КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания. Тема 1. Общая характеристика российской государственной системы социального обеспечения
Тема 1. Общая характеристика российской государственной системы социального обеспечения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Вопросы: 1. Понятие социального обеспечения и его критерии. 2. Функции социального обеспечения. 3. Социальное обеспечение и социальная защита. 4. Организационно-правовые формы осуществления социального обеспечения. 5. Система обязательного социального страхования. 6. Пенсионный фонд РФ. 7. Фонд социального страхования РФ. 8. Фонды обязательного медицинского страхования РФ. Одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого человека, потерявшего источник средств к существованию по не зависящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966). Роль государств, участвующих в Международном пакте, чрезвычайно важна. Они обязуются гарантировать осуществление прав, закрепленных в пакте (включая право на социальное обеспечение), без какой бы то ни было дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности или социального происхождения, имущественного положения или иных обстоятельств. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст. 291). С возрождением государственности России объективно связан и процесс формирования российской государственной системы социальной защиты граждан. Она призвана гарантировать право каждого человека, проживающего на территории России, на социальное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах, ранее ратифицированных СССР. В то же время данная система должна быть фундаментом для комплекса общественных отношений, адекватно отражающих принципиально новый характер распределения совокупного общественного продукта, создаваемого уже в условиях рыночной экономики. Экономика, ориентированная на рынок, предполагает функционирование не только рынка товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынка труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными), рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы. Организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения наемных работников является обязательное социальное страхование. Суть его заключается в распределении социального риска потери заработка либо его снижения по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые федеральные фонды социального страхования. Средства таких фондов не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. Обязательный (государственный) характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступлений платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством. Необходимо изучить Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший принципы обязательного социального страхования, перечень социальных рисков и страховых случаев, а также виды социального обеспечения в порядке обязательного социального страхования. С 1 января 2002 г. вступили в силу федеральные законы, которыми в основном завершена пенсионная реформа в России. Одним из этих законов является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает страховщика, страхователей, круг застрахованных, закрепляет финансовую систему обязательного пенсионного страхования и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это внебюджетные кредитно-финансовые системы. Они образуются за счет страховых взносов работодателей. Средства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату пенсий, пособий трудящихся, на получение медико-социальной помощи в порядке обязательного медицинского страхования. Другой централизованной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения является социальное обеспечение за счет государственного бюджета. В рамках данной формы социальное обеспечение предоставляется тем, кто не подлежит государственному социальному страхованию (например, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел), а также тем, кто не трудится («еще» или «уже» нетрудоспособны), и вне всякой связи с трудовой деятельностью (предоставление социальных пенсий, комплекса социальных услуг пожилым, нетрудоспособным, семьям с детьми). Кроме того, за счет бюджетных ассигнований финансируются также расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основании специальных нормативных актов (судьям, прокурорам, государственным служащим). Наряду с централизованными в настоящее время широкое распространение получают региональные и локальные формы социального обеспечения, когда общегосударственные гарантии социального обеспечения повышаются за счет финансовых средств, выделяемых по специальным программам на региональном, муниципальном уровнях и в каждой отдельной организации. Раскрывая понятие государственной системы социального обеспечения, следует исходить из того, что это явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Это также и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |