Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения — это урегу­лированные нормами административного права общественные отношения




Административно-правовые отношения — это урегу­лированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носи­телями прав и обязанностей в сфере государственного уп­равления. А так как административно-правовые отноше­ния являются разновидностью правовых отношений вооб­ще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.

Учитывая то, что административно-правовые отноше­ния по своей сути не однородны, их можно классифициро­вать по различным основаниям.

1. По юридическому характеру административно-пра­вовые отношения делятся на материальные и процессу­альные.

К материальным административно-правовым отноше­ниям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными норма­ми административного права.

Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников
административно-правовые отношения делятся на две
группы:

1) отношения, в которых один из участников подчи­нен другому — вертикальные правоотношения. Ха­рактерным для вертикальных административно-пра­вовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходя­щего от наделенного полномочиями органа или долж­ностного лица. Вертикальное административно-пра­вовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;

2)отношения, участники которых не находятся в под­чинении друг у друга - горизонтальные правоот­ношения. Такие отношения складываются между не­соподчиненными органами государственного управ­ления, предприятиями, учреждениями, объединени­ями, служащими, а также между гражданами. Гори­зонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государствен­ного управления и их должностными лицами и граж­данами. Такие отношения возникают в связи с реа­лизацией гражданами прав в сфере управления.

3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и не­ правомерными фактами. Последние именуются деликтами. 4. По способу защиты административно-правовые от­ношения предполагают такое поведение их субъектов, ко­торое соответствует выраженным в админисративно-пра­вовых нормах требованиям. В случае нарушения этих тре­бований возникает необходимость их защиты, которая осу­ществляется в административном или судебном порядке.

Вопрос 5 Содержание административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве

 

Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Существует ряд особенностей, которые свойственны рас­сматриваемым нами отношениям именно как администра­тивно-правовым:

1.Они урегулированы именно нормами административ­ного права, а не какой-либо иной отрасли права»

2.Они возникают, изменяются и прекращаются в спе­цифической сфере общественной жизни — в сфере государ­ственного управления,

3.В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-пра­вовые отношения в отличие от иных (прежде всего — граж­данско-правовых) являются властеотношениями, постро­енными на началах «власть - подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле. В управлен­ческих отношениях налицо соподчиненность воль.

4.Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.

5. Данные отношения могут возникать, изменяться или
прекращаться либо по инициативе самих их участников,
либо по инициативе третьих лиц, в них не участвующих.
Согласия или желания второй стороны на возникновение

административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против ее воли (напри­мер, наложение административных взысканий, ликвида­ция или реорганизация структурных звеньев и другие.

6.Споры, связанные с административно-правовыми отношениями рассматриваются и разрешаются, как пра­вило, в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выхо­дит за рамки сферы государственного управления и явля­ется одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности.

7.Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений вле­чет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

Административно-правовое отношение имеет свой со­став (структуру). Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административ­ными правами и обязанностями.

Необходимо различать понятия «субъект администра­тивного права» и «субъект административно-правовых от­ношений».

Субъект административного права может быть опре­делен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не быть их субъектом.

Субъектами административно-правовых отношений являются:

— граждане России;

--- иностранные граждане и лица без гражданства;

— государственные органы, их структурные подразде­ления, предприятия, учреждения и иные государ­ственные организации;

—общественные (негосударственные) объединения;

—служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объе­динений:

—представители общественных формирований, наделен­ные административными обязанностями и правами.

При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, то есть момент, с которого субъекты становятся элементами административ­но-правовых отношений:

—у граждан России правосубъектность возникает с мо­мента рождения;

—у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;

—у государственных и общественных (негосударствен­ных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Общим объектом регулирования административно-пра­вовых норм, как и любых других правовых норм, явля­ются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов. В каждом конкретном админи­стративно-правовом отношении его участники осуществ­ляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотноше­ния. Таким образом, объект — это то, по поводу чего воз­никает правоотношение.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно правовых отношений, то есть это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Как и в других отраслях права, в сфере административно-правового регулирования юридические факты делят ся на действия и события.

Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществле­ние проверки и т.п.). Особой разновидностью действий являются: юридические формы исполнительной деятель­ности — индивидуальные акты управления (приказ мини­стра о структурных изменениях в ведомстве, постановле­ние начальника органа внутренних дел о наложении штра­фа и т.п.).

Действия бывают правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требова­ниям административно-правовых норм.

Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, пре­дусмотренных административно-правовой нормой.

События — это явления, не зависящие от воли людей: рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т.п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.