Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления




Процедура преобразования муниципальных образований

Федеральным законодателем предусмотрена процедура преобразования муниципальных образований, под которой понимаются объединение муниципальных образований или их разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (статья 13 Федерального закона № 131-ФЗ).

Инициатива о проведении преобразования может исходить как от населения, так и от органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. При этом инициатива населения по указанному вопросу может реализовываться путем проведения референдума, а инициатива органов государственной власти и местного самоуправления, оформляется решениями соответствующих органов.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется только с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Вопросы преобразования муниципальных образований подлежат обязательному обсуждению на публичных слушаниях, что предполагает участие жителей в решении указанного вопроса (пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ). только соблюдение всех необходимых процедур является основанием для принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона.

 

Организационные формы осуществления местного самоуправления

З аконодательно закреплено несколько форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России. Эти формы условно можно разбить на три группы.

Первая группа представлена формами непосредственной демократии, осуществляемой посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих на территории муниципального образования. Непосредственная демократия играет особую роль в реализации местного самоуправления, которая определяется, прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания и сходы населения и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов. На практике формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Некоторые формы непосредственной демократии (местный референдум, собрание, сход и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей:

децентрализовать и демократизировать аппарат управления и решать вопросы местного значения с большей эффективностью в сравнении с централизованной системой управления;

обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики;

оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региона и государства в целом.

В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в территории муниципального образования в пределах улицы, дома и т.п., центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, различных его групп.

23. Формам прямого волеизъявления граждан муниципального образования посвящена гл. IV ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Формами прямого волеизъявления граждан являются следующие формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

1. местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;

2. муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

3. собрания (сходы) граждан;

4. народная правотворческая инициатива;

5. обращения граждан в органы местного самоуправления;

6. территориальное общественное самоуправление;

7. иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, не запрещенные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и предусмотренные уставом муниципального образования.

Формы прямого волеизъявления населения муниципального образования отличаются от форм опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. Для реализации своего права на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления гражданин, проживающий на территории муниципального образования, должен обладать избирательным правом (пассивным - при избрании кандидата, активным - при выдвижении собственной кандидатуры) либо правом участвовать в референдуме, проводимом в данном муниципальном образовании. Значение форм прямого волеизъявления граждан на территории муниципального образования трудно переоценить.

Путем непосредственного голосования граждане вправе избрать состав представительного органа местного самоуправления и впоследствии контролировать его деятельность, избрать главу муниципального образования (если такая должность предусмотрена уставом данного муниципального образования), иных выборных лиц. При вынесении какого-либо остростоящего вопроса местного значения на референдум население муниципального образования дает возможность всем гражданам РФ, проживающим на территории муниципального образования, получить информацию о данном вопросе и высказать свое личное мнение по этому поводу.

Иной формой публичного обсуждения вопросов местного значения является собрание (сход) граждан. Народная правотворческая инициатива является способом законодательного закрепления мнения граждан относительно того или иного вопроса, поставленного на голосование. Обращения граждан в органы местного самоуправления и иные органы власти в некоторых случаях способны выявить либо предотвратить правонарушение в сфере муниципальной деятельности.

Комплексное использование всех форм прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования РФ, является залогом плодотворной деятельности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципального образования, законной деятельности должностных лиц, соблюдением прав и законных интересов граждан.

24. Местный референдум – высшее непосредственное выражение воли населения муниципального образования по важнейшим вопросам местного значения, в результате которого путем голосования жителей муниципального образования принимается обязательное на всей территории муниципального образования решения. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования. С инициативой о проведении референдума вправе выступить: 1) каждый гражданин или группа граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме; 2) избирательные объединения и иные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования; 3) депутаты представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом. В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию. Правовое регулирование порядка организации и проведения местного референдума в РФ осуществляется: 1) Конституцией РФ (ст. 130); 2) федеральными конституционными законами и федеральными законами; 3) конституциями (уставами) субъектов РФ; 4) законами субъектов РФ; 5) уставами муниципальных образований; 6) иными нормативными актами муниципальных образований. Важное место в системе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного референдума, занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Наиболее полно вопросы организации и проведения референдума раскрываются в законодательстве субъектов РФ.

25. Муниципальные выборы – это выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Правовой основой муниципальных выборов являются Конституция РФ (ст. 3, 32 и др.), ФЗ от 12 июня 2002 г., ФЗ в ред.

от 6 октября 2003 г., иные федеральные законы, законы субъектов РФ о муниципальных выборах, а также уставы соответствующих муниципальных образований.

Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются обладающими избирательным правом гражданами РФ, место жительства которых расположено на территории соответствующих муниципальных образований, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателей в муниципальных выборах носит добровольный характер. Согласно международным договорам РФ и соответствующим им федеральным законам, законам субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Муниципальные выборы проводятся по Территориальному принципу при непосредственном участии граждан муниципального образования в их организации и проведении, а также по Мажоритарному, Пропорциональному или Смешанному принципу.

Право избирать депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день выборов возраста 18 лет и обладающему активным избирательным правом.

Кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления может быть любой гражданин РФ, обладающий избирательным правом; минимальный возраст кандидата в депутаты или на должность главы муниципального образования – 21 год.

Дополнительные гарантии избирательных прав граждан могут устанавливаться законами субъектов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.