КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения
1.Понятие и система мер уголовно-процессуального принуждения. 2.Задержание: понятие, основания, порядок производства. 3.Понятие, виды и значение мер пресечения. 4. Основания и порядок применения мер пресечения. 5.Заключение под стражу: понятие, основания, условия и порядок применения. 6. Сроки содержания под стражей и порядок их продления. 7.Иные меры процессуального принуждения: понятие, виды и назначение. 8.Отмена или изменение меры пресечения. Вопросы для самоконтроля: 1. Каково соотношение мер пресечения и мер уголовно-процессуального принуждения? 2. Раскройте основания избрания мер пресечения. 3. Назовите условия применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. 4. Каковы сроки заключения под стражу и порядок их продления. 5. Каков процессуальный порядок избрания залога? 6. Назовите меры принуждения, которые могут применяться к свидетелю, потерпевшему и другим участникам судопроизводства. Практическое занятие (2ч.) Задача 1. В ходе проверки материалов уголовного дела о групповом разбойном нападении (ст.162 ч. 2 УК РФ) руководитель следственного органа выяснил, что в отношении одного из обвиняемых следователь меру пресечения не избрал. На совещании утром следующего дня руководитель следственного органа довел этот момент до сведения всех своих подчиненных, назвав его «грубейшим нарушением уголовно-процессуального закона». Следователь, осуществлявший расследование по названному уголовному делу, возразил, сказав, что оснований для избрания меры пресечения в отношении обвиняемого Климова не было, а любая мера пресечения, даже подписка о невыезде, требует соответствующих оснований и не может применяться лишь по причине появления у лица статуса подозреваемого или обвиняемого. Задание: Проанализируйте ситуацию и укажите, кто, по Вашему мнению, прав – следователь или руководитель следственного органа. Задача 2. При досмотре легковой автомашины под управлением гр-на Маркова сотрудники ГИБДД обнаружили две гранаты и 13 патронов калибра 7,62. Марков был принудительно помещен в патрульную машину до приезда следственно-оперативной группы. При этом Марков заявил, что его задержание незаконно, автомашиной он управляет по доверенности без права продажи, а сам автомобиль и все находящееся в нем принадлежит его брату. Кроме того, Марков потребовал вызвать адвоката. Задание: Проанализируйте ситуацию и оцените правомерность лишения свободы передвижения гр-на Маркова сотрудниками ГИБДД. Поясните, является ли лишение свободы передвижения гр-на Маркова уголовно-процессуальное задержанием. Оцените правомерность требования Маркова о вызове адвоката. Задача 3. По факту кражи мужского плаща из прихожей квартиры Дмитриевых было возбуждено уголовное дело (ст. 158 ч. 2 п. «б» УК РФ). При допросе супруги Дмитриевы показали, что в краже они подозревают Гордееву, няню их ребенка, так как никто другой в их квартиру не заходил. Гордеева, одинокая пожилая женщина, постоянно проживала в этом же городе, на соседней улице. Она категорически отрицала свою причастность к краже плаща, однако была задержана в качестве подозреваемой в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ. В протоколе задержания следователь указал, что основанием для задержания являются «иные данные», а мотивами – «получение правдивых показаний и установление причастности Гордеевой к совершению преступления». Задание: Оцените законность и обоснованность задержания Гордеевой. Задача 4. Гр-н Кравцов был задержан по подозрению в совершении тяжкого преступления 23 октября 2013 года в 19.10. Днем 25 октября следователь подготовил и направил в суд ходатайство об избрании в отношении Кравцова меры пресечения в виде заключения под стражу. Рассмотрение этого ходатайства было начато судом 25 октября в 17.10. По ходатайству адвоката Стрика (защитника Кравцова) судья продлил срок задержания подозреваемого до 9.00 29 октября для предоставления дополнительных материалов стороной защиты. Задание: Проанализируйте ситуацию и оцените правомерность действий и решений следователя, защитника, судьи. Поясните, когда истекает срок задержания Кравцова. Задача 5. В отношении обвиняемого Утехина судом по ходатайству следователя был избран в качестве меры пресечения залог в размере 50 тысяч рублей. Однако Утехин заявил следователю, что таких денег у него нет и взять их ему негде. В качестве залога он предложил единственную имеющуюся у него ценную вещь – картину, написанную знаменитым художником Васнецовым. Задание: Проанализируйте ситуацию и поясните, как стоит поступить следователю.
Задача 6. Обвиняемая в присвоении вверенного имущества в крупном размере (ст.160 ч.3 УК РФ) Лукашина заявила следователю ходатайство об отмене избранной в отношении нее меры пресечения – личного поручительства. В ходатайстве Лукашина указала, что возражает против назначения поручителем Силантьевой, являющейся заведующей магазином, где работает Лукашина. В обоснование своих возражений обвиняемая пояснила, что Силантьева стала поручать ей значительно больший объем работы, а на протесты Лукашиной отвечает так: «Я за тебя поручилась, вот и отрабатывай». Задание: Поясните, как должен поступить следователь в данной ситуации. Задача 7. В отношении Гладышева, обвиняемого в совершении убийства в состоянии аффекта (ст.107 ч. 1 УК РФ), судом по ходатайству следователя была избрана мера пресечения – залог. Размер залоговой суммы составлял 100 тыс. рублей. Через две недели Гладышев заявил следователю ходатайство об изменении или отмене данной меры пресечения и возврате залоговой суммы, обосновав это тем, что его сыну срочно требуется дорогостоящая операция. Следователь удовлетворил ходатайство обвиняемого и вынес постановление об изменении ранее избранной меры пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Задание: Проанализируйте правомерность принятого следователем решения. Задача 8. Гр-н Усманов, будучи в нетрезвом состоянии, причинил гр-ну Авилову тяжкие телесные повреждения. Усманов был задержан, а затем заключен под стражу в рамках возбужденного по данному факту уголовного дела (ст.111 ч.2 п. «д» УК РФ). Ознакомившись с постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, подозреваемый заявил ходатайство об освобождении его из-под стражи. В ходатайстве он указал, что у него имеется постоянное место жительства и работы, скрываться от следствия он не намерен, т.к. имеет большую семью, которую содержит, жена в настоящее время беременна. Задание: Поясните, подлежит ли ходатайство подозреваемого удовлетворению, если его заявление соответствует действительности. Укажите порядок изменения данной меры пресечения на менее строгую меру.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |