Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная значимость




Широта охвата

Экономность

Внутренняя согласованность

Эвристическая ценность

Для психолога эмпирической ориентации вопрос о том, в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования, имеет первостепенное значение

Хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом.

Согласно принципу экономности, более простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных. Иначе говоря, чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. И наоборот, при прочих равных условиях, теория, содержащая избыточное количество концепций и предположений, рассматривается, в целом, как неудачная

Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведенческих проявлений она распространяется. Таким образом, всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной.

Последний из критериев определения хорошей теории состоит в ее способности помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы.

 

6 Эволюция представлений о личности и индивидуальности в истории.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов,

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

 

7 Проблема личности в истории философской мысли.

Особенности 20 в. (фашизм, нацизм, войны, феномен «народной массы»; общественное выше личного, нет свободы личности, нет возможности выработать новую культуру)- антропологический поворот - начало 20 века – приоритет человека, личности – идея создать потенциально «целостного» человека – философское знание о человеке как ансамбль человеческих отношений.

Мир человека – религиозные представления, самосознание, общественные ценности, - общественные отношения, разделение труда, адаптация человека, деятельность – принцип индивидуализации – персонализация.

Существует несколько подходов к проблеме человека:

Общественный человек:

цивилизационно-культурный подход (человечество развивается не линейно, независимо от культуры цивилизации, в каждой культуре существуют свои ценности – человек одной культуры не похож на человека другой культуры)

аксеологический (ценностный) подход рассматривает человека как действительность, через культуру, объединяя человеческую жизнь и ценности. Смысловые ценности: объяснение, истолкование, понимание. Приверженцы направления утверждают, что приобщаясь к ценностям, человек сам становится ценностью.

социоцентризм (Кант) – человеку присущ социальный инстинкт, благодаря которому он и включается в социум, т.е. сущность чел-ка определяется связями, в которые он вступает (профессиональная деятельность, предпринимательство, язык, этика, религия, наука, искусство – становление человека; система социальных факторов).

Деятельностный человек:

природоцентризм – подчиненность человека законам природы; природа определяет способности, возможности человека; человек – многолинейное явление – инстинкты – рефлексия – душа;

ветализм – (философия жизни) – жизнь как некая ветальность, жизнь человека может быть достигнута только интуицией;

Индивидуальный человек:

волюнтаризм – мировоззренческая воля человека. В основе человека – воля; каждый человек мечется между нуждой и скукой: единственный путь человека – освобождение от желаний.

экзистенциализм – существование человека – изменение его чувств, переживаний; эстетический человек – этический человек – религиозный человек.

персонализм – главное – занять свою позицию6 каждый человек – отдельная история, персона.

Религиозный человек:

Этический – соблюдающий нравственные законы, категоричный, Бог – мораль.

Теологический – Бог – это и есть мораль; человек – чудо, его творение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.