Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы коммуникации – это правила, на соблюдение которых ориентировано большинство участников коммуникации




Нормы определяют:

- допустимость или недопустимость обсуждения тех или иных тем (например, интимной жизни, доходов, смерть близких и т.д.);

- допустимость использования определенных слов, словосочетаний, грамматических конструкций;

- обращение участников коммуникации друг к другу (например, по имени, по имении отчеству, с указанием должности и т.д.);

- тип невербального поведения (об этом мы расскажем в следующей главе).

Скрипт коммуникации – общепринятое представление о типичной последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации (существуют скрипты общения на деловых переговорах, скриптыдружеского застолья, романтического свидания и т.п., их нарушения затрудняют коммуникацию).

Стили коммуникации – совокупность норм, определяющих форму сообщений. Известно достаточно много классификаций стилей коммуникации. Мы приведем наиболее популярные:

- прямой и непрямой стили коммуникации различаются по степени выражения коммуникатором своих внутренних побуждений. Таким образом, прямой стиль подразумевает демонстрацию своих истинных намерений, желаний, а непрямой стиль свойственен сообщениям, в которых скрываются настоящие потребности коммуникатора.

- инструментальный и эмоциональный стили коммуникации различаются направленностью воздействия. Инструментальный стиль коммуникации ориентирован на коммуникатора (его самопрезентация, воздействие на реципиента). Эмоциональный стиль коммуникации ориентирован как на коммуникатора, так и на реципиента. Цель эмоциональной коммуникации – удовлетворение потребности в объединении.

- социально или личностно ориентированные стили коммуникации отличаются ролевой позицией: важным фактором коммуникации становится групповая принадлежность или стремление к проявлению индивидуальности. При социально ориентированном общении происходит общение людей как представителей той или иной группы (национальной, возрастной, статусной, профессиональной и т.п.), а при личностно- ориентированном общении люди общаются как индивидуальности. Для такого стиля общения характерны спонтанность, непринужденность, несоблюдение некоторых норм коммуникации (коммуникаторы могут говорить одновременно, речь полна языковых погрешностей, оговорок, уточнений).

- женский и мужской стили коммуникации определяются на основании гендерных различий в коммуникации. Например, были обнаружены характерные особенности женского стиля коммуникации:

- повторение индикаторов неуверенности («я не уверена»; «я сомневаюсь» и т.п.);

- нерешительность, лингвистическое «заикание» («гм»; «ну»; «э», «ну знаете …» и др.);

- использование большого количества этикетных форм («будьте любезны», «извините», «благодарю» и др.);

- использование цитат, ссылок на авторитеты;

- завершение высказывания вопросом («Мы уже можем завершить наше заседание, как вы полагаете?»; «Прекрасный фильм, не так ли?»)

- использование лексических средств выражения эмоциональной оценки явлений, предметов («прекрасно», «чудовищно», «очень», «ничтожно» и пр.)

Когнитивная нагрузка на участников коммуникации определяется объемом информации, которую человек должен анализировать одновременно. Когнитивная загруженность коммуникатора мешает ему адаптировать свое сообщение уровню реципиента, а когнитивная загруженность реципиента усложняет понимание сообщения.

Пространственные ограничения возникают, когда партнеры по коммуникации не видят друг друга, например, во время беседы по телефону.

Временные ограничения вносят свои коррективы и оказывают влияние на речь коммуникатора. В условиях дефицита времени участники коммуникации совершают меньше высказываний, используют приемы коммуникации, подходящие этой ситуации.

И в заключении, самый важный элемент коммуникативной ситуации – коммуникативные барьеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.