Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Человек как биосоциальное существо




Человек - это биосоциальное существо. Это означает, что человек соединяет в себе черты:

· биологические (врожденные): анатомические особенности организма, высокоорганизованный мозг, сложная нервная система;

· социальные, то есть приобретенные благодаря жизни в обществе, усвоенные от окружающих людей (владение речью, бытовые и профессиональные навыки, взгляды, мировоззрение, знания и умения и т.п.). В целом можно сказать, что человек с рождения начинает усваивать культуру того общества, в котором он живет (что такое «культура», смотри ниже) и благодаря этому у него развивается сознание, формируется мышление. Именно эти, социально приобретенные качества и отличают человека от животного.

Здесь необходимо ввести три понятия: «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивидом человек является с рождения. Это понятие обозначает биологические, врожденные признаки, свойственные человеческому роду.

Личность – это уже те социальные качества, которые мы приобретаем в процессе жизни в обществе: человек усваивает речь, способы общения с другими людьми, культуру общества, благодаря чему он и становится личностью. Таким образом, личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Человек, действуя в общест­ве, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимо­сти не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требовали от младших беспрекословного подчинения старшим, в совре­менном обществе подросткам и молодым людям предоставляется большая свобода действий. Ясно, что и набор ролей и их выпол­нение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с обще­ственным устройством, то есть являются качествами личности.

Индивидуальность - это сочетание биологических и социальных черт, отличающих данного человека от всех остальных. Это и особенности внешнего облика (цвет глаз, волос, рост, тип телосложения), и социально значимые качества (вкусы, привычки, взгляды на жизнь, черты характера и т.п.).

Для того, чтобы индивид стал личностью, он должен пройти через процесс социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социаль­ных норм и в целом культуры общества. В ходе этого процесса человек учится жизни в обществе.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Благодаря тому, что ребенок слышит человеческую речь, он сам учится говорить. Родители приучают его к определенным нормам поведения, начиная от чисто бытовых (как правильно держать ложку, одеваться) до норм, регулирующих общение с людьми (говорить «спасибо», например) и поведение в различных социальных ситуациях (как переходить дорогу, как вести себя в магазине и т.п.). В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, играя в шоферов, врачей, продавцов; мальчики игра­ют «в войну», девочки — «в дочки-матери». Благодаря этим играм, ребенок осваивает различные социальные роли.

Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им но­вых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руково­дителя и многих других.

Поскольку человек соединяет в себе биологические и социальные качества, для него свойственно сочетание биологических и социальных потребностей. Потребность – это ощущение нужды в чем-либо, что побуждает человека проявить активность и удовлетворить возникшую потребность.

Биологические потребности Социальные потребности
  Это физиологические потребности: потребность в еде, сне, отдыхе, тепле, самосохранении и т.п. · материальные · престижные (стремление повысить свой социальный статус, сделать карьеру и т.п.) · потребность в общении с людьми · экзистенциальные (поиск смысла своего существования)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.