КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и режим земель водного фонда
ФОНДА ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО Управление землями лесного фонда основывается на принципах и функциях управления землями, изложенных в главе «Управление охраной и использованием земель» учебника, но и имеет свои особенности. На состояние использования и охраны земель лесного фонда оказывают влияние уровень ведения на них лесного хозяйства, разграничение земель и лесов по целевому назначению и перевод их из одной категории в другую, принципы лесного законодательства, взаимодействующие с принципами земельного законодательства, структура управления лесным хозяйством, особенности охраны земель, занятых лесами различных групп. Управление в об- Особенности использования земель лесного свящает специальную главу полномочиям органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. С учетом вышеуказанного понимания леса для рассмотрения проблем регулирования охраны земель лесного фонда здесь видны группы норм: об основах государственного управления - - полномочия РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, основные принципы лесного законодательства; о системе органов исполнительной власти — федеральные, субъектов Федерации, специально уполномоченный орган государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных Правительством РФ областях управления; об основах организации лесного хозяйства -- деление лесов на группы и отнесение их к категориям защитности, порядок установления возраста рубок и утверждение расчетной лесосеки, перевод лесных земель из одной категории в другую, государственный учет лесного фонда, государственный кадастровый учет лесных участков, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними, государственный лесной реестр, государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, инвентаризация лесов, лесопато-логический мониторинг, лесоустройство, государственный и муниципальный лесной контроль и надзор. Согласно ЛК РФ управление лесами включает планирование, лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент, плату за использование лесов, оценку лесов и др. Принципы лесного Организация ведения хозяйства в области законодательства использования, охраны, защиты земель лесного фонда и воспроизводства лесов, понимаемых как совокупность лесной растительности и земель, основывается на принципах лесного законодательства: 1) устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития эконо 2) обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не- 3) сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, сани 4) использования лесов с учетом их глобального экологического 5) участия граждан, общественных объединений в подготовке ре 6) использования лесов способами, не наносящими вреда окру 7) подразделения лесов на виды по целевому назначению и уста В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением земель лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по целевому назначению лесов и разграничение по категориям защитности: в зависимости от этой классификации устанавливается и осуществляется правовой режим земле- и лесопользования. Выделяются защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса, вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений; 8) несовместимости реализации функций государственного управления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины. Об этом принципе шли и продолжают идти систематические дискуссии, проводились эксперименты: как и в других областях развития общества и народного хозяйства, совмещение контрольных и производственных функций приносило свои издержки и в конечном счете убытки для общества. Предусмотренные в праве принципы становятся источниками права, регулятором общественных отношений, используемым в административной, арбитражной и судебной практике. В области природопользования и охраны окружающей среды отделение природоохранной функции от использования природных ресурсов является задачей сравнительно новой, болезненно решаемой ввиду постоянного противоборства экономики и экологии. Одним из принципов ведения лесного хозяйства и рационального нием которых является выполнение защитных функций, леса особо охраняемых природных территорий. Земли лесов этой группы включают запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры. Сюда можно отнести защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды. Сохранение средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций призваны осуществлять зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов; земли особо ценных лесных массивов, лесоплодовых насаждений, притундровых лесов и др. К этой группе относятся земли лесов в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, лесов, выполняющих оздоровительные и защитные функции, имеющих ограниченное эксплуатационное значение, а также лесов в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима землепользования. Эксплуатационные К эксплуатационной группе лесов относятся и резервные леса земли лесов многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. К землям резервных лесов относятся земли лесов, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В этих лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. 2. Комментарий к Лесному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. М.: 3. Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М.: Юстицин- Глава 16 ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ при подразделении земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь основных категорий выделяются наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и др. земли водного фонда. В ЗК РФ им посвящается ст. 102 «Земли водного фонда», объеди предусматривается, что к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Как и в отношении земель лесного фонда, специфика порядка использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством РФ. Головным актом водного законодательства является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.1 Земли водного фонда, прошедшие государственную кадастровую регистрацию, составляют площадь 27 млн га. Земли под водой составляют площадь более 72 млн га, из них к категории земель лесного фонда относится 18 млн га, сельскохозяйственного назначения -13 млн га, земель запаса - 10 млн га, земель промышленности и иного специального назначения — более 2 млн га и т. п. Статистики территорий водоохранных зон и гидротехнических сооружений не опубликовано. В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важное значение приоб- 1 См.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Изд-во Проспект, 2007. ретает понимание земель, покрытых водами, сосредоточенными в водных объектах, определение их границ. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК РФ. Согласно ч. 2 его ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: 1) моря -- по постоянному уровню воды, а в случае периодиче 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по средне- 3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню 4) болота — по границе залежей торфа на нулевой глубине. Особенности Режим земель водного фонда определяется режима земель особенностями пользования и охраны этих водного фонда земель, спецификой прав и обязанностей владельцев земель водного фонда. Согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 километров, у которых береговая полоса составляет 5 метров. Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным и Земельным кодексами РФ. Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ), важно понимать взаимодействие этих отраслей российского законодательства и сопоставлять нормы Земельного и Водного кодексов РФ. Развиваются земельный и водный, публичный и частный сервитут, устанавливаемый на основании соглашений, договоров, судебных решений. Институт сервитута — ограничения права собственности, ино- го вещного права — принадлежит гражданскому праву и предусматривается в ст. 274-276 ГК РФ. Могут устанавливаться сервитута в целях прохода и проезда, водоснабжения и мелиорации, забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, использования водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и т. д. Последнее время подымаются вопросы обеспечения общего водопользования, подходов к водоемам в местах привычного массового купания и иного вида отдыха; они могут решаться посредством установления сервитута, при котором обременение земельного участка не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения им. В ВК РФ регулируются режимы использования водохранилищ (ст. 45), охраны водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60), использования и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос (ст. 65 ВК РФ). Права Собственники, землепользователи, землевла- и обязанности дельцы, арендаторы земельных участков, обладателей примыкающих к поверхностным водным земель водного объектам, пользуются правами и выполняют вателей. Однако эти права могут быть законодательством ограничены, например в водоохранных зонах, а обязанности дополнены в связи с повышенным режимом охраны земель, примыкающих к водным объектам. В ст. 39 Водного кодекса РФ предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч. 1 ст. 39 ВК РФ. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т. е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитута могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств1.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |