КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация норм права
Понятие правопорядка
Реализация требований законности я поведении людей, правомерной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов правя, по сути, означает правопорядок. Правопорядок — это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Правопорядок — составная часть и определенное качеспю общественного порялка. Последний сопрягается не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.). Общественный порядок — это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, ЫЗшественное и личное спокойствие. В обыденной жизни общественный порядок понимают узко — как порядок отношений в общественных местах. Такой подход условен, носит конвенциональный характер и служит прагматическим целям. Он направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общественных местах. Широкое же, сірого научное понимание общественною порядка и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений — это и есть правопорядок.
Глава XVII §1. Понятие реализации норм прям н ее основные формы
Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей — объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права. Принятие нормативного акта — это лишь предварительный этап правового регулирования. Главное же состоит в том, чтобы на практике осуществлять те меры, которые стали общеобязательной нормой, но еше не воплотились в действительность. Правовая норма реально существует лишь тогда, когда она выполняется Реализация правовых норм — ато такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализации норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его причинение. Что обеспечивает правомерное поведение люлей, какие существуют побудительные мотивы лдя добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует при надлежащие ему права. он удовлетворяет правомерным способом свои потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения индивида при осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К стимулам относится осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы: привычка, подражание Поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет Значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности — лишение определенных благ, непосредственное принуждение (см. также гл. XIX). В учебной литературе по характеру правореал и.чующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права; 1) соблюдение — воздержание от поступков, запрещенных действующим правом; 2) исполнение — совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания; 3) использование — осуществление правомочий лица, правомерные действии по его усмотрению; 4) применение — активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов. Такая классификация используется в научной и педагогической деятельности, однако она не совсем точна и имеет существенные недостатки. Например, применение права — ато тоже исполнение либо использование правовых норм, но в особой форме. Согласно приведенной классификации использование правомочий может проявляться и в таких действиях, в результате которых не возникают правоотношения (участие в демонстрации. осуществление свободы слова), и при заключении договоров и соглашений, и при подаче имеющих юридическое значение жалоб и заявлений, хотя очевидно, что характер подобных действий различен. Поэтому представляется необходимым обосновать другую классификацию форм реализации правовых норм Нормы права могут реализовываться вне правоотношении и посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений. Одной из форм реализации норм права вне правоотношений является воздержание от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство, причинение имущественного или морального epcjw и т.д.). Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются о І неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. Вне правоотношений нормы права могут реализоваться в форме активных действий по реализация прав и исполнению юридических обязанностей, причем специфика этих действий такова, что они прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий (участие гражданина в демонстрации, осуществление конституционною права свободно высказывать свое мнение на митингах и собраниях, соблюдение правил дорожного движения и т.д.). Деятельность органов, организаций и отдельных лиц, связанная с возникновением, изменением или прекращением конкретных правоотношений, в свою очередь подразделяется на две самостоятельные группы. Во-первых, правоотношения могут возникать между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу- Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключают разного рода договоры, сделки (заем, наем квартиры, завешание и т.д.), а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения. заключают с ними договоры (например, договоры аренды, поставки промышленной продукции). Во-вторых, правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия. В правоотношениях подобного рода участвуют государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, возникают отношения власти и подчинения. Если первую форму реализации норм нрава чере-j правоотношения можно условно назвать гражданско-правовой, автономной, то вторую — административной Так называемая административная форма также неоднородна. В одних случаях активной стороной, инициатором возникновения правоотношения являются гражданин, организация или подчиненный орган Обычно такие правоотношения возникают на основе одностороннего заявлении разрешить но существу какой-либо вопрос или спор (подача заявления о назначении пенсии, кассационной жалобы, заявления подсудимого об отводе суда, осуществление права законодательной инициативы и т.д.). Орган, обладающий властными полномочиями, несет в этом случае обязанность рассмотреть данное заявление (жалобу) и вынести но нему мотивированное заключение или решение. Однако такое заявление еще не предопределяет содержание вынесенного решения. В других случаях правоотношение может быть создано (изменен» или прекращено) на основе мастного распоряжения кочі-петентного органа. АКТИРНОЙ стороной, инициатором возникновения правоотношения здесь является сам властный орган, ею воля играет решающую роль (например, решение пенсионною органа о назначении пенсии, приказ руководителя учреждения о принятии работника на работу, приговор суда и т.д.). Такая форма реализации норм права называется применением права- Это влас І-ная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на осноье норм права, решая тем самым, но существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике шіастной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы. Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогла, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.
§2. Применение права — важнейшая форма реализации правовых норм
Характер государства как аппарата властвования предопрслс-ляет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений межлу людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права — уто одна из форм государственной деятельности. когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию. Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений. Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное и гражданское судопроизводство), в других — устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д) Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган — это, как правило, полномочный орган государства (высший или местный орган власти и управления, суд, органы прокуратуры, администрация предприятия и т.д.) В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами к юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям трудящихся. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по рещению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, нс теряют своих властных, авторитарных качеств {например, профсоюзным комитетам ныне принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности). Применение права подразделяется па такие формы, пак оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в пране политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права начнется для него оснон-ной. профилирующей. Посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые адлання, обеспечиваются права личности и т.д. Правоохраннтельиая деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер нака:зания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушении в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикпионных органов (сул, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, рял общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и тд.). В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел. гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |