КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л|«фгШ,I Штт.IшЭЩшшММШшМ I Г' Jf 1.11ЁШш
Шш ципальной демократии, полноту прав населения по решению вопросов местного значения". Из данного определения видно, что авторы, определяя муниципальное право, не акцентируют свое внимание на его предметно-отраслевой принадлежности. Тем не менее определение муниципального права как комплексной отрасли права остается основным в литературе, о чем свидетельствует монография А.Н. Костюкова о муниципальном праве. В этом научном исследовании автор определяет муниципальное право как комплексную отрасль права, основываясь на комплексном предмете его правового регулирования12. Таким образом, по мнению большинства исследователей, муниципальное право является комплексной отраслью российского права. Такое положение диктует необходимость иного подхода к предмету и методу муниципального права. История развития романо-германской системы (семьи) права, к которой относится система права России, показывает, что период формирования отрасли права нередко исчислялся столетиями. В советский период для появления новой отрасли права требовалось несколько десятилетий (право социального обеспечения, семейное право, экологическое право и т.д.). В современной России муниципальное право, оказывается, сформировалось за 3-4 года. И это при том, что еще не определены предмет муниципального права, метод правового регулирования, неизвестны институты и другие важные компоненты муниципального права. Исходя из сказанного можно констатировать, что говорить о муниципальном праве как об отрасли права преждевременно. Ведь речь идет о праве, которое закрепляет одну из форм народовластия, низовой уровень организации публичной власти. И все эти вопросы решены одной отраслью права? Рассуждая по аналогии с названным мнением, можно прийти к выводу, что, поскольку в России есть три уровня организации публичной власти, следовательно, есть и три комплексные отрасли права, закрепляющие эти виды публичной власти: федеральная комплексная отрасль права, региональная комплексная отрасль права (субъектов Федерации) и муниципальная комплексная отрасль права. Аналогия вполне правомерна, т.к. речь идет об одной и той же публичной власти на различных уровнях ее организации в Российской Федерации.
Надо подчеркнуть, что в юридической литературе существует иное мнение о муниципальном праве. Так, в содержательном учебнике И.В. Выд-рина и А.Н. Кокотова13 муниципальное право определено как: подотрасль конституционного права, комплексная отрасль права, микромодель национального права России (курсив наш. — В.Б.)14. Последнее определение заслуживает серьезного внимания с двух позиций: во-первых, авторы отлично понимают невозможность нахождения муниципального права в прокрустовом ложе отрасли права, и, во-вторых, они интуитивно понимают, что можно говорить о муниципальном праве, как о микроправовом аналоге общенационального права. Конечно, здесь нужна еще упорная, кропотливая исследовательская работа, но сама идея является, бе- зусловно, очень плодотворной. Автор ы этого мнения правы в том, что в муниципальном праве отсутствует какая-либо однородная предметная отраслевая принадлежность. Они утверждают, что муниципальное право представляет собой микро-модель национального права и объединяет все отрасли, институты, работающие в муниципальных образованиях, обеспечивающие жизнедеятельность последних. В муниципальное право входят предписания всех типов отраслей, вычленяемых по «предмету-методу» правового регулирования: профилирующие, процессуальные, специализированные, комплексные. Воздействуя на отношения, в которые вступает местное самоуправление, нормы муниципального права обеспечивают различные режимы юридического регулирования муниципальных образований. Предложенная конструкция деления права «по субъекту» строится во взаимосвязи категорий «муниципальное образование» и «муниципальное право»: «микромодель общества» как субъект (предмет) регулирования и микромодель национального права как форма правовой регламентации.
