КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. А так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Учитывая то, что административно-правовые отношения по своей сути не однородны, их можно классифицировать по различным основаниям. 1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. 2. По соотношению прав и обязанностей участников 1) отношения, в которых один из участников подчинен другому — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения; 2)отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга - горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. 3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и не правомерными фактами. Последние именуются деликтами. 4. По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в админисративно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке. Вопрос 5 Содержание административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве
Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение. Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков: юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.; юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права; в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления; они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами; по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. 1. По правовым последствиям выделяют юридические факты: правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений; правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений; правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений. 2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует. 3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события. Существует ряд особенностей, которые свойственны рассматриваемым нами отношениям именно как административно-правовым: 1.Они урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права» 2.Они возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни — в сфере государственного управления, 3.В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. 4.Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений. 5. Данные отношения могут возникать, изменяться или административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против ее воли (например, наложение административных взысканий, ликвидация или реорганизация структурных звеньев и другие. 6.Споры, связанные с административно-правовыми отношениями рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности. 7.Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица. Административно-правовое отношение имеет свой состав (структуру). Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не быть их субъектом. Субъектами административно-правовых отношений являются: — граждане России; --- иностранные граждане и лица без гражданства; — государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; —общественные (негосударственные) объединения; —служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений: —представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами. При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, то есть момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений: —у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения; —у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке; —у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов. В каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение. Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно правовых отношений, то есть это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Как и в других отраслях права, в сфере административно-правового регулирования юридические факты делят ся на действия и события. Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки и т.п.). Особой разновидностью действий являются: юридические формы исполнительной деятельности — индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т.п.). Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных административно-правовой нормой. События — это явления, не зависящие от воли людей: рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т.п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |