Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические основы местного самоуправления. Местные бюджеты. Муниципальное имущество




 

Экономическая основа местного самоуправления является обязательным условием реальности и эффективности муниципальной деятельности. Экономическая основа местного самоуправлениязакрепляется совокупностью правовых норм, регулирующих отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности и средств местных бюджетов в интересах населения муниципальных образований.

Обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, экономическая основа служит удовлетворению социальных потребностей населения муниципального образования и дальнейшему развитию самого муниципального образования. Вместе с тем укрепление и развитие экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое положение страны в целом. При этом экономическая самостоятельность муниципальных образований обусловлена состоянием экономики страны.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает общие принципы экономической и налоговой политики страны применительно к органам местного самоуправления, которые должны обеспечить самостоятельность местного самоуправления в рамках национально осущест­вляемой экономической политики.

Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления, прежде всего в признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132).

Муниципальной собственностью в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.

Нормативное правовое регулирование экономических основ местного самоуправления на федеральном уровне осуществляется Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Налоговым кодексом, Бюджетным кодексом и другими федеральными законами.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определены составляющие экономической основы местного самоуправ­ления, состав муниципального имущества, порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, порядок формирования и расходования средств местных бюджетов, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за незаконное использование бюджетных средств муниципальных образований.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципаль­ной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с указанным Федеральным законом в собственности муниципальных образований может находиться:

– имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения муниципальных образований разных типов;

– имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не входящего в вышеприведенный перечень, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” указанное имущество обязывает перепрофилировать (изменить целевое назначения имущества) либо отчуждать. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с реестрами расходных обязательств муниципальных образований.

В недотационных муниципальных образованиях органы местного самоуправления самостоя­тельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В дотационных муниципальных образованиях указанные нормативы определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации.

Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется не прямыми выборами, а путем делегирования депутатов представительных органов и глав поселений, входящих в состав района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” доходы местных бюджетов разделены на собственные доходы и субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан; 2) доходы от местных налогов и сборов; 3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии; 4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется путем делегирования депутатов представительных органов и глав поселений, входящих в состав включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправ­ления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления.

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются в Налоговом кодексе. Порядок зачисления в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района доходов от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством в бюджеты муниципальных районов, устанавливается Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, которые должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса.

Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по единым для всех поселений и муниципальных районов нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом на постоянной долговременной основе.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены процедуры выравнивания уровня бюджетной обеспечен­ности муниципальных образований.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Порядок образования региональных фондов финансовой поддержки поселений и предоставления дотаций из этих фондов устанавливается Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом. Порядок образования районных фондов финансовой поддержки поселений и предоставления дотаций из этих фондов устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Порядок образования региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и предоставления из них дотации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации

Федеральным законодательством предусмотрено предоставление иной финансовой помощи.

В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований.

Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.

Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, бюджетам муниципальных образований может быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Отдельно в составе местных бюджетов должны учитываться субвенции – перечисления из региональных фондов компенсаций, предоставляемых для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Указанный фонд формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Особенности формирования доходной части местного бюджета в общем случае будет определяться типом муниципального образования и тем, является муниципальное образование дотационным или недотационным.

Особенности формирования расходной части местных бюджетов будут определяться: принципами формирования расходной части местных бюджетов в зависимости от того, получает ли муниципальное образование финансовую помощь в виде дотаций; режимами так называемых «отрицательных трансфертов»; порядком формирования и исполнения местных бюджетов при введении временной финансовой администрации.

Впервые в законодательстве введен особый режим перераспределения финансовых потоков между уровнями бюджетной системы – перечисление средств с нижестоящего уровня в вышестоящий уровень бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным кодексом межбюджетные трансферты – это бюджетные средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Под отрицательными трансфертами понимается перечисление бюджетных средств из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет.

Законодательством введены следующие отрицательные трансферты:

1) субвенции, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджет муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в случае формирования представительного органа муниципального района путем делегирования депутатов и глав поселений, входящих в состав муниципального района;

2) субвенции, перечисляемые из бюджетов недотационных поселений в региональные фонды финансовой поддержки поселений, и субвенции, перечисляемые из бюджетов недотационных муниципальных районов (городских округов) в региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

3) субвенции, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджет муниципального района при передаче на основе соглашений части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципального района.

Субвенции из бюджетов поселений в бюджет муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера перечисляются в обязательном порядке.
В случае неперечисления каким-либо поселением субвенций, органы местного самоуправления муниципального района имеют право принудительно изымать указанные средства из бюджета поселения, уменьшая налоговые поступления в бюджет поселения.

Показатели финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.