Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие доминирующего положения на рынке




26 июля 2006 г. был принят Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный Закон на сегодняшний день является основным нормативным актом, регулирующим конкурентные отношения в России, определяющим критерии и правила регулирования и контроля деятельности предприятий, пресечения антиконкурентной практики, совмещения хозяйственной деятельности с выполнением функций государственного управления, а также контроля процессов экономической концентрации. Положительной чертой Закона о защите конкуренции является учет интересов потребителей.(2) В связи с принятием нового Закона планируется внести изменения в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ, предполагающие увеличение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Для России это безусловно прорыв и чрезвычайно важная мера, поскольку существующая система санкций не способствует предупреждению и пресечению правонарушений в сфере конкуренции. Санкции КоАП РФ зачастую несоразмерны с материальным вредом, наносимым потребителям, конкурентам и государству, а также с объемами незаконных прибылей компаний-нарушителей антимонопольного законодательства. В США и странах Евросоюза, например, штрафы за незаконную деятельность в данной сфере достигают 10% от товарооборота.(3)

В ч. 8 ст. 4 Закона о конкуренции 1991 г. под доминирующим положением понималось исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, в новом определении доминирующего положения законодатель обоснованно отказался от расшифровки понятия соответствующего рынка, акцентировав внимание на том, что понятие хозяйствующего субъекта охватывает также и категорию группы лиц. Кроме того, критерий ограничения доступа на товарный рынок справедливо дополнен положением о возможности устранения с рынка других хозяйствующих субъектов, введенным двумя союзами - и (или).

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона о конкуренции 1991 г., доминирующим признавалось положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляла 65 процентов и более. Исключение составляли случаи, в которых хозяйствующий субъект мог доказать, что, несмотря на превышение этой величины, его положение на рынке не являлось доминирующим.

Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находилась в промежутке между 35 и 65 процентами, признавалось доминирующим при условии, что последнее было установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера рыночных долей, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на данный рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не могло быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышала 35 процентов.

В Законе о защите конкуренции существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В частности, с 65 до 50 процентов снижен размер доли предприятия, начиная с которого оно обязано доказать антимонопольному органу, что не занимает доминирующего положения на рынке. Предприятия, доли которых превышают 50 процентов, признаются доминирующими, если не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (например, устанавливать цену товара, общие для всех субъектов рынка условия поставки, приоритетные зоны географического обслуживания и дифференциацию цен для различных групп потребителей товара, а также иные).

Кроме того, в настоящем Законе сохранено правило, согласно которому хозяйствующий субъект, доля которого на соответствующем рынке ниже 35 процентов, не может быть признан занимающим доминирующее положение. При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона, Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее тридцати пяти процентов. Представляется, что российское конкурентное законодательство использует завышенный показатель господства предприятия на рынке; ведь характер современной экономики позволяет доминировать производителю, обладающему и менее чем 35 процентной рыночной долей. Количественный критерий западноевропейских стран, например, в основном варьируется в пределах от 25 до 30 процентов.(4) В этой связи предлагается отменить ч. 6 ст. 5 Закона о защите конкуренции и установить в российском законодательстве нижний порог определения доминирующего положения в 25 процентов, изложив ч. 2 ст. 5 Закона о защите конкуренции в следующей редакции:

«Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает двадцать пять процентов».

При этом отпадёт необходимость в установлении исключительных случаев признания доминирующим положения предприятий, доля которых на рынке определенного товара составляет менее тридцати пяти процентов.

Еще одно исключение из общего правила о 35 процентном нижнем пороге доминирования сделано для товарных рынков, характеризующихся особой структурой спроса и предложения. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона признается занимающим доминирующее положение хозяйствующий субъект, доля которого выше 8 процентов на товарном рынке, обладающем следующей структурой:

1) производство (потребление) товара характеризуется высокой концентрацией, которая отражается в следующих соотношениях: на таком товарном рынке совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов;

2) доли хозяйствующих субъектов на таком рынке стабильны в долгосрочном периоде (не менее одного года), доступ конкурентов ограничен.

3) товар, обращающийся на таком рынке, не имеет заменителей, спрос на него не является эластичным, иными словами, потребители не могут отказаться от его потребления в прежних размерах, даже в случае роста цены на такой товар;

Следует отметить, что, согласно теории «олигополистической конкуренции», разработанной Д. Бейном, А. Капланом и У. Феллнером, господство нескольких фирм в одной отрасли создает её оптимальную «промышленную организацию» и обеспечивает «эффективную конкуренцию». Следует отметить, что олигополия - это организация отрасли или локального рынка с небольшим количеством крупных производителей, создающих значительную долю отраслевой продукции и способных осуществлять самостоятельную или согласованную с другими производителями рыночную политику.(5) Преимущество олигополии состоит в том, что только крупные предприятия могут организовать эффективную, а именно неценовую, конкуренцию, обеспечивающую предложение наиболее качественных товаров и услуг в условиях стабильных цен.(6)

В соответствии с теорией «эффективной монополии» и «новой конкуренции», разработанной И. Шумпетером, под новой конкуренцией понимается конкуренция новых продуктов, технологий, способов организации, иными словами, конкуренция, основывающаяся на преимуществах в издержках производства и качестве продукции. Основным элементом системы эффективной конкуренции являются, согласно данной концепции, крупнейшие компании. При этом предполагается, что именно эффективная конкуренция приносит, в конечном счете, выгоды потребителям, поскольку неценовая конкуренция обеспечивает постоянное повышение качества продукции, улучшение способов гарантийного обслуживания, изменение форм оплаты.

Категория коллективного доминирования была заимствована российским законодателем из германского Закона о запрете ограничений конкуренции от 27 июля 1957 г.(8) В п. 3 ст. 19 данного Закона содержится важная оговорка, согласно которой установление коллективного доминирования хозяйствующих субъектов невозможно в случае, если предприятия докажут, что между данными хозяйствующими субъектами поддерживается высокий уровень конкуренции или что эти субъекты не занимают на рынке значительно более высокого положения относительно остальных конкурентов. Отсутствие этой оговорки в Законе о защите конкуренции может привести к тому, что при исследовании практически любого товарного рынка все его крупнейшие субъекты будут признаны доминирующими. Трудно представить себе какой-либо сектор российской экономики, в рамках которого суммарная доля пяти предприятий не превышала бы 70 процентов.

Наконец, по мнению ряда экспертов, многие российские рынки отличаются наличием элементов эффективной конкуренции, и установление тотального контроля способно привести к частичной потере заинтересованности рыночных субъектов в повышении качества предоставляемых услуг. Таким образом, внедрение в Закон о защите конкуренции концепции коллективного доминирования без учета указанной оговорки представляется крайне опасным, поскольку эта мера будет способствовать коррупциогенности Закона, подорвет инициативу хозяйствующих субъектов и замедлит развитие тех отраслей экономики, эффективность функционирования которых достигается во многом за счет деятельности крупных предприятий.

В этой связи предлагается дополнить ч. 4 ст. 5 Закона о защите конкуренции абзацем следующего содержания: «Установление доминирующего положения на основании ч. 3 настоящей статьи недопустимо в случае, если хозяйствующие субъекты представят доказательства высокого уровня конкуренции между ними либо того, что данные хозяйствующие субъекты не занимают на рынке значительно более высокого положения относительно конкурентов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.