Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные барьеры – это помехи, препятствующие адекватной передаче сообщения от коммуникатора реципиенту




Выделяют следующие типы коммуникативных барьеров:

- технические барьеры возникают, когда происходит влияние внешней среды (шум, помехи), проблемы с каналом связи;

- фонетические барьеры связаны с особенностями речи и невербального поведения коммуникатора, например: плохая дикция, монотонная речь, очень высокий голос и пр.

- психологические барьеры – психологические особенности участников коммуникации, препятствующие передаче сообщения. К психологическим барьерам относятся:

- черты личности, затрудняющие общение: интровертность, застенчивость, раздражительность и т.д.;

- эмоциональное состояние, препятствующее сигналы процессу коммуникации, например: страх перед человеком и перед общением с ним; неприязненное отношение к кому-либо и т.п.;

- неадекватное представление о партнере по коммуникации, поэтому важно научиться оценивать партнера, а не приписывать ему свойства и качества, а попытаться определить его намерения, используя элементы физиогномики, невербальные и пр.

- семантические барьеры – это смысловые барьеры, результат несовпадения лексиконов, тезаурусов. Как правило, причиной семантических барьеров бывает использование абстрактных понятий, которые имеют разные толкования, полисемия, синонимия, использование иностранных слов, сленга, диалектов.

- социальные барьеры объясняются принадлежностью коммуникатора к определенной социальной группе (религиозной, этнической, возрастной, профессиональной и др.).

- логические барьеры возникают потому, что каждый человек видит ситуацию со своей точки зрения, используя словарный запас, жизненный опыт. Идея, которая рождается в сознании партнера, не всегда понятна нам. Для правильного понимания полученной информации важна встречная мыслительная деятельность, т.е. активность получающего информацию. Надо учитывать, что выраженная мысль является отражением потребностей человека, другими словами, за ней стоит мотив, то ради чего это было сказано. «Я сказал, что хотел, а он понял, что я сказал» - это иллюзия. Партнер может понять по-другому, по-своему.

- стилистические барьеры заключаются в несоответствии формы и содержания, поэтому очень важны знания из области функциональной стилистики.

Последним элементом коммуникативной ситуации является обратная связь – вербальные и невербальные сообщения, которые реципиент сознательно или инстинктивно посылает в ответ на сообщение коммуникатора.

Обратная связь может содержать или не содержать отношения реципиента к коммуникатору. Оценки могут быть как положительными («Как ты хорошо выступил!»), так и отрицательными (Ну, ты и опозорился!»).

Коммуникация – важная категория для многих фундаментальных наук. Поскольку социальная коммуникация – это движение знаний, переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве, то для её описания и осмысления используются философские понятия: «смысл», «знак», «идеальное» и др. Логика же изучает формы мышления, построения доказательств и опровержений, ведение диалога, спора.

Герменевтика – учение о понимании текстов, которые являются продуктом коммуникации. Специалисты в области герменевтики занимаются толкованием Священного писания, поэм Гомера, произведений, созданных величайшими поэтами, писателями, философами.

Общение – базовая категория общей психологии. С позиций психологического подхода, общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов и их общностей, при котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, умениями, навыками. Общение – одно из необходимых условий формирования общества и личности, формирования человека как социального существа, способного к жизни с себе подобными. В общении человек создает и получает:

- рациональную информацию;

- формирует способы мыслительной деятельности посредством подражания, заимствования, сопереживания, идентификации;

- усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

Психологический аспект теории коммуникации тесно связан с физиологическим аспектом (асимметрия полушарий головного мозга, «речевая зона» и др.).

Речевая способность, т.е. способность пользоваться выработанным обществом языком (кодом) является необходимой предпосылкой любой коммуникационной деятельности.

Более всего для речевой коммуникации важны следующие лингвистические дисциплины:

- функциональная стилистика изучает стили литературного языка и речи. Различные функциональные стили речи обслуживают соответствующие сферы деятельности: науку, образование, религию, административную, политическую деятельность, массовую коммуникацию, художественное творчество, обиходно-бытовое взаимодействие. В каждой из этих сфер используются языковые средства в соответствии с правилами построения оптимального текста;

- культура речи как научная дисциплина неотделима от понятия норм литературного языка: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических;

- риторика – теория и практика убеждающей речи/ красноречие/ искусство говорить выразительно и красиво;

- психолингвистика – теория речевой деятельности, исследующая как продуктивные (говорение, письмо), так и рецептивные (слушание, чтение) процессы порождения и восприятия дискурсов/текстов;

- когнитивная лингвистика исследует мир знаний, предпочтений, на которые опирается человек при производстве/понимании дискурса/текста, механизмы понимания, знания;

- социолингвистика изучает влияние социального статуса и коммуникативных ролей на речевое поведение участников поведения;

- речевой этикет – теория и практика социально заданных правил речевого поведения, удовлетворяющих коммуникативным задачам поддержания речевых контактов и создания этикетной рамки неконфликтного общения;

- лингвистика текста изучает принципы построения относительно законченных связных фрагментов и их типологию;

- прагмалингвистика занимается проблемой выбора наиболее уместных единиц для порождения высказываний, с помощью которых коммуникатор достигает поставленных целей, следуя принципам и постулатам общения.

Вопросы:

 

1. Сравните понятия «коммуникация» и «общение»?

2. Сравните систему коммуникации в мире животных и в мире людей? В чем их принципиальное отличие?

3. Обратите внимание на то, как домашние животные общаются с людьми. Какие особенности коммуникации животных и людей, вы можете выделить?

4. Что является объектом социальной коммуникации?

5. Что является предметом социальной коммуникации?

6. Что такое модель коммуникации? Какие модели коммуникации вы знаете?

7. Какая модель коммуникации, на ваш взгляд, является наиболее предпочтительной?

8. Изобразите предложенные модели коммуникации графически.

9. Какие коммуникативные позиции вы знаете?

10. Определите процесс кодирования.

11. Какие каналы передачи информации вы можете назвать?

12. Какие цели преследуют участники коммуникации?

13. Почему коммуникативная цель может оказаться недостигнутой?

14. Какие индивидуальные особенности участников коммуникации влияют на характер коммуникации?

15. Найдите в художественной литературе примеры нарушения коммуникации из-за

- разницы в возрасте;

- половой принадлежности;

- культурной принадлежности;

- эмоционального состояния.

16. Что такое коммуникативное поле?

17. Что определяют нормы коммуникации?

18. Что такое стиль коммуникации? Какие стили коммуникации вы можете назвать?

19. Можете ли вы определить мужской и женский стили коммуникации?

20. С какими препятствиями сталкиваются участники коммуникации?

21. Какие типы коммуникативных барьеров вы можете назвать?

22. Что такое обратная связь?

 

Задание 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.