КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об отраслевой принадлежности муниципального права
(Продолжение. Началов№32005г.) При характеристике отраслей права и отраслей законодательства необходимо учитывать, что предмет не является единственным критерием формирования отрасли права или законодательства. С этим вопросом неразрывно связана проблема метода правового регулирования. Для многоотраслевого муниципального права метод является исключительно важной проблемой, до сих пор не поставленной в нашей юридической литературе, за исключением краткого упоминания о нем Н.В. Постового1 и весьма удачной попыткой его обоснования И.В. Выдриным и А.Н. Кокотовым2. Н.В. Постовой пишет об императивном методе, который определяется в нормах характером принятия соответствующих правовых актов (на референдумах, собраниях и т.д.). Кроме того, он предусмотрен законодательством о местном самоуправлении, деспозитивный же метод заимствован из сферы частного права. Иначе относятся к методу И.В. Выдрин и А.Н. Коко-тов. Они, исходя из того что муниципальное право является межотраслевым юридическим коплексом, правильно отмечают, что предмет муниципального права оказывает решающее воздействие на характер муниципально-пра-вового регулирования. Коль скоро местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного, правовое регулирование в этих условиях основано на сочетании императивного и диспозитивного методов, опирающихся на присущие им способы юридического воздействия: обязывание, запрет и дозволение. Таким образом, метод отрасли муниципального права фокусирует в себе эти традиционные приемы правового регулирования. Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности3. Скажем, в имущественных отношениях органы местного самоуправления, выступая от имени муниципальных образований согласно ст. 125 ГК РФ, находятся в равных условиях с другими субъектами, являясь партнерами в правоотно-шенияхтакого рода. Юридический режим этих отношений задается диспозитивным методом правового регулирования. Данный метод будет определять характер взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности (ст. 32 ФЗ «Об общих принципах...»), порядок осуществления договорных обязательств при осуществлении муниципального заказа (ст. 33 Закона). Названные авторы отмечают также преимущественно императивный метод регулирования в муниципальных правоотношениях, поскольку муниципалитеты являются корпорациями публичного права. Этот метод свойствен, например, деятельности органов местного самоуправления при принятии ими в пределах своих полномочий решений, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм, а также гражданами (ст. 44 того же закона). Важным для практики муниципального управления является установление государством пределов его правотворчества: компетенционным фактором (решения принимаются по предметам ведения муниципальных образований в рамках полномочий местных органов власти или должностных лиц местного самоуправления); территориально-субъектным признаком (обязательность решений только для субъектов, находящихся на территории муниципального образования); по характеру создаваемых норм (отмечается, что государство санкционировало создание органами местного самоуправления только регулятивных норм)4. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования, свойственные федеральному уровню нормативной регламентации местного самоуправления, предопределяют метод саморегулирования, присущий автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования. Речь идет о нормах, принятых посредством прямого волеизъявления населения, правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления, гарантированная Конституцией РФ, позволяет сделать выводотом, что метод саморегулирования распространяется в принципе на все муниципальные образования. Тем не менее методы правового регулирования в муниципальном праве как самостоятельная проблема не исследована. В настоящее время можно установить, что в муниципальном праве имеются три вида юридических норм, которые присущи всем отраслям права. Первая группа норм устанавливает правоспособность субъекта, определяет его компетенцию и структуру органов власти и управления и не регулирует соответствующие общественные отношения до наступления юридических фактов. Вторая группа норм, сформулированная в форме предписаний, дозволений, рекомендаций вызывает у субъектов необхоимые действия или воздержание от действий. Их реализация означает вступление соответствующих субъектов в определенные виды правоотношений. Третья группа — это нормы, которые устанавливают меры защиты регулируемых отношений, субъективных прав и свобод граждан от нарушений (охранительные нормы)5. В целом вышеназванные нормы определяют конкретные виды регулирования — обязывание, управомочение и запрещение. Их наличие в соответствующих нормах права определяет способы воздействия на участников соответствующих общественных отношений, а также в различных формах юридического обеспечения6. Кроме того, эти проявления в различных отраслях права имеют свои особенности. Например, Конституция РФ (ч. 1 ст. 132) управомо-чивает органы местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью. Это означает, что названные органы обязаны совершать различные действия по управлению всеми объектами муниципальной собственности для извлечения из ее объектов положительных результатов. При этом отношения, возникающие из названной деятельности соответствующих муниципальных органов регулируются нормами правовых актов различного иерархического уровня. В местном самоуправлении реализуются различные нормы административного права. Например, в уставе муниципального образования должны быть указаны границы и состав территории муниципального образования (п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах...»). Это норма обязывающего характера реализуется на основе норм ст. 12-13 названного Закона. Примером норм запретительного характера является ст. 14 (ч. 5) Закона, в которой предусмотрено, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Действующий Федеральный закон «Об общих принципах...» содержит нормы диспозитивного характера, что свойственно нормам гражданского права. Так, этот закон, закрепляя за органами местного самоуправления осуществление прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования, предоставляет им право в соответствии с законом передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов (ч. 1-2 Закона). Многообразие предмета и методов правового регулирования свидетельствует о весьма сложном субъектном составе муниципальных правоотношений. Анализ законодательства о местном самоуправлении и предмета правового регулирования подтверждает эту сложность субъектного состава участников муниципальных отношений. Например, субъектом конституирования модели местного самоуправления является только местное население, поскольку Конституция РФ закрепляет за ним право определения структуры органов местного самоуправления (ч.1 ст. 131). Конечно, в этой работе участвуют много субъектов муниципальных отношений, но население является тем субъектом, который превращает свою волю в публичную власть7. Население является субъектом отношений муниципальной собственности, отчета и досрочного отзыва депутатов и выборных дол-жностныхлиц. В принципе местное население должно быть субъектом наиболее важных конституционно-правовых отношений в местном самоуправлении. В муниципально-правовых отношениях по реализации института права муниципальной собственности, управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, в бюджетно-финансовых правоотношениях круг субъектов, участвующих в названных правоотношениях необычайно широк: население, представительные органы местного самоуправления, депутаты, глава муниципального образовния, муниципальная служба, соответствующие государственные органы и служащие, различные юридические лица. Реализацией отдельных государственных полномочий занимаются те муниципальные органы, которые наделены отдельными государственными полномочиями. Деятельность по обеспечению гарантий местного самоуправления осуществляют граждане и муниципальные органы в соответствии со ст. 46 действующего Федерального закона «Об общих принципах...», которая предусматривает, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании не- действительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, атак-же общественных объединений. Все вышесказанное дает основания для следующего определения муниципального права. Муниципальное право — это новая, развивающаяся комплексная отрасль законодательства, состоящая из нормативных правовых актов, содержащих нормы различных отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которые вступают муниципльные образования и другие субъекты местного самоуправления. Однако отрасль права не может быть шире регулируемых ею общественных отношений. Это вытекает из признания предмета правового регулирования в качестве критерия, определяющего общность правовых норм, объединяемых той или иной отраслью права, и ее отличие от иных отраслей права. Каждая норма права соответствует определенному общественному отношению, которое она регулирует. Норма неотделима от него, ибо она установлена или санкционирована в целях его регулирования. В 1967 г. А.В. Мицкевич справедливо утверждал, что обособленность отрасли — это неприменимость к отношениям, регулируемым данной отраслью права норм других отраслей права8. Эту научную позицию обосновывал также профессор Н.Г. Александров, который отмечал, что образование той или иной отрасли права проявляется «также и в таком содержании этого регулирования, которое не может быть охвачено общими положениями других отраслей права, а требует формулировки самостоятельных общих положений, направляющих применение данной совокупности юридических норм»9. Исследуя этот вопрос, А.В. Мицкевич отмечал, что отрасль права представляет собой как бы «замкнутую область» правовых норм, которая одна только и применима к регулированию данной сферы общественных отношений, т.е. обособленность отрасли права состоит и в неприменимости к отношениям, регулируемых данной отраслью норм, лежащих за ее пределами, т.е. норм других отраслей права10. Известный одесский ученый-юрист М.Ф. Орзих справедливо отмечал системообразующий характер предмета и метода правового регулирования каждой отрасли права и считал понятие «комплексная отрасль права» терминологическим недоразумением11. Это очень меткое замечание означает, что отрасль права — это предметно однородная часть системы права Российской Федерации. Поэтому названные определения муниципального права как комплексной отрасли права не выдерживают научной критики и не могут быть признаны состоятельными. Вследствие этого и муниципальное право, включающее в себя нормы и институты различных отраслей права, не может быть предметно однородной отраслью права и обладать его основными признаками — единством предмета и метода правового регулирования. Это неоднократно подчеркивала в своих исследованиях СВ. Поленина12. В 1999 г. она отмечала, что совокупность институтов только тогда может квалифицироваться как новая отрасль права, когда она приобретает качественно новые свойства и, следовательно, утрачивает признак комплексности. Сама природа отрасли права как категория социальной действительности исключает возможность существования комплексных отраслей права (в отличие от комплексных отраслей законодательства). Между тем это обстоятельство, важное для понимания процесса становления новых отраслей права и самой системы права, либо вообще выпадает из поля зрения отдельных исследователей, либо недооценивается ими13. Добавим к сказанному, что по этой же причине было «сформировано» муниципальное право как отрасль права в течение 3—5 лет. Следовательно, нельзя поддержать мнение отдельных ученых