Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления




 

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены вопросы местного значения городского (сельского) поселения, муниципального района, городского округа. К общим вопросам относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Установлены также вопросы местного значения для каждого типа муниципальных образований по обеспечению жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни и удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.

Для решения вопросов местного значения в Федеральном законе установлены следующие полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муни­ципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения отдельных вопросов местного значения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Федеральном законе установлена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования по осуществлению полномочий органов местного самоуправления:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуници­пального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятель­ности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представительному органу муниципального образования подконтролен и подотчетен глава муниципального образования, который наделен указанным Федеральным законом собственной компетенцией.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образова­ния) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области планирования

В настоящее время на местном уровне, как и на федеральном и региональном уровнях практикуется программно-целевое планирование. Разработка проектов планов и программ развития муниципального образования по различным направлениям социально-экономического развития осуществляется местной администрацией, в структуре которой имеются необходимые службы, которые осуществляют работу по подготовке проектов планов и программ развития муниципального образования (получение статистической информации, технико-экономическое обоснование, составление необходимых балансов). Планы разрабатываются, как правило, на 5 лет. Утверждает долгосрочные проекты планов и программ развития муниципального образования, а также ежегодные мероприятия по осуществлению этих планов и программ, в том числе финансирование, образование целевых бюджетных фондов, представительный орган муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере

Органы местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Порядок подготовки, обсуждения, исполнения бюджета муниципального образования, утверждения отчетов о его исполнении регулируется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Бюджетный процесс в муниципальном образовании – регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению местного бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Местная администрация подготавливает проект местного бюджета, отчет об исполнении местного бюджета (ежемесячный, ежеквартальный, годовой), исполняет местный бюджет. Проект местного бюджета в недотационных муниципальных образованиях разрабатывается с учетом муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местных бюджетов, которые устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, в дотационных муниципальных образованиях – с учетом указанных показателей, утверждаемых органами власти субъектов РФ.

Утверждение проекта местного бюджета, отчета об его исполнении осуществляются представительным органом муниципального образования.

Контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении может осуществляться в случае его формирования контрольным органом муниципального образования.

В соответствии с утвержденным местным бюджетом муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; краткосрочные и долгосрочные кредиты, проводить в установленном порядке муниципальные лотереи. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные банки.

В процессе исполнения местного бюджета органы местного и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с нормами Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальное имущество формировалось в процессе раздела государственной собственности, а также передачей объектов социально-культурного назначения, принадлежавших предприятиям, находящимся на территории муниципального образования.

В Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливается закрытый перечень муниципального имущества, включающий имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на иное имущество, это иное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Представительные органы местного само­управления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет контрольный орган муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Представительный орган утверждает программу приватизации муниципального имущества. Разработку программы обеспечивает администрация муниципального образования (орган по управлению муниципального имущества. Приватизация муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц только на возмездной основе.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования и не входящие в состав муниципальной собственности обязаны исполнять решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления.

По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития играет муниципальный заказ.

Органы местного самоуправления содействуют созданию на своей территории предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, оказывают поддержку определенным категориям хозяйствующих субъектов, используя, в частности, налоговые льготы. Особое значение придается поддержке малого предпринимательства, которое позволит создать новые рабочие места. Муниципальное образование вправе принимать программы развития и поддержки малого предпринимательства, учреждать муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.