Исходя из изложенного авторы делают вывод, что муниципальное право — это совокупность нормативных установок, функционально объединенных регулированием правовового статуса муниципальных образований, местного населения и других субъектов отношений местного самоуправления15. Вышесказанное показывает, что единство предмета и метода правового регулирования является главным в определении отрасли права. Выше уже было достаточно сказано о том, что отрасли права не могут быть комплексными, в этом едины абсолютное большинство ученых-юристов. Решению этого вопроса будут способствовать сравнение и анализ точек зрения различных авторов по вопросу о предмете муницпального права. Все авторы справедливо относят к предмету правового регулирования любой отрасли права соответствующую, определенную группу однородных общественных отношений. В состав отраслей законодатетель-ства входят нормы различных отраслей права, которые регулируют различные по содержанию общественные отношения. Об этом пишут многие исследователи муниципального права. Приведем несколько примеров. Так, В.И. Фадеев обосновывает три вида таких отношений: 1) возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли; 2) связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни; 3) складывающиеся в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий16. В основу данной классификации положен организационно-правовой критерий.
От определения В.И. Фадеева отличается позиция Е.С. Шугриной. Она считает, что в комплексной отрасли права присутствуют несколько комплексов однородных отношений, видимо, в этом она видит однородность предмета любой отрасли пра- ва, и здесь же отмечает, что одна отрасль права отличается от другой предметом, методом и законодательством17. Включение в отрасль права несколько однородных предметов регулирования можно понимать только в смысле системного строения отрасли права (институты, подотрасли, нормы). Никаких иных «однородных» предметов правового регулирования в отрасли права быть не может. Исходя из того, что «однородные» предметы отрасли права — это ее институты, подотрасли и нормы, Е.С. Шугрина дает описательное определение предмета муниципального права, включая в него отношения: 1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления; связанные с разделением полномочий между представительным и исполнительным органами на местах; 2) складывающиеся в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой деятельностью; 3) возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии); 4) по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти; 5) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов (органов территориального общественного самоуправления)18. В этом определении основной акцент сделан также на организационно-правовой составляющей предмета муниципального права. В учебнике «Муниципальное право» (Ред. А.И. Коваленко) дан перечень различных общественных отношений, составляющих предмет муниципального права: возникающие в процессе формирования местного самоуправления и его органов; связанные с рамками деятельности и предметами ведения местного самоуправления и его органов; возникающие в процессе поддержки местного самоуправления; обусловливающие деятельность муниципальных органов в результате наделения их определенными государственными полномочиями; связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления; обусловленные ответственностью органов местного самоуправления перед населением и государством19. Это определение также не выходит за пределы организационно-правового содержания.
Интересное определение муниципальному праву дал в 1994 г. В. А. Пертцик. Он считал, что муниципальное право включает ряд элементов: 1) правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе работы муниципальных органов; 2) правовые нормы и организационные обычаи (правила), регулирующие деятельность органов представительства и управления; 3) права и обязанности мунипальных органов при условии четкого разделения их компетенции и обособленности относительно органов государственной власти; 4) бюджетное устройство и бюджетный процесс муниципальной единицы; 5) практика функционирования муниципальных органов20. Определение В.А. Пертцика серьезно отличается от всех предшествующих тем, что оно уже связано с важнейшим fe содержанием и направлением муниципального уп- равления — бюджетным устройством и бюджетным процессом муниципального образования. С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев включают в структуру предмета муниципального права следующие группы отношений: ♦ отношения, возникающие в процессе выбора населением организационнных форм местного самоуправления, его структуры, формирования органов местного самоуправления; ♦ отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по упрвлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством и исполнением местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни; ♦ отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, организации и исполнения ими законодательных и иных нормативных правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов России; ♦ отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них-дополнительных полномочий, а также в связи с непрерывной деятельностью органов государственной власти21. В этом пречне отношений, регулируемых муниципальным правом, видна содержательная сторона предмета правового регулирования норм муниципального права. Эта классификация представляется наиболее удачной, т.