессов в информационно-деловом пространстве.

Что касается предмета речевой коммуникации, то единства в теории коммуникации нет. Так, Э. Гриффин полагает, теория коммуникации изучает коммуникативные процессы и контексты, а К. Миллер считает, что ядро теория коммуникации составляют теории порождения текста, с одной стороны, и теории интерпретации текста, с другой. В сущности, пространство теории речевой коммуникации – область пересечения предметных пространств ряда фундаментальных наук, объектом которых и является коммуникация.

Поскольку определить коммуникативный процесс сложно, ученые прибегли к методам моделирования. Модель коммуникации позволяет воспроизвести и элементы процесса коммуникации и отразить функции процесса в виде схемы. Существует достаточно много моделей коммуникации, но все они можно разделить на несколько основных видов: линейные, нелинейные, объемные и др.

Вообще-то теория коммуникации развивается очень динамично, поэтому число моделей увеличивается постоянно.

Подробнее рассмотрим важнейшие из них:

1. Линейная модель коммуникации (Г. Ласвелл, 1948г.): один участник коммуникации воздействует на другого участника коммуникации, таким образом, коммуникация - однонаправленный процесс, который отвечает на 5 вопросов: Кто говорит? Что говорит? Каков канал связи? Кому говорят? Каков результат?

В 1949 году К. ввел понятие коммуникативный шум, т.е. все то, что искажает коммуникацию, а также указал на то, что для нормальной коммуникации необходимы: единый код (иначе невозможно взаимопонимание) и идентичность языковой компетенции. Эта модель коммуникации просуществовала более 30-ти лет.

2. Интерактивная модель коммуникации (В. Шрамм, 70-е годы ХХ века). В модели коммуникации появились звенья «обратная связь» и «сообщение 2-го уровня», т.е. реакция получателя информации. Участники коммуникации создают и интерпретируют сообщения в рамках личного опыта: чем больше пересечений, тем лучше они понимают друг друга. К сожалению, эта модель не учитывает тех изменений, которые происходят в процессе коммуникации.

3. Трансакционная модель (Г. Бейтсон, 1979 г.) – нелинейная модель коммуникации. Она включает понятие контекст, в котором происходит общение:

- общие системы: национальная культура, сословие, профессиональное сообщество и т.п.;

- индивидуальные системы: семья, друзья и пр.

Уточнено понимание понятия «коммуникативный шум»: коммуникативный шум – это не только разговор, мешающий общению, но и усталость, раздражение и т.п.

Модель Г. Бейтсона учитывает изменения, которые происходят с людьми во времени и пространстве.

4. Мозаичная модель Л. Бейкерасостоит из маленьких кубиков, грани которых соответствуют источнику сообщения, получателю, сообщению и каналу коммуникации. Это пример объемной модели коммуникации. Все кубики объемной системы соприкасаются своими гранями.

5. Спиральная модель Ф. Дэниса интересна тем, что коммуникационный цикл не завершается, а продолжается далее, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

6. Диффузная модель – это одна из разновидностей объемной модели коммуникации. По мнению создателя этой модели Э. Роджерса, в системе массовой коммуникации для достижения цели необходимо, чтобы внедряемая идея овладела умами пятой части аудитории. После преодоления «критических 20%» пропагандируемая идея «растекается» уже сама по всем уровням объемной социальной структуры и остановить её распространение уже невозможно.

Следующее важное понятие теории речевой коммуникации – это коммуникативная ситуация. Её главные элементы коммуникатор (тот, кто создает сообщение) и реципиент (тот, кто его получает). Процесс коммуникации начинается с того, что у коммуникатора возникает определенная цель и после этого он определяет смысл сообщения, необходимого для достижения этой цели. Следующий элемент – это сообщение. Процесс формулировки сообщения называется кодированием. Для того чтобы коммуникация достигла цели, коммуникатор должен использовать код, знакомый реципиенту. В зависимости от кода выделяют два вида коммуникации: вербальную (речевую, осуществляемую с помощью слов) и невербальную (неречевую, осуществляемую с помощью движений, мимики и жестов). Сообщение передается по определенному каналу: оно может быть письменным, аудио или аудиовизуальным, переданным непосредственно или с помощью технических средств коммуникации. Получив сообщение, реципиент должен декодировать его, т.е. определить его смысл и цель.

Передача сообщения может преследовать разные цели:

1. Передача и получение информации: существуют нормы речевой коммуникации, в соответствии с которыми высказывание должно:

- содержать ровно столько информации, сколько требуется для её передачи, так как лишняя информация вводит реципиента в заблуждение, и он недооценивает важность основной информации;

- быть правдивым;

- соответствовать теме коммуникации;

- быть понятным.

2. Социализация: формирование навыков поведения у участников коммуникации, изменение социальных установок.

3. Изменение когнитивной активности участников коммуникации: сообщение может или активизироватьмыслительную деятельность реципиента или, напротив, вызвать противоположные последствия.

4. Изменение эмоционального состояния участников коммуникации: сообщение может улучшить или ухудшить эмоциональное состояние реципиента, способствовать стабилизации эмоционального состоянии коммуникатора.

5. Побуждение реципиента к действию, организация деятельности, например: от коммуникативных навыков менеджера зависит развитие его профессиональной карьеры.

6. Общение ради общения: получение удовольствия от самого процесса коммуникации.

7. Выражение отношения к реципиенту: сообщение может стать эмоциональной поддержкой или, напротив, быть выражением неприязни.

8. Влияние на самооценку и определение статуса реципиента: сообщение может повысить или понизить самооценку, обратить внимание на его высокий или низкий социальный статус.

9. Самораскрытие коммуникатора, самопрезентация: выражение своих переживаний, чувств, желание создать определенное впечатление о себе.

10. Поддержание коммуникатором своего статуса и повышение самооценки: как правило, люди с хорошими коммуникативными навыками имеют более высокий социометрический статус в коллективе.

Коммуникативная цель сообщения может оказаться недостигнутой, другими словами, не совпасть с тем, каким оказался результат. Причины подобного несовпадения следующие:

- реципиент неправильно понял цель коммуникатора;

- реципиент правильно понял цель коммуникатора, но не может или не хочет реагировать в соответствии с коммуникатора;

- сообщение вызвало у реципиента незапланированное эмоциональное состояние.

Безусловно, характер коммуникации зависит и от индивидуальных особенностей коммуникатора:

- возраст оказывает влияние на умение адаптировать свое сообщение к интеллектуальному, эмоциональному состоянию реципиента, а также на соблюдение норм речевой коммуникации;

- пол и статус: существуют, например, «типично мужские» и «типично женские» стратегии убеждения (подробнее об этом мы поговорим ниже);

- культурная принадлежность: широко известны различия в семейной коммуникации представителей индивидуалистических и коллективистских культур;

- эмоциональное состояние коммуникатора и реципиента: собеседники, испытывающие позитивные эмоции по отношению друг к другу менее требовательны к соблюдению норм коммуникации, чем собеседники, испытывающие негативные эмоции.

Следующее важное понятие теории коммуникации – коммуникативное поле. Коммуникативное поле включает в себя нормы коммуникации, скрипты, стили коммуникации, когнитивную нагрузку на участников, временные и пространственные ограничения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.