Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы




Методические рекомендации студентам

Практические занятия проводятся в форме дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, а также правонарушений. Для этого необходимо:

- ознакомиться с заданием к практическому занятию, определить примерный объем работы по подготовке ним;

- ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения;

- при ответах на вопросы и решении задач, необходимо внимательно прочитав их текст, попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, тексты правовых актов, литературные источники, а также документы конкретных актов правоприменения. За ответы выставляются оценки по пятибалльной системе.

Обсуждение каждого вопроса, задачи обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает собственную позицию, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты.

Письменное решение задачи представляет собой поэтапное изложение ответа на нее.

1. Первый этап – квалификация преступления и ее краткое обоснование.

1.1. Указание статьи (части статьи, пункта части статьи) Особенной части УК РФ. При неоконченном преступлении сначала указывается ч. 1 или 3 ст. 30, при ролевом соучастии – ч. 3 или 4 или 5 ст. 33 в зависимости от роли соучастника, при этом действия исполнителя (соисполнителя) указания на ч. 2 ст. 33 УК РФ не требуют.

1.2. Запись содеянного с изложением содержащегося в диспозиции указанной статьи (части статьи), соответствующих действий (бездействия), общественно опасного последствия квалифицирующего или особо квалифицирующего признака, содержащегося в указанной части или пункте соответствующей части статьи Особенной части УК РФ. При неоконченном преступлении сначала следует запись: приготовление или покушение, а при ролевом соучастии – организация, подстрекательство или пособничество указанному преступному деянию.

Например (к п. 1.1 и 1.2): Иванов совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ, – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, или повлекшего за собой психическое расстройство, совершенное в отношении двух и более лиц.

Сидоров совершил преступление, предусмотренное ч. 5 ст. 33, п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ, – пособничество Иванову в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, или путем предоставления информации о месте нахождения скрывающихся от преступника потерпевших.

1.3. Обоснование принятого решения со ссылкой на конкретные нормы федерального закона, иного нормативного правового акта, пункта, постановления Пленума Верховного Суда РФ, материалы судебной практики по аналогичным делам, опубликованные в Бюллетенях Верховного Суда РФ, с изложением их содержания.

2. Второй этап решения задачи заключается в краткой уголовно-правовой характеристике составов преступлений, совершенных упомянутыми в задаче лицами.

2.1. Назвать родовой, видовой, непосредственный, основной и дополнительный объекты посягательства. Указать уголовно-правовое значение предмета преступления, особенностей характеристики личности (потерпевшего) – при их наличии.

2.2. Изложить объективную сторону и установить конструкцию состава преступления. Указать основные элементы объективной стороны: деяние – в формальных, деяние, последствие, причинную связь – в материальных по конструкции составах, а также место, время, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, их значение в данном составе.

В бланкетных диспозициях уголовно-правовых норм характеристика объективной стороны дается с изложением содержания норм других отраслей права.

2.3. Изложить общие признаки субъекта преступления, при необходимости – специальные признаки. В бланкетных диспозициях специальные признаки субъекта определить с изложением норм других отраслей права.

2.4. Описать субъективную сторону состава преступления: форму и вид вины, особенности интеллектуального и волевого моментов, мотива, цели и эмоций, обосновав их наличие, исходя из условий задачи.

2.5. Охарактеризовать обстоятельства, отягчающие ответственность, в том числе квалифицирующие признаки, и смягчающие ответственность, в том числе относящиеся к привилегирующим признакам.

2.6. Произвести отграничение данного состава преступления от сходных, смежных составов.

При решении задач необходимо учитывать, что преступные деяния, описанные в задачах, являются доказанными, а обстоятельства их совершения – установленными. В некоторых случаях допускается вариантное решение задачи, с обоснованием условия, допускающего такой вариант (например, неполнота изложения обстоятельств совершения преступления в задаче).

Если в деянии лица не установлены признаки преступления, но налицо состав административного или иного правонарушения, следует его квалифицировать со ссылкой на статьи соответствующих кодексов РФ.

Правильное решение задачи зависит от учета всех изменений и дополнений соответствующих норм УК РФ и норм других отраслей права, подлежащих применению и действующих на момент совершения деяния.

Реферат является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Примерный перечень тем рефератов определяется программой дисциплины «Уголовное право». Тему реферата студент выбирает из перечня рекомендуемых преподавателем, либо предлагает самостоятельно, но с учетом рекомендаций. Требования к содержанию, объему и оформлению реферата, а также критерии его оценки устанавливаются преподавателем с учетом специфики дисциплины «Уголовное право». При их отсутствии студент руководствуется общими требованиями, изложенными в настоящих методических указаниях.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист – 1стр.;

2. содержание – 1 стр.;

3. введение – 1-2 стр.;

4. основная часть – 10-15 стр.;

5. заключение – 1-2 стр.;

6. список использованных источников – 1-2 стр.;

7. последний лист реферата (для замечаний) – 1 стр.;

8. приложения (при необходимости) – без ограничений

Титульный лист реферата оформляется по установленному образцу.

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2 – 3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферата и полностью её раскрывать. Параграфы реферата должны соответствовать поставленным во введении задачам.

Параграфы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение следует вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («Представляется необходимым рассмотреть…», «На основе проведенного исследования можно предположить...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате подготовки реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 5 лет, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, в содержании которых прослеживается рецепция норм римского частного права (если это соответствует цели реферативного сообщения).

Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность реферата, что подтверждается на последнем листе работы. В случае обнаружения плагиата реферат снимается с рассмотрения без права доработки (студент должен выполнять новый реферат на новую тему).

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы, определения, схемы и т.д.).

Оформление реферата

1. Реферат представляется руководителю в сброшюрованном виде (в папке со скоросшивателем).

2. Реферат оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (210*297 мм).

3. Текст реферата должен быть исполнен на принтере ПЭВМ на одной стороне листа с использованием редактора WORD, шрифт - «Times New Roman», размер шрифта - №14, межстрочный интервал – полуторный. Допускается рукописный вариант с теми же требованиями к оформлению.

4. Текст реферата, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм. При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине» (двухстороннее выравнивание).

5. Нумерация страниц реферата – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются в верхнем углу по центру арабскими цифрами (шрифт №10), без точки в конце, начиная со введения.

6. Названия структурных элементов реферата и глав основной части располагаются на отдельных строках и выполняются жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.), без переносов и с выравниванием по центру. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом. Подчеркивать заголовки не следует. Точку в конце заголовка ставить не нужно.

7. Каждый структурный элемент и главу основной части следует начинать с новой страницы.

8. Структурным элементам реферата номер не присваивается, т.е. части реферата "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.п. порядкового номера не имеют. Нумерации подлежат только главы и параграфы в рамках основной части реферата.

9. Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего реферата, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой.

10. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту.

11. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 12-15 мм.

12. Текст реферата должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам.

13. Делаются только подстрочные ссылки на источник.

Методические указания для преподавателей и студентов при подготовке контрольных работ для допуска к экзамену по дисциплине «Уголовное право.

Раздел: Особенная часть»

Написание и защита контрольной работы является важнейшей частью учебного процесса на всех отделениях и курсах юридического факультета. Основная ее цель - выработка навыков самостоятельного письменного анализа правовых явлений, необходимых каждому юристу в его практической деятельности (известно, ответственные правоприменительные решения всегда облекаются в письменную форму).

Написание контрольной работы поможет также и в деле подготовки к написанию курсовой и выпускной квалификационной работ. Опыт показывает, что студенты, относящиеся к написанию контрольных работ без должной меры ответственности, испытывают большие затруднения при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работ. Добросовестное отношение к выполнению контрольной работы способствует также углубленному изучению предмета.