к. она охватывает все сферы муниципального управления. В принципе этого положения придерживается и А. Н. Костюков, что особенно раскрывается в классификации предмета муниципального права, которое он дал в своей книге22. Он справедливо подчеркивает, что все исследователи отмечают комплексный характер муниципального права23, что действительно свойственно для него. Однако комплексность в праве может относиться только к предмету его регулирования, что присуще только вторичным, производным от нескольких отраслей права комплексам. К таким правовым формированиям относится муниципальное право. Поэтому его предмет можно определить следующим образом (что уже высказывалось автором неоднократно). Предмет муниципального права составляют несколько групп общественных отношений. К первой группе отношений, которые могут регулироваться только нормами конституционного (государственного) права можно отнести те отношения, которые возникают при определении населением структуры органов местного самоуправления, их формировании, принятии устава муниципального образования, порядка подотчетности и подконтрольности перед населением, основ взаимоотношений депутатов и местных должностных лиц с населением, оснований досрочного прекращения их полномочий и т.п. Нет сомнения в том, что перечисленные отношения могут регулироваться только нормами конституционного (государственного) права. Вторую группу отношений составляют те, которые возникают при управлении всем социально-экономическим комплексом местного хозяйства, обеспечении и охране законных прав и интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования. Основными из них являются отношения по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальной собственностью, планирование комплексного экономического и социального развития подведомственной территории, решение перспективных и текущих вопросов жизнедеятельности местного населения, решение бюджетно-финансовых проблем местного самоуправления, поддержание и охрана общественного порядка и многие другие. Здесь проявляют свое регулирующее воздействие нормы многих отраслей права и законодательства (административное, гражданское, земельное, экологическое, финансовое, трудовое, банковское, право социального обеспечения и др. Третью группу отношений, складывающихся в процессе реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132, ч. 2), возникающих при решении различных государственных вопросов на территории муниципального образования (финансовых, осуществления государственного контроля за землепользованием соответствующих субъектов земельных отношений, охраны лесов и т.д.). Четвертая группа отношений возникает при обеспечении гарантий осуществления права на местное самоуправление: решение вопроса о судебной защите и восстановлении прав муниципального управления, о компенсации расходов местного самоуправления, вызванных исполнением решений государственных органов без компенсации со стороны последних. В таких случаях отношения регулируются нормами различных отраслей материального и процессуального права. Из сказанного можно сделать вывод о необычайном характере, сложности и многослойности предмета муниципального права. Как следствие этого регулирующая правовая система — муниципальное право — «вмещает» в себя сложную совокупность юридических норм разного отраслевого и предметного содержания и, следовательно, разной иерархии, что очень важно учитывать при решении сложных вопросов управления местным хозяйством. Межотраслевой и многоотраслевой характер муниципальной деятельности ставит вопрос о применимости и надлежащей увязке в актах органов местного самоуправления юридических методов регулирования различных отраслей права, нормы которых применяются в соответствующих актах органов местного самоуправления24. Систематическое соединение в муниципальном праве норм различных отраслей права является важнейшей чертой муниципального права как межотраслевого комплекса. (Продолжение в № 4 2005 г.) Баранчиков В.А., к. ю. н., доцент 1 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верхов 2 Закон от 24 декабря 1990 г. № 443-1. «О собственности в 3 Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. (в редакции Указа 4 Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О по 5 Фадеев В.И. Муниципальное право России. М. 1994. С. 6. 6 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право 7 См.: Постовой Н.В. Муниципальное право. Учебник. М. 8 См.: Шугрина Е.С. Муниципальное право. М. 1995. С. 4; ' См.: Шугрина Е.С. Муниципальное право. М. 1999. С. 25 10 Муниципальное право Российской Федерации. Учебник/ 11 Муниципальное право/ Под ред. Н.С. Бондарь. М., 2002. 12 Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль рос 13 И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. Муниципальное право Рос 14 Выдрин И.В., Кокотов А.Н.. Указ. соч. С. 7-13. 15 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 12. 16 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Рос 17 Шугрина Е.И. Муниципальное право. М. 1999. С. 25. Это 18 См.: Шугрина Е.С. Указ. соч. С. 26-27. 19 Муниципальное право. С. 7. 211 См.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М. С. 141. 21 См.: Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муници 22 См.: Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль 23 См.: Костюков А.Н. Указ. соч. С. 22-27. 24 См.: Баранчиков В.А. Право местного самоуправления «Юрист» Тел*: 953-91 -20
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |