Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и режим земель водного фонда




ФОНДА

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО

Управление землями лесного фонда основывается на принципах и функциях управления землями, изложенных в главе «Управление охраной и использованием земель» учебника, но и имеет свои осо­бенности.

На состояние использования и охраны земель лесного фонда ока­зывают влияние уровень ведения на них лесного хозяйства, разграни­чение земель и лесов по целевому назначению и перевод их из одной категории в другую, принципы лесного законодательства, взаимодей­ствующие с принципами земельного законодательства, структура управления лесным хозяйством, особенности охраны земель, занятых лесами различных групп.

Управление в об- Особенности использования земель лесного
ласти использова- фонда отражаются на ведении землепользо-
ния охраны, за- вания и организации лесного хозяйства.
щиты, воспр'оиз- Учитывая общественно-социальную значи-
водс'тва лесов мость лесов, Лесной кодекс РФ 2006 г. по-

свящает специальную главу полномочиям

органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного


самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. С учетом вышеуказанного понимания леса для рассмотрения проблем регулирования охраны земель лесного фонда здесь видны группы норм:

об основах государственного управления - - полномочия РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, основные принципы лесного законодательства;

о системе органов исполнительной власти — федеральные, субъ­ектов Федерации, специально уполномоченный орган государственно­го управления в области использования, охраны, защиты и воспроиз­водства природных ресурсов в порученных Правительством РФ облас­тях управления;

об основах организации лесного хозяйства -- деление лесов на группы и отнесение их к категориям защитности, порядок установле­ния возраста рубок и утверждение расчетной лесосеки, перевод лес­ных земель из одной категории в другую, государственный учет лес­ного фонда, государственный кадастровый учет лесных участков, го­сударственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними, государственный лесной реестр, государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, инвентаризация лесов, лесопато-логический мониторинг, лесоустройство, государственный и муници­пальный лесной контроль и надзор.

Согласно ЛК РФ управление лесами включает планирование, лес­ной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент, плату за ис­пользование лесов, оценку лесов и др.

Принципы лесного Организация ведения хозяйства в области законодательства использования, охраны, защиты земель лес­ного фонда и воспроизводства лесов, пони­маемых как совокупность лесной растительности и земель, основыва­ется на принципах лесного законодательства:

1) устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития эконо­
мики и улучшения состояния окружающей среды;

2) обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не-
истощительного использования лесов в интересах населения Россий­
ской Федерации и ее субъектов;

3) сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, сани­
тарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций ле­
сов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окру­
жающую среду;

4) использования лесов с учетом их глобального экологического
значения, а также с учетом длительности их выращивания;

5) участия граждан, общественных объединений в подготовке ре­
шений, реализация которых может оказать воздействие на леса при
их использовании, охране, защите, воспроизводстве;

6) использования лесов способами, не наносящими вреда окру­
жающей среде и здоровью человека;

7) подразделения лесов на виды по целевому назначению и уста­
новление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых
ими полезных функций.


В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением земель лесного фонда, его местоположением и выполняе­мыми им функциями производятся разделение лесного фонда по це­левому назначению лесов и разграничение по категориям защитности: в зависимости от этой классификации устанавливается и осуществля­ется правовой режим земле- и лесопользования.

Выделяются защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участ­ки леса, вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и рас­пространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений;

8) несовместимости реализации функций государственного управ­ления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Об этом принципе шли и продолжают идти систематические дис­куссии, проводились эксперименты: как и в других областях развития общества и народного хозяйства, совмещение контрольных и произ­водственных функций приносило свои издержки и в конечном счете убытки для общества.

Предусмотренные в праве принципы становятся источниками пра­ва, регулятором общественных отношений, используемым в админист­ративной, арбитражной и судебной практике. В области природополь­зования и охраны окружающей среды отделение природоохранной функции от использования природных ресурсов является задачей сравнительно новой, болезненно решаемой ввиду постоянного проти­воборства экономики и экологии.

Одним из принципов ведения лесного хозяйства и рационального
использования земель лесного фонда является принцип активной ро­
ли государства в управлении лесным хозяйством. Федеральное агент­
ство лесного хозяйства, созданное в ходе административной реформы
2004г., имеет своим головным органом МПР России и осуществляет
возложенные правоприменительные и контрольные функции непо­
средственно и через свои территориальные органы.
Земли защитных К этой группе -- землям защитных лесов -
лесов относятся земли и леса, основным назначе-

нием которых является выполнение защит­ных функций, леса особо охраняемых природных территорий. Земли лесов этой группы включают запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защит­ные лесные полосы, ленточные боры.

Сюда можно отнести защитные полосы лесов вдоль железнодо­рожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республи­канского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды.

Сохранение средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций призваны осуществлять зеленые зоны поселений,


памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов; земли особо ценных лесных массивов, лесоплодовых насаждений, притундровых лесов и др.

К этой группе относятся земли лесов в регионах с высокой плот­ностью населения и развитой сетью транспортных путей, лесов, вы­полняющих оздоровительные и защитные функции, имеющих ограни­ченное эксплуатационное значение, а также лесов в регионах с недос­таточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима землепользования.

Эксплуатационные К эксплуатационной группе лесов относятся и резервные леса земли лесов многолесных регионов, имею­щих преимущественно эксплуатационное

значение. Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осу­ществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лес­ным хозяйством.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древеси­ны и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспече­нием сохранения полезных функций лесов.

К землям резервных лесов относятся земли лесов, в которых в те­чение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В этих лесах осуществляются авиационные работы по охране и защи­те лесов.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.

2. Комментарий к Лесному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. М.:
Изд-во Проспект, 2007.

3. Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М.: Юстицин-
форм, 2005.


Глава 16 ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ при подразделении зе­мель в Российской Федерации по целевому назначению на семь ос­новных категорий выделяются наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и др. земли водного фонда.

В ЗК РФ им посвящается ст. 102 «Земли водного фонда», объеди­
ненная со ст. 101 «Земли лесного фонда» и ст. 103 «Земли запаса»
в главе XVII «Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли за­
паса». Это не исключает того, что каждый из названных видов земель
составляет отдельную категорию земель с соответствующим вариантом
законодательного регулирования в ЗК РФ и специфическим правовым
режимом использования и охраны этих категорий земель.
Понятие и границы В ст. 102 ЗК РФ (в ред. ФЗ от 3 июня
земель водного 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие
фонда Водного кодекса Российской Федерации»)

предусматривается, что к землям водного

фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосре­доточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Как и в отношении земель лесного фонда, специфика порядка использования и охраны земель водного фонда определяется Земель­ным кодексом РФ и водным законодательством РФ. Головным актом водного законодательства является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.1

Земли водного фонда, прошедшие государственную кадастровую регистрацию, составляют площадь 27 млн га. Земли под водой состав­ляют площадь более 72 млн га, из них к категории земель лесного фонда относится 18 млн га, сельскохозяйственного назначения -13 млн га, земель запаса - 10 млн га, земель промышленности и иного специального назначения — более 2 млн га и т. п. Статисти­ки территорий водоохранных зон и гидротехнических сооружений не опубликовано.

В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участ­ков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важное значение приоб-


1 См.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Изд-во Проспект, 2007.


ретает понимание земель, покрытых водами, сосредоточенными в водных объектах, определение их границ.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные фор­мы и признаки водного режима.

Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК РФ. Согласно ч. 2 его ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдель­ные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обвод­ненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря -- по постоянному уровню воды, а в случае периодиче­
ского изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по средне-
многолетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню
воды;

4) болота — по границе залежей торфа на нулевой глубине.
Границы подземных водных объектов определяются в соответст­
вии с законодательством РФ о недрах.

Особенности Режим земель водного фонда определяется

режима земель особенностями пользования и охраны этих водного фонда земель, спецификой прав и обязанностей владельцев земель водного фонда.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназнача­ется для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объ­ектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением бе­реговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от ис­тока до устья не более 10 километров, у которых береговая полоса составляет 5 метров.

Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объек­тов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным и Земельным кодексами РФ.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фон­да определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательст­вом (п. 4 ст. 102 ЗК РФ), важно понимать взаимодействие этих отрас­лей российского законодательства и сопоставлять нормы Земельного и Водного кодексов РФ.

Развиваются земельный и водный, публичный и частный сервитут, устанавливаемый на основании соглашений, договоров, судебных ре­шений. Институт сервитута — ограничения права собственности, ино-


го вещного права — принадлежит гражданскому праву и предусматри­вается в ст. 274-276 ГК РФ.

Могут устанавливаться сервитута в целях прохода и проезда, во­доснабжения и мелиорации, забора воды без применения сооруже­ний, технических средств и устройств, использования водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и т. д.

Последнее время подымаются вопросы обеспечения общего водо­пользования, подходов к водоемам в местах привычного массового купания и иного вида отдыха; они могут решаться посредством уста­новления сервитута, при котором обременение земельного участка не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения им.

В ВК РФ регулируются режимы использования водохранилищ (ст. 45), охраны водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60), использования и охраны водоох­ранных зон и прибрежных защитных полос (ст. 65 ВК РФ).

Права Собственники, землепользователи, землевла-

и обязанности дельцы, арендаторы земельных участков,

обладателей примыкающих к поверхностным водным

земель водного объектам, пользуются правами и выполняют
фонда обязанности землеобладателей и водопользо-

вателей. Однако эти права могут быть зако­нодательством ограничены, например в водоохранных зонах, а обя­занности дополнены в связи с повышенным режимом охраны земель, примыкающих к водным объектам.

В ст. 39 Водного кодекса РФ предусматриваются права и обязан­ности собственников водных объектов, водопользователей при ис­пользовании водных объектов.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использо­вать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нару­шает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны пре­пятствовать использованию водных объектов и их берегов для органи­зации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных за­конодательством Российской Федерации.

Собственники водных объектов, водопользователи могут исполь­зовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч. 1 ст. 39 ВК РФ.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами об­щего пользования, т. е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользо­вания и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу


иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сер­витута могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других мало­мерных плавательных средств1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.