Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственных органов управления охраны окружающей среды. 4 страница




 

85. Экологический кризис: понятие, причины, пути преодоления.

 

Экологический кризис представляет собой нарушение равновесия между природными условиями и влиянием человека на окружающую природную среду. Он означает нарушение единства природного и общественного компонентов окружающей среды и показывает уровень угрозы стабильности функционирования как биосферы, так и общества, ставя под вопрос само существование человека как природно-общественного существа.

Экологический кризис имеет определенные формы своего проявления:

Загрязнение — низшая ступень нарушения экологического равновесия.

Нарушение равновесия — уменьшение способности экосистемы и биосферы для саморегуляции.

Деструкция — стадия разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций почти невозможно.

Экологический кризис — это кризис существования индустриального общества и его отношения к природе, которое характеризуется ее беспощадной эксплуатацией.

С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, экологического равновесия.

Присваивая природу в процессе своей трудовой деятельности человек не учитывал или учитывал недостаточно закономерности, господствующие в биосфере, что приводило к нарушению равновесия в природной среде.

 

86. Экологическое лицензирование и лимитирование.

Осуществляя в административно-правовом порядке лицензирование, государство выступает как imperium, осуществляя высшую юридическую власть над всеми видами природных ресурсов.

Функции лицензирования в охране окружающей среды:

Информационная.

Превентивная (установление пределов использования природных ресурсов в целях предупреждения экологического вреда).

Контрольная (контроль за соблюдением требований экологического законодательства).

Гарантия реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст.2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности).

Помимо лицензии, в ряде случаев необходимо заключение договора на природопользование. Такой договор, заключаемый с органами исполнительной власти субъекта РФ, реализует гражданско-правовой метод правового регулирования в экологическом праве, устанавливает соответствующие права природопользователя (например, право на пользование водными ресурсами).

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ в 1996г., Министерство природных ресурсов РФ выдавало лицензии на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Однако в 2001г. был принят Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", и указанное Положение в 2002г. было отменено. В ст.17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии) соответствующие виды деятельности не предусмотрены. Поэтому в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г., занимается лицензированием лишь деятельности по обращению с опасными отходами.

Лицензия аннулируется (приостанавливается) лицензирующим органом в следующих случаях:

По заявлению лицензиата.

При обнаружении недостоверных данных в документах, необходимых для получения лицензии.

При нарушении лицензионных условий и требований.

Невыполнение законных предписаний уполномоченных государственных органов.

Ликвидация юридического лица (прекращение регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя).

Лимиты – ограничения по определенному использованию определенных природных ресурсов.

Виды лимитов на природопользование:

Лимиты изъятия (чего-либо из окружающей среды) – устанавливаются природоресурсовым законодательством (например, норма отвода земельного участка в землепользовании), имеют как природоохранительные, так и экономические функции.

Лимиты выбросов и сбросов – ограничения выбросов и сбросов загрязненных веществ и микроорганизмов, устанавливаются в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

 

 

87. Экологическое право как наука и учебная дисциплина.

 

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представ­ляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правово­го регулирования экологических отношений, основных институтах экологи­ческого права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и ох­раны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных

странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных зна­ний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

 

88. Экологическое страхование.

Экологическое страхование (ст.18 ФЗ "Об охране окружающей среды") – страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов (производств) за причинение ущерба третьим лицам в связи с аварийным загрязнением окружающей среды.

Виды экологического страхования:

Обязательное:

Предприятия, эксплуатирующие объекты атомной энергетики (ФЗ "Об использовании атомной энергии" 1995г.).

Организации, являющиеся собственниками или эксплуатирующие гидротехнические сооружения (ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" 1997г.).

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" 1997г.).

Организации, заключившие концессионные договоры о разделе продукции (ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" 1995г.).

Организации, осуществляющие эксплуатацию космической техники (поправка, внесенная в 1996г. в ФЗ "О космической деятельности" 1993г.).

Добровольное (регулируется договорами страхования), существует Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ 1992г., утвержденное Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Российской государственной страховой компанией.

Страховщик по общему правилу не возмещает вред, вызванный последствиями любых военных действий, последствиями использования ядерного топлива, обычной деятельностью страхователя, если он знает о ее вредных последствиях, вред, причиненный в результате умышленных действий страхователя или третьих лиц, если производством управлял персонал, не имевший на это права, вред, причиненный в результат использования нового оборудования (в течение первых 18 месяцев его эксплуатации).

Страховое возмещение включает компенсацию ущерба, вызванного повреждением имущества третьих лиц, убытки, связанные с ухудшением условий жизни третьих лиц, а также расходы по спасению жизни людей и расчистке территории. Страховщиком не возмещается вред, причиненный генетическому фонду, вред, причиненный работникам страхователя, вред, причиненный имуществу, находящемуся на территории страхователя, штрафы и неустойки, оплаченные страхователем в связи с наступлением страхового случая.

 

89. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.

 

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут установленную уголовную и административную ответственность, при этом штрафы за соответствующие административные правонарушения налагаются должностными лицами Министерства природных ресурсов РФ (ст.130 Водного кодекса РФ, КоАП РФ).

Граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его в гражданско-правовом порядке, с учетом установленного экологическим законодательством порядка компенсации вреда окружающей среде (ст.131 Водного кодекса РФ, ст.78 ФЗ "Об охране окружающей среды"), при этом иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства РФ, вправе предъявлять Министерство природных ресурсов РФ, его территориальные органы, государственный органы санитарно-эпидемиологического надзора (абз.3 ст.131 Водного кодекса РФ).

Специфической формой ответственности за нарушение водного законодательства (по мнению некоторых исследователей) является признание недействительными сделок, совершенных с нарушением водного законодательства (ст.132 Водного кодекса РФ).

 

90. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответственность - уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нормы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответствии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, виновные в:

- нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;

- незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

- осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;

- нарушении правил восстановления и улучшения лесов;

- самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов;

- незаконном использовании земель лесного фонда;

- засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;

- вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное влияние на леса;

- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;

- уничтожении полезной для леса фауны;

- нарушении требований пожарной безопасности и др.

Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса - самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).

Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.

Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

- незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);

- уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);

- уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зависимости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незаконной порубки разграничение экологического преступления и административного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонарушителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответственность.

Сделки с участками лесного фонда - купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда - признаются недействительными со всеми юридическими последствиями, предусмотренными гражданским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодекса РФ).

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Размеры и порядок возмещения ущерба определяются специальными нормативными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, а в виде такс - при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, нарушении правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.

Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее стоимость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.