Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ




Конституционные основы судебной системы РФ.

 

Основы судебной системы закреплены в Конституции РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ".

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.

В систему судов входят федеральные суды и суды субъектов РФ.

К системе федеральных судов относятся:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции);

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (система федеральных арбитражных судов).

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

В зависимости от осуществляемых форм правосудия система судов представлена тремя видами судов: конституционными (уставными), общей юрисдикции и арбитражными. Конституционные (уставные) и арбитражные суды, кроме того, относятся к специализированным судам, поскольку они рассматривают только те дела, которые законом прямо отнесены к их ведению. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом, призваны разрешать все иные дела. Поэтому система судов общей юрисдикции является наиболее разветвленной, здесь работает основная масса судей, решается большинство дел (в частности, все уголовные).

Каждая ветвь судебной системы самостоятельна: имеет свою собственную систему судебных органов, финансируется из федерального бюджета по своей отдельной бюджетной "строке", имеет свою собственную законодательную (как материальную, так и процессуально-правовую) основу деятельности.

Вместе с тем ФКЗ "О судебной системе РФ" закрепляет единство системы РФ, которое гарантируется:

- установлением судебной системы федеральным законом;

- обязанностью всех судов осуществлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами правилами судопроизводства;

- признанием обязательности исполнения на всей территории РФ вступивших в законную силу судебных решений;

- законодательным определением единства статуса судей;

- финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

 

 

КС РФ— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности КС определяются КРФ и ФКЗ«О Конституционном суде РФ».

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента. КС вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа Судей.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

КС рассматривает и разрешает дела в заседаниях КС РФ с проведением слушаний. На заседаниях рассматривает все вопросы, относящиеся к его полномочиям, а также:

1) принимает послания КС;

2) принимает Регламент КС и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи КС к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей КС награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий Председателя или заместителей Председателя КС.

Регламент КС- это нормативно-правовой акт, определяющий процедуры (порядок) внутриорганизационной деятельности Конституционного Суда.

В Регламенте КС на основе КРФ и ФКЗ "О КС РФ" устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в КС, требования к работникам аппарата КС и иные вопросы внутренней деятельности КС РФ.

 

 

91. Полномочия КС РФ, виды и юридическая сила его решений:

 

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

1) По запросам президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2) Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

3) По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

4) По запросу президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.

5) По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения или проверяет конституционность референдума РФ).

Виды решений КС РФ:

- постановление — итоговое решение по существу вопросов о соответствии актов Конституции РФ, споров о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан — выносится именем РФ;

- заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ;

- определения — все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства;

- решения по вопросам организации деятельности КС РФ.

Принятие решения. Оно принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Если голоса (по делу о проверке конституционности нормативного акта) разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционно оспариваемого акта. Решение о толковании КРФ принимается большинством не менее 2/3 голосов. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицам. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими КРФ, не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Если из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, орган, принявший этот нормативный акт, рассматривает вопрос о принятии нового нормативного акта (до его принятия непосредственно действует КРФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.