Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в сфере природопользования




Государственное управление в этой сфере осуществляется органами общей (межотраслевой) компетенции и отраслевой (ведомственной) компетенции.

Президент РФ определяет основные направления политики в сфере природопользования. Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов исполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области использования и охраны природных объектов и природных ресурсов. Органами общей компетенции являются также Министерство здравоохранения, МВД РФ и другие федеральные ведомства. К органам отраслевой (ведомственной) компетенции относятся: Комитет РФ по геологии и использованию недр; федеральная служба лесного хозяйства России; Комитет РФ по водному хозяйству; Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству; Государственный комитет РФ по рыболовству; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и другие.

Государственное регулирование природопользованием осуществляется посредством двух основных механизмов: институт экономического нормирования и институт экологического нормирования.

Институт экономического нормирования содержит нормы, определяющие основные требования к состоянию окружающей среды и пределы допустимого воздействия на нее. Он включает в себя:

- экологическое лицензирование;

- платежи за природопользование;

- экологическую сертификацию;

- экологическое страхование;

- экологический аудит.

Экологическое нормирование – основной институт экологического права. Институт экологического нормирования включает в себя три основных элемента:

- экологический мониторинг;

- экологический контроль;

- экологическую экспертизу.

Экологическое нормирование содержит:

- Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с: нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду; количеством, видом и классом опасности образующихся отходов; в соответствии с площадью (объемом) объекта их размещения. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимые определенных видов, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

- Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровня шума и т.д.).

- Нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды. В зависимости от вида определенного объекта устанавливаются разные механизмы изъятия. Нормативы предоставления земельных участков устанавливаются земельным законодательством, а нормативы изъятия водных ресурсов - водным законодательством,

- Нормативы допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду устанавливаются в целях оценки и регулирования воздействия на окружающую среду всех стационарных, передвижных и иных источников, расположенных в пределах конкретных территорий и акваторий.

Законодательством РФ и её субъектов могут устанавливаться нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду. Территориальные нормативы - нормативы, установленные на определенной территории (Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных и курортных местностях» предусматривает округа с санитарной охраной). Водный Кодекс предусматривает водоохранные зоны около горных объектов. Вокруг источников вредного воздействия устанавливаются санитарно-защитные

Экологический мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды. Целью мониторинга является получение информации о состоянии окружающей среды и информационное обеспечение органов, осуществляющих государственный экологический контроль, а также иных заинтересованных субъектов, в том числе граждан и юридических лиц.

Экологический контроль – это проверка соблюдения в деятельности природопользователей требований экологического законодательства; деятельность, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений требований экологического законодательства.

Цели:

- предотвращение экологических правонарушений;

- выявление и пресечение экологических правонарушений.

Виды:

- государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в специально установленном порядке;

- производственный экологический контроль (самоконтроль) осуществляется самими хозяйствующими субъектами в обязательном порядке. Сведения о лицах, осуществляющих производственный контроль и данные, полученные в ходе экологического контроля, в обязательном порядке предоставляются в органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Если государственный контроль предполагает применение мер ответственности за выявленное экологическое правонарушение, то производственный предполагает избежать привлечения к ответственности;

- муниципальный экологический контроль может осуществляться на территории муниципальных образований;

- общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями в порядке установленном законом. Применительно к общественному контролю закон предусматривает различные виды косвенного экологического контроля (слушанье в процедуре и т.д.).

Экологическая экспертиза - установление соответствия, намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий реализации объектов экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно назвать видом экологического контроля. Однако, объектом контроля является уже осуществляемая деятельность, способная отрицательно повлиять на окружающую среду. А объектом экспертизы – деятельность намечаемая.

Экологическая экспертиза выполняет превентивную функцию (позволяет предотвращать причинение вреда окружающей среде). Экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно повлиять на окружающую среду.

Принципы экологической экспертизы:

- презумпция экологической опасности любой намечаемой деятельности; в то же время существует перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе.

- принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду;

- принцип обязательности проведения экологической экспертизы. Условием реализации намечаемой деятельности и её финансирования является наличие положительного заключения экологической экспертизы на федеральном и на региональном уровне.

Государственная экологическая экспертиза проводится специально уполномоченным государственным органом путем образования экспертной комиссии для экспертизы конкретного объекта.

На государственную экологическую экспертизу предоставляются документация, подлежащая экологической экспертизе, содержащая материалы ОВОС, положительные документы согласования органов федерального надзора и органов местного самоуправления, материалы обсуждения объектов экспертизы с гражданами и общественными объединениями, заключение федеральных органов исполнительной власти (если указанные органы рассматривали объект экспертизы), заключение общественной экологической экспертизы, документы, подтверждающие её оплату.

До экологической экспертизы проводится ОВОС. ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценка экологических последствий учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

ОВОС и экологическая экспертиза – это, по сути, тождественные экспертизы. Если экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно повлиять на окружающую среду, то ОВОС на стадии подготовки такого решения. ОВОС предшествует экспертизе.

Субъекты ОВОС:

- заказчик работ по OBOС - лицо, отвечающее за подготовку документации по ОВОС, предоставляющее документацию на экологическую экспертизу, заинтересованное в осуществлении данной деятельности;

- исполнитель - лицо, которое проводит работы по ОВОС.

Материалы по ОВОС - это комплект документации, подготовленной при проведении ОВОС и являющийся частью документации, предоставляемой на экспертизу: перечень видов негативного воздействия намечаемого на окружающую среду и определение его масштабов; определение пределов допустимого воздействия. Если намечаемое воздействие выходит за пределы допустимого, предусматриваются меры по снижению намечаемого воздействия до допустимых уровней. Можно уменьшить объемы производства, а можно объемы выбросов (путем проектировки очистных сооружений).

При проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения расчетов/оценок.

В этой связи специально уполномоченные органы предоставляют заказчику имеющуюся в их распоряжении информацию: по экологическому состоянию территорий, по воздействии аналогичной деятельности на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяется исходя из особенностей намечаемой деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных последствий реализации этой деятельности.

В случае выявления недостатка информации, необходимой для достижения целей ОВОС или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик планирует проведение дополнительных исследований, а также определяет в материалах ОВОС программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей.

Результаты ОВОС: информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и других последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействия; выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОС.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.