Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации




Г.

Калининград

Миграционное права

Учебная программа для студентов по специальности «юриспруденция»

(государственно-правовая специализация)

Составитель: к.ю.н. Александр Викторович Косс,

доцент кафедры международного и европейского права

Программа обсуждена и утверждена

на заседании кафедры международного и европейского права.

 

Протокол № ___ от «___» ______________ 2009 г.

 

Зав. кафедрой: ___________________ к.ю.н. Русинова В.Н.

Программа обсуждена и утверждена на заседании методического совета

 

Протокол № ___ от «___» ______________ 2009 г.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Начиная с 1994 г. в Калининградской области наблюдается постоянное превышение смертности над рождаемостью. За последние 12 лет смертность устойчиво в 2 раза превышает рождаемость. Демографический недостаток компенсировался за счет миграции в регион, преимущественно из стран Прибалтики, Средней Азии и Казахстана. За последние годы миграционный поток снизился, особенно после введения Литовской Республикой визового режима.

При определении приоритетных проблем миграционной политики была произведена инвентаризация актуальных факторов и социальных практик, влияющих либо связанных с миграционными процессами. Условно указанные факторы были разделены на группы:

- факторы экономического характера;

- факторы политического характера;

- факторы демографического и, собственно, миграционного характера.

Факторы экономического характера:

- Благоприятный климат, наличие мощного рекреационного ресурса (морское побережье). Обуславливает высокую привлекательность региона для потенциальных мигрантов. Фактор не связан с человеческой активностью.

- Рост экономики Калининградской области при возрастающем дефиците трудоспособного населения. Данная тенденция определяет необходимость в постоянном пополнении указанного дефицита путем привлечения сторонней рабочей силы. Следует отметить, что рост экономики и доходов населения не является неким постоянным и устойчивым фактором (прогнозирование даже на краткосрочный период затруднено).

- Низкий уровень развития социальной инфраструктуры, транспортной сети. Слабый уровень развития сельских поселений. Проблема решаема, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Обуславливает низкую привлекательность региона для потенциальных мигрантов.

Факторы политического характера:

- территориальная отдаленность и обособленность Калининградской области от остальной территории Российской Федерации и связанные с этим трудности в достижении региона для потенциальных мигрантов. Проблема не решаема на региональном уровне.

- Ужесточение миграционного законодательства и законодательства о гражданстве Российской Федерации с 2002 г.. Принятие в 2002-2004 гг. Значительного количества законодательных и подзаконных актов, регулирующих миграционную политику России (Закон о гражданстве, Закон о правовом положении иностранных граждан, изменения и дополнения к Закону о въезде и выезде в Российскую Федерацию и т.д.). Не вполне ясны перспективы развития миграционного законодательства, пойдет ли оно по пути еще большего ужесточения или будет в значительной мере либерализовано (особенно в части миграционной политики в отношении сооотечественников).

- Близость к странам Европейского Союза, однородная национально-культурная и языковая среда. Обуславливает высокую привлекательность региона для потенциальных мигрантов.

Факторы демографического и миграционного характера:

- Снижение рождаемости, естественная убыль населения (по состоянию на 2003 г. – около 8 тыс. человек, чуть менее 1% населения области). Фактор устойчивый, решение возможно лишь в среднесрочной перспективе путем применения целого комплекса разнообразных мер как на федеральном, так и на региональном уровне (по оценкам экспертов ПРООН – не менее 20-25 лет). Обуславливает необходимость восполнения убыли посредством миграционных механизмов.

- Наличие на территории области значительного числа нелегальных мигрантов (в подавляющем большинстве лиц, переехавших из стран - бывших республик СССР, незаконно проживающих на территории региона). Оценки экспертов различаются в отношении числа этих лиц: от 10 тыс. до 30 тыс. человек (от 1 до 3% населения области). Основная проблема – затрудненность легализации. Решаемость проблемы на региональном уровне – низкая, прогноз перспектив легализации затруднен, так как связан с принятием решений на федеральном уровне.

- Снижение уровня внешней и внутренней миграции на территорию Калининградской области по сравнению с 90-ми гг. Тенденция устойчива, влияние на уровень миграции в Калининградскую область возможно, в том числе, на региональном уровне принятия решений.

Сегодня проблема миграции, особенно регулируемой, не разработана, а процессы миграции на территории региона не изучались должным образом. Имеющееся в области управление ФМС регулирует вопросы жизнедеятельности двух категорий: вынужденных переселенцев и беженцев. Перспективы обеспечения стабильности народонаселения области лежат в добровольной миграции соотечественников, проживающих в странах СНГ, репатриации и легализации соотечественников, уже живущих в регионе (многие из них не получают пенсий, пособий, работают нелегально, их дети и внуки не могут пользоваться правами на медицинскую и социальную помощь).

Особо актуальное значение приобретает миграционное право в сваязи с принятие и действием на территории Калининградской области Программы содействия добровольному переселению соотечественников.

Вышеуказанные данные характеризуют повышенную актуальность миграционных проблем, это обуславливает объективную необходимость повышения уровня знаний современных специалистов в области юридической миграционной проблематики, и в свою очередь, требует введения курса «Миграционное право».

Программа лекционного и семинарского курса этого предмета включает вопросы как международного регулирования миграции, защиты прав мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, так и актуальные вопросы, связанные с формированием нового института, а в перспективе и отрасли – миграционного права России.

Особое значение в рамках курса придается деятельности и решениям судебных инстанций: национальных судов, Европейского суда по правам человека, системы международных трибуналов.

Содержание этой дисциплины, включает темы общей и особенной части права. В тематический план лекций и семинаров включены наиболее емкие и значительные разделы, а остальная значительная часть предполагается к освоению путём самостоятельной работы студентов. В этой части студенты готовят доклады по заданной теме, которые выносятся на семинарские занятия. Спорные правовые вопросы предполагается при обсуждении докладов использовать для дискуссий.

 

Ряд тем будет изучаться сугубо самостоятельно студентами. При этом помощь, контроль и оценка этой работы будут осуществляться путем индивидуальных консультаций и собеседований, получения задания и представления преподавателю отчета с получением оценки за проделанную работу. По ряду тем, изученным самостоятельно, будет предложено выполнение письменных аудиторных и домашних работ с включением контрольных вопросов и задач.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

“Миграционное право”

    Объем в часах
№ п/п Тематика занятий   лекции   семинары индивид. и сам. раб.
Раздел I. Международно-правовое регулирование в сфере миграции
  Тема 1. Историко-правовой аспект международного регулирования вопросов миграции.        
  Тема 2. Международно-правовой статус беженцев и перемещенных лиц    
  Тема 3. Регулирование вопросов миграции и гражданства в документах ООН и европейских сообществ      
  Тема 4. Вопросы миграции, гражданства и статуса беженцев в решениях Европейского суда по правам человека      
Раздел II. Миграционное право Российской Федерации
  Гражданство России      
  Тема 6. Подданство Российской империи, гражданство СССР: историко-правовой анализ      
  Тема 7. Гражданство Российской Федерации: законы о гражданстве 1991 и 2002 г.
  Тема 8. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.      
  Тема 9. Статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации      
  Тема 10. Миграционные процессы и миграционное регулирование в Калининградской области, Программа содействию добровольному переселению соотечественников    
  Тема 11. Вопросы миграции и гражданства в решениях российских судов. Самостоятельная работа
  ИТОГО:     -

Рекомендуемая литература:

Библиография:

Документы органов государственной власти

1. Конвенция ООН «О статусе беженцев».

2. Закон № 1948-1 от 28.11.1991 г. «О гражданстве РСФСР».

3. Федеральный закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

4. Федеральный закон «О миграционном учете».

5. Федеральный закон «О порядке въезда в Российскую Федерацию и порядке выезда из Российской Федерации».

6. Федеральный закон «О беженцах».

7. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах».

8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом».

9. Постановление Конституционного Суда № 12-П от 16.05.1996 г.

 

 

Книги и статьи:

1. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994.

2. Басик В. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. 2003. № 54. С. 100-124.

3. Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4. С. 3-4.

4. Власенко И.Б. Институт гражданства в Российской Федерации // Осуществление политической и правовой реформ в Российской Федерации. Вып. 5. М., 1997. С. 79-95.

5. Калинин В.Н., Смородин Н.М. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2003, № 3. С. 40-43.

6. Кутафин О.Е. Российское гражданство. Монография. М.: Юристъ, 2003.

7. Смородин Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации // Закон и право. 2003. № 5. С. 59-61.

8. Тюнина И.И. Изменение оснований приобретения гражданства Российской Федерации // Студенты в правовой науке. Сборник научных трудов. Правовой режим законности: обеспечение и защита. Вып. 4. Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета, 2003. С. 123-130.

9. Чесовской Е.И. Судебная практика по вопросам приобретения (прекрашения) гражданства РФ // Конституция Российской Федерации и развитие отраслевого законодательства. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Белгород: Изд-во Белгородскогог юрид. институтата МВД России, 2003. С. 148-151.

 

 


 

по организации самостоятельной работы студентов

 

 

Для выполнения самостоятельной и индивидуальной работу студентов этой работы преподавателем дается задание с названием темы, источников законодательного материала, который подлежит изучению и исследованию. В остальном студент самостоятельно должен провести поиск и обработку информации из основных научных источников и периодических изданий, а также из системы Интернета, используя при этом по возможности привлечение знания иностранного языка. Особое внимание обращается на практику деятельности современных российских и международных институтов по применению инновационных стандартов в области миграции, сложившихся с начала 2000-х гг.

 

Результаты работы над предложенной темой излагаются в отчете, который проверяется преподавателем, оценивается им. Студенту, получившему положительную оценку, предлагается выступить с докладом на семинаре. Наиболее качественные работы, имеющие оригинальные выводы и суждения, будут представлены для публикации в студенческих сборниках или предложены для заслушивания на студенческих научных конференциях.

 

В ходе учебного процесса предполагается организация встречи с практическими работниками Управления Федеральной миграционной службы России по Калининградской области, представительства МИДа в Калининградской области, Краснознаменного пограничного управления ФСБ РФ по Калининградской области, практикующих юристов – специалистов в области миграции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.