Контрольная работа по Особенной части уголовного права представляет собой изложение теоретического вопроса и решение задачи по одному из указанных ниже шести вариантов.

Ответ на теоретический вопрос должен содержать аргументированный анализ соответствующих понятий и признаков конкретных преступлений, т.е. такой, в котором содержатся суждения о том, почему следует применить соответствующее положение уголовного закона. Это предполагает:

а) изучение нескольких литературных источников (нельзя выполнять курсовую работу на основании ознакомления только с одним литературным источником, тем более, недопустимо его переписывание);

б) осмысление имеющихся спорных положений, краткое воспроизведение их аргументации и обязательное изложение своей личной позиции (как правило, в форме обоснования того, почему автор курсовой работы считает соответствующее мнение более предпочтительным);

в) подробный анализ действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, носящих характер официального комментария к изучаемым нормам УК РФ;

г) изучение и использование соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

д) подбор и использование материалов местной и опубликованной в региональных бюллетенях и Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации судебной практике. Эти материалы должны быть кратко изложены и обязательно содержать ссылку на источник их опубликования. При этом следует стремиться к творческому критическому осмыслению отдельных примеров судебной практики, так как они могут свидетельствовать не только о правильном, но и неправильном применении уголовного закона. Не рекомендуется брать примеры из учебников, статей и монографий.

Вначале следует составить план изложения теоретического вопроса. В общих чертах план определен самой темой. Темы всех вариантов составлены таким образом, что они не требуют от студентов тщательного изучения ряда составов преступлений, но при написании контрольной работы нужно изложить лишь те вопросы, которые непосредственно вытекают из темы задания.

Так, при рассмотрении теоретического вопроса третьего варианта подробному юридическому анализу подлежит лишь состав преступления, предусмотренный ст.163 УК РФ. Что касается состава преступления, смежного с анализируемым, то его в полном объеме в работе рассматривать не нужно, а следует лишь выделить те элементы, которые могут иметь черты сходства и различия с составом преступления, предусмотренным ст.163 УК РФ.

При рассмотрении теоретического вопроса второго варианта необходимость в анализе квалифицированных видов хищения вообще не возникает. Здесь основное внимание должно быть уделено понятию хищения и его отличию от составов преступлений, предусмотренных статьями 163, 165, 166 УК РФ.

Аналогично должны рассматриваться теоретические вопросы и в других вариантах задания.

Для решения задачи необходимо:

а) уяснить фактические обстоятельства казуса и суть сформулированного вопроса;

б) изучить нормы УК Российской Федерации, необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ, соответствующие главы и разделы учебника или курса, научную литературу, материалы судебной практики;

в) изложить в письменном виде решение (не переписывая условия задачи) с обязательной ссылкой на соответствующую статью (часть, пункт) УК Российской Федерации, на другие законы или подзаконные акты, если они необходимы для толкования признаков того или иного состава преступления, на пункты постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации либо на материалы судебной практики по конкретным уголовным делам.

Предложенная квалификация или вывод об отсутствии в данном случае состава преступления должны быть всесторонне обоснованы как с точки зрения норм Общей части (например, должны быть раскрыты содержание и форма вины в конкретном преступлении, изложены аргументы в пользу наличия или отсутствия причинной связи и т.д.), так и с точки зрения норм Особенной части (указание на все квалифицирующие признаки данного преступления и вывод об окончательной квалификации).

Опыт показывает, что в большинстве случаев решение задачи целесообразно производить по элементам преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Мотивировка предлагаемого решения предполагает не только анализ соответствия элементов деяния, изложенных в казусе, признакам состава, содержащимся в УК, но и приведения соответствующих аргументов из научной литературы и судебной практики. Особенно это касается спорных и неоднозначно решаемых в теории уголовного права и правоприменительной практике вопросов, оценочных признаков составов преступлений и т.п.

Если условие задачи дает основание на несколько вариантов решения, необходимо предложить решение по каждой версии.

Работа должна быть выполнена грамотно. Несоблюдение этого требования влечет за собой ее возврат для доработки по существу. Она должна быть правильно оформлена. Ее внутренняя структура должна соответствовать плану; цитируемый материал должен браться в кавычки и непременно содержать ссылку на источник. Библиографическая ссылка должна делаться и на нормативный материал (кроме УК, УПК и конституции РФ), а также на судебную практику. Цитаты из произведений других авторов, законов и иных нормативных правовых актов, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации воспроизводятся точно с сохранением всех особенностей подлинника. На каждую цитату приводят библиографическую ссылку, в которой указывают сведения о цитируемом произведении, необходимые и достаточные для его общей характеристики, идентификации и поиска. Для правильного оформления ссылок необходимо использовать имеющиеся в библиотеке факультета методические указания "Как правильно оформлять библиографию в курсовой и дипломной работе".

В контрольной работе обязательно прилагается список использованной литературы. В этот список вносят только цитированные и упоминаемые в тексте контрольной работы произведения, законодательные и иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики. Список использованной литературы составляют в следующей последовательности:

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты.

2. Материалы судебной практики:

а) опубликованная;

б) местная.

3. Специальная литература.

Контрольная работа выполняется на стандартных листах А-4 компьютерным набором, кегелем (шрифтом) 14 с полуторным интервалом.

Кафедрой уголовного права установлен следующий порядок ее выполнения: студенты, фамилии которых начинаются от буквы "А" до "Г" включительно, выполняют работу по первому варианту, от "Д" до "З" - по второму, от "И" до "М" - по третьему, от "Н" до "Р" - по четвертому варианту, от "С" до "Ф" - по пятому, и остальные - по шестому варианту.

Контрольная работа за которую поставлена неудовлетворительная оценка должна быть выполнена заново с учетом указаний преподавателя - рецензента. В этих случаях к повторной работе необходимо приложить первую работу, чтобы преподаватель мог судить о мере выполнения его указаний. С учетом повторной неудовлетворительной оценки преподаватель может принять решение о недопуске студента к сдаче экзамена.

Задания для выполнения контрольных работ по Особенной части уголовного права

Вариант №1.

1. Теоретический вопрос. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и их отличие от мошенничества.

2. Задача. Зотов и Куприн за совершение преступлений были привлечены к уголовной ответственности. Дело по их обвинению судом было назначено к слушанию. Они обратились к адвокату Вощанову с просьбой заключить с ними договор о защите их прав в судебном заседании и интересовались, какие меры наказания им может назначить суд.

Неоднократно встречаясь с Зотовым и Куприным и воспользовавшись их обеспокоенностью, Вощанов запросил с них 6000 долларов США из расчета по 3000 долларов с каждого якобы для вручения этих денег судье, с тем чтобы тот назначил им наказание, не связанное с лишением свободы. Зотов и Куприн согласились с предложением Вощанова и пообещали ему принести обусловленную сумму. Однако они в тот же день сообщили о его предложении в прокуратуру, и на другой день Зотов в присутствии Куприна вручил Вощанову 4000 долларов США, которые он, не считая положил в карман, после чего был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

Как квалифицировать действия Вощанова? Подлежат ли уголовной ответственности Зотов и Куприн?

Вариант №2.

1. Теоретический вопрос. Понятие хищения чужого имущества, его отличие от корыстных посягательств на собственность, не связанных с хищением (ст.ст. 163, 165, 166 УК РФ).

2. Задача. Сурков, вооружившись пистолетом ПМ, подкарауливал вечером в подъезде дома сотрудника уголовного розыска Негачева, которого собирался убить за то, что он задержал его друга Карманова, пытавшегося совершить кражу из квартиры. Увидев вошедшего в подъезд дома человека в камуфляжной форме, Сурков, думая, что это Негачев, выстрелил и убил его. Убитым оказался сосед Негачева, работавший охранником в коммерческой организации.

Как квалифицировать действия Суркова?

Вариант №3.

1. Теоретический вопрос. Вымогательство и его отличие от принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения.

2. Задача. Киселев, оскорбленный Дьяковым, решил его убить. С этой целью он приобрел у неустановленного следствием лица тротиловую шашку с детонатором и ночью, взобравшись на крышу дома Дьякова, опустил ее в печную трубу. Утром жена Дьякова растопила печь и вышла во двор кормить птиц и коров. Сам Дьяков в это время завтракал. Через некоторое время раздался взрыв, которым печь была разрушена, и от разлетевшихся в разные стороны углей начался пожар. Дьякову был причинен вред здоровью средней тяжести, а его дом сгорел. Жена Дьякова не пострадала, поскольку во время взрыва была во дворе дома.

Квалифицируйте действия Киселева.

Вариант №4.

1. Теоретический вопрос. Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. Отличие от преступлений, предусмотренных статьями 295 и 317 УК РФ.

2. Задача. Заведующий продовольственным складом воинской части Фомин, получив на мясокомбинате мясо, решил часть его продать, поскольку на складе имелись излишки мяса. При разгрузке на склад он оставил 100 кг мяса в автомашине, которую поставил на ночь в автопарке на территории части. На следующий день Фомин вывез мясо в город, чтобы реализовать его через какой-либо магазин. Вступив в сговор с продавцом мясного отдела магазина Агаповым, он передал ему мясо для реализации. Агапов мясо продал, третью часть вырученных денег оставил себе, а остальные передал Фомину.

Как квалифицировать действия Агапова и Фомина?

Вариант №5.

1. Теоретический вопрос. Убийство, совершенное с особой жестокостью и общеопасным способом.

2. Задача. Поздно вечером 17 ноября Харитонов, встретив на неосвещенном участке улицы незнакомую ему женщину, подошел к ней и, засунув демонстративно руку в карман своей куртки, сказал: "Вы должны дать мне в долг деньги". Испуганная женщина передала ему все имеющиеся у нее деньги. Когда Харитонов несколько удалился, женщина по телефону сообщила о случившемся в милицию и виновный был задержан "по горячим следам". При личном обыске у Харитонова оружие не было обнаружено, а полученные им от женщины деньги изъяты.

Как квалифицировать действия Харитонова?

Вариант №6.

1. Теоретический вопрос. Убийство из корыстных побуждений или по найму.

2. Задача. Малышева обратилась к директору городского (муниципального) кладбища Петрову с просьбой предоставить хорошее место для захоронения мужа. Петров рекомендовал ей бригадира Назарова. Назаров, действуя по договоренности с Петровым, указал место понравившееся Малышевой, и предложил заплатить за него 30 тыс. рублей.

Малышева передала деньги. Назарову, который пошел в контору кладбища и отдал деньги Петрову, после чего тот поставил штамп на заявлении Малышевой и объяснил ей, где заказывают катафалк.

Как квалифицировать действия Петрова и Назарова?

Подлежит ли уголовной ответственности Малышева?

Итоговым контролем является экзамен. Цель которого – проверка теоретических знаний бакалавров и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в повседневной работе прокуратуры.

Проведение экзаменов как основной формы проверки знаний студентов предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

· степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

· глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;

· логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;

· уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий:

· глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретной дисциплины, а также основного содержания и новаций лекционного курса по сравнению с учебной литературой;

· отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области;

· знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;

· умение выполнять предусмотренные программой задания;

· логически корректное и убедительное изложение ответа.

Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий:

· знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;

· умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем программы;

· знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы;

· умение выполнять предусмотренные программой задания;

· в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий:

· фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

· затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины;

· неполное знакомство с рекомендованной литературой;

· частичные затруднения с выполнением предусмотренных программой заданий;

· стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при:

· незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала;

· неумении выполнять предусмотренные программой задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.431 сек.