Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Процесс государственного стратегического планирования 1 страница




 

Глава 5. Основы разработки документов государственного стратегического планирования

Статья 20. Разработка документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне

 

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, содержащих цели и приоритетные направления научно-технологического развития.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет.

Корректировка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период производится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается с учетом научно-технологического прогноза на долгосрочный период, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, комплексного территориального развития с учетом положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые 6 лет на период, не превышающий период, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Корректировка концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации производится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

4. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации разрабатывается на основе прогноза социального экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления бюджетной политики Российской Федерации, в целях финансового обеспечения достижения установленных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом возможностей бюджетной системы Российской Федерации и положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации разрабатывается каждые 6 лет на период, не превышающий период, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, в течение 6 месяцев после утверждения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Корректировка долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации производится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

5. Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период разрабатываются в целях обеспечения реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период служат основой для разработки федеральных целевых программ и схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программных документов субъектов естественных монополий.

Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период разрабатываются на период, не превышающий период, на который разрабатывался прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Корректировка отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период производится в случае корректировки концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также по решению Правительства Российской Федерации.

6. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий разрабатываются в целях реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Сроки разработки стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий определяются Президентом Российской Федерации.

7. Схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в целях пространственного отображения стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период.

8. Федеральные целевые программы разрабатываются в целях реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период с учетом схем территориального планирования Российской Федерации.

Сроки реализации федеральных целевых программ определяются Правительством Российской Федерации.

9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются на основе концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются раз в 3 года на 6 лет.

Корректировка основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период производится в случае корректировки концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также по решению Правительства Российской Федерации.

10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе анализа и прогноза внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на
3 года.

11. Проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются одновременно с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период в целях определения путей и методов решения приоритетных социально-экономических задач, определенных в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период.

Проекты по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период корректируются ежегодно.

12. Сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации разрабатывается на основе отчетов об исполнении проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Сводный годовой отчет о результатах и ходе исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации разрабатывается ежегодно.

Статья 21. Разработка документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации

 

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, иных документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Период, на который разрабатывается стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Корректировка стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Сроки реализации целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. На основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу и целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

4. Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается ежегодно на 3 года.

5. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период.

Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период разрабатываются раз в 3 года на 6 лет.

Корректировка программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Глава 6. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

 

Статья 22. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период – документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации, технологического развития секторов российской экономики и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период содержит:

оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития на перспективу;

анализ и прогноз внешних условий и тенденций научно-технологического развития;

анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов долгосрочного научно-технологического развития Российской Федерации;

прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики, в том числе в территориальном разрезе;

основные направления совершенствования научно-технологической политики, обеспечивающие условия реализации научно-технологического прогноза;

перечни критических технологий и приоритетных направлений развития фундаментальной и прикладной науки.

3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивает координацию работ и методическое обеспечение процесса разработки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Порядок разработки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период

 

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период – документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочном периоде.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается на вариативной основе.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период содержит:

оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;

определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;

определение вариантов внешних условий социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, включая основные показатели развития мировой экономики, прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;

оценку макроэкономического эффекта от реализации федеральных целевых программ и долгосрочных отраслевых документов стратегического планирования;

показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и других вариантов, учитывающих изменение внешних и внутренних условий развития;

основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в долгосрочной перспективе;

основные показатели бюджетной системы Российской Федерации и денежно-кредитной политики на долгосрочный период;

основные показатели территориального развития в долгосрочной перспективе.

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию работ и методическое обеспечение в процессе разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период включается в состав концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Статья 24. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период

 

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период – документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на среднесрочный период.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период может разрабатываться на вариативной основе.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период содержит:

оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;

характеристику условий социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;

основные показатели развития мировой экономики в среднесрочной перспективе, включая прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;

оценку факторов и ограничений социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе;

показатели одного или нескольких вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

основные показатели бюджетной системы Российской Федерации на среднесрочный период;

основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в среднесрочной перспективе;

основные направления территориального развития на среднесрочный период;

баланс институциональных секторов экономики на среднесрочный период;

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, а также основные параметры федеральных целевых программ, включающие указание целей и основных этапов их выполнения, требуемые объемы финансирования в целом и по годам, объемы финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основные показатели федеральной адресной инвестиционной программы.

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период формируется в целом по Российской Федерации, в разрезе видов экономической деятельности, а также по субъектам Российской Федерации.

5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию работ и методическое обеспечение в процессе разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период одобряется Правительством Российской Федерации.

Глава 7. Долгосрочное планирование социально-экономического развития Российской Федерации

Статья 25. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

 

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации – документ, определяющий систему научно обоснованных представлений о долгосрочных целях социально-экономического развития Российской Федерации, внешних и внутренних условиях социально-экономического развития Российской Федерации и задачах, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации содержит:

оценку текущей социально-экономической ситуации, степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей в долгосрочной перспективе, а также условий, факторов, ограничений и рисков их достижения;

определение приоритетов социально-экономической политики и задач, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации;

определение основных тенденций, приоритетов и задач экономики в долгосрочной перспективе в сферах развития человеческого потенциала, внедрения инноваций, модернизации экономики, развития экономических институтов, развития финансово-бюджетных систем, развития национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, территориального развития;

оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения в долгосрочной перспективе.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, совместно с иными участниками государственного стратегического планирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию работ и методическое обеспечение в процессе разработки концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Контроль за реализацией задач, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, и достижением целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

 

Статья 26. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации

1. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации – документ, определяющий систему научно обоснованных представлений об обеспеченности бюджетной системы Российской Федерации финансовыми ресурсами, необходимыми для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации содержит:

оценку эффективности и результаты текущей бюджетной политики;

прогноз параметров бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочный период;

определение приоритетных направлений бюджетной политики на долгосрочную перспективу, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

3. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, совместно с иными участниками государственного стратегического планирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере бюджетной деятельности, осуществляет методическое обеспечение разработки долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации.

5. Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Контроль за реализацией задач, определенных долгосрочной бюджетной стратегией Российской Федерации, и обеспечением в долгосрочной перспективе сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

 

Статья 27. Основы разработки отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период

 

1. К отраслевым документам стратегического планирования на долгосрочный период относятся доктрины, концепции и стратегии развития отдельных сфер социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Доктрина – документ, в котором отражены официальные взгляды, постулаты и принципы государственной политики Российской Федерации в соответствующей области.

3. Доктрина содержит:

оценку состояния и комплексные проблемы в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

принципы государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

иные положения, определяемые Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации согласно вопросам ведения.

4. Концепция– документ, разработанный на долгосрочную перспективу с учетом официальных прогнозов, содержащий основные макропоказатели, цели, направления развития соответствующей области государственной политики Российской Федерации по оптимальному сценарию.

5. Концепция содержит:

оценку состояния и комплексные проблемы в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

основные цели и основные показатели развития в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

основные направления государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

иные положения, определяемые Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации согласно вопросам ведения.

6. Стратегия - документ, определяющий цели социально-экономического развития Российской Федерации, приоритеты социально-экономической политики и способы их эффективного достижения в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

7. К стратегиям относятся следующие документы государственного стратегического планирования:

энергетическая стратегия Российской Федерации;

транспортная стратегия Российской Федерации;

стратегия демографического развития Российской Федерации;

стратегия научно-технического и инновационного развития Российской Федерации;

иные долгосрочные стратегии, соответствующие требованиям настоящей статьи, решение о разработке которых принято Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

8. Стратегия содержит:

паспорт стратегии;

оценку состояния и комплексные проблемы в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответствующей сферы на долгосрочный период;

цели и показатели достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствующей сфере, приоритеты социально-экономической политики;

основные направления государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Российской Федерации;

задачи, решение которых обеспечивает достижение долгосрочных целей стратегии;

сроки и этапы реализации стратегии;

ожидаемые результаты от реализации стратегии;

оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочной стратегии;

план мероприятий по реализации долгосрочной стратегии на среднесрочный период;

иные положения, определяемые Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации согласно вопросам ведения.

9. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку отраслевого документа стратегического планирования на долгосрочный период, а также порядок разработки отраслевого документа стратегического планирования на долгосрочный период определяются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации согласно вопросам ведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.