о муниципальном праве как отрасли права. Отрасль права, как уже было сказано, формируется в течение очень длительного периода времени. Не случайно их так мало в системе права РФ. При составлении схемы собрания законодательства СССР из 36 разделов схемы только 15 можно считать выделенными по признаку отрасли права или объективно совпадающими с ними14. К настоящему моменту положение изменилось очень незначительно. Поэтому ответ на вопрос о предмете и методе правового регулирования муниципального права надо искать в иной координате измерения права. Муниципальное право как комплексная отрасль законодательства начало свое формирование сразу же после упразднения системы советов на всей территории РФ. Однако новые законы, не дали необходимого эффекта в урегулировании отношений, в которые вступали все субъекты местного самоуправления. Скептическое отношение местного населения к местному самоуправлению и другие серьезные причины поставили перед государством сложные проблемы правового оформления деятельности местного самоуправления15. Объективная трудность заключалась в том, что законодателю трудно было издавать акты, которые должны были регулировать публично-правовые, гражданско-правовые и иные частноправовые отношения, в которые вступали субъекты местного самоуправления. Эта проблема была еще более острой в субъектах РФ и на уровне самоуправляющихся ячеек. Однако первый опыт законодательного урегулирования, а также указы Президента РФ по этому вопросу позволили изменить правововое состояние местного самоуправления к лучшему16. В 1993 г. была принята Конституция нового государства — Российской Федерации и началась интенсивная законодательная деятельность по созданию новой правовой базы местного самоуправления и обновлению некоторых нормативно-правовых актов действующего законодательства по вопросам функционирования муниципального управления. Принятие 28 августа 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а затем других федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам местного самоуправления позволили значительно укрепить правовую базу местного самоуправления. Содержание этого развивающегося нормативно-правового комплекса, а также других нормативных актов требует их анализа с целью выяснения предметной принадлежности муниципального права в системе российского права. Известно, что возникновение и развитие новых институтов публичной власти влечет за собой два важных последствия: возникновение и развитие новых общественных отношений, и как следствие этого — появление новых отраслей права и законодательства. Там, где невозможно создать общие положения, отражающие общие принципы и методы регулирования для всех норм, там нельзя говорить о появлении новой отрасли права". Поэтому до сих пор не удается доказать существование самостоятельной отрасли муниципального права (как хозяйственного права и сельскохозяйственного права), поскольку муниципально-правовые отношения четко разделяются на отношения, регулируемые нормами консти- туционного, административного, гражданского, финансового права и других отраслей права и законодательства. Если комплексная отрасль законодательства использует методы правового регулирования, свойственные входящим в ее состав нормам различных отраслей права, не трансформируя, не видоизменяя эти методы, то это значит, что еще не созрели условия для появления новой отрасли права18. Установление правильного соотношения между системой права и внешним ее закреплением в системе нормативных актов (законодательстве) — это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, обозримость законодательства, согласованность всех его частей, правильное его применение, укрепление законности, в конечном счете — способствовать совершенствованию урегулированное™ и порядка в управлении обществом". Комплексные отрасли законодательства есть, и к их числу относится муниципальное право. Выше уже достаточно было сказано о невозможности превращения муниципального права в отрасль права, тем более в «комплексную». Примером может служить ст. 6,8 действующего Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обе статьи содержат примерный перечень вопросов, решаемых в муниципальных образованиях. Так, отнесение к вопросам местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (п. 2 ст. 6) обязывает муниципальные образования к вступлению их практически во все виды отношений по вещному праву, которые закреплены ГК РФ и актами гражданского законодательства. Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 132) реализуютсвои полномочия по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов. То количество видов правоотношений, в которые вступают органы местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью, вряд ли может быть исчислено с большой точностью. Но это только часть вопросов, которые относятся к вопросам местного значения, решаемых муниципальными образованиями. А ведь они еще обеспечивают общественный порядок на территории муниципального образования, социальную поддержку и содействие занятости населения. Кроме того, органы местного самоуправления исполняют отдельные государственные поручения, которыми они могут наделяться. В соответствии со ст. 8 действующего Федерального закона «Об общих принципах...» все вопросы местного значения должны быть указаны в уставе муниципальных образований (п. 2). Однако кроме этих вопросов названная статья Закона содержит большой перечень вопросов конституционного, административного, финансового права, решение которых также составляет обязанность местного самоуправления. Нельзя не сказать и о том, что названный выше Закон предусматривает, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Правомерным является вопрос: можно ли все эти задачи местного самоуправления решить нормами одной отрасли права? Думается, что ответ может быть только отрицательным.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |