КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и общая характеристика местного самоуправления
Основные вопросы темы Тема 2. Понятие, принципы и признаки местного самоуправления.
Проникновение в сущность феномена местного самоуправления – задача далеко не простая. В науке до сих пор не выработан единый общепринятый подход к толкованию понятия «местное самоуправление». Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVII в. в Англии (self-goverment), оттуда заимствовано в прошлом веке государствоведами Германии и России. Любопытно, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» (decentralization) или «муниципальная власть» (pouvoir municipal). В доктрине и практике местное самоуправление может рассматриваться с трех принципиально различных позиций:
Местное самоуправление можно трактовать как одну из основ конституционного строя (наряду с принципами разделения властей, федерализма и др.). Конституцией РФ (ст.12), а также ст.2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г.[9] местное самоуправление отнесено к основополагающий принципам организационного построения власти в государстве. Это означает, что:
Местное самоуправление можно представить и как право населения на самостоятельное решение проблем местного значения. Согласно Конституции РФ население это главный и основной субъект местного самоуправления. Конституция закрепляет и основные гарантии этого особо статуса:
Местное самоуправление можно также понимать как форму организации власти на местах. Такая форма обеспечивает самостоятельное решение жителями вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма организации власти на местах означает, что население и формируемые им органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление муниципальными делами, максимально ограничивая степень участия государственных структур власти в решении вопросов местной жизни. Многообразие позиций в трактовке содержания местного самоуправления обуславливает появление большого количества его определений. Первые исследователи под местным самоуправлением понимали государственное управление, осуществляемое через лиц, не являющимися государственными служащими. Такое управление - противоположность государственному бюрократическому, осуществляется через заинтересованных в делах местных сообществ лиц. Профессор Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал децентрализованное государственное управление, где самостоятельность органов, обеспечена системой гарантий, устанавливающих тесную связь таких органов с территорией и населением. Англичанин И. Редлих: местное самоуправление - это осуществление жителями или их избранными представителями обязанностей и прав, которые предоставлены им в силу полномочий или принадлежат по общему правилу. Однако эти определения, носят доктринальный, научный характер. Мы же, располагая на данный момент достаточно большим массивом нормативно-правовых актов, регулирующих сферу местного самоуправления, мы можем дать несколько легальных (нормативных) определений этого понятия. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со ст.1 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Определение местного самоуправления в данное в Законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ несколько отличается от используемого в Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимаются право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видно, в Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления, в то время как российский ФЗ №131 подчеркивает именно участие населения. Местное самоуправление как явление характеризуется несколькими общими признаками:
Признаки местного самоуправления иногда разделяют на признаки внутренние и признаки внешние. При этом к внутренним признакам местного самоуправления относят: · автономность местного самоуправления в системе публичной власти; · самостоятельность, в рамках предоставленных самоуправлению полномочий; · независимость местного самоуправления от государственных структур; · ответственность; · значительный удельный вес форм непосредственной демократии при осуществлении местным самоуправлением публичных функций (в сравнении с государственной властью, в основном опирающейся на механизмы представительной демократии). К внешним признакам относятся: · территория (муниципальные образования); · население (местные сообщества, общины); · органы местного самоуправления; · объекты муниципальной собственности; · местный бюджет; · местная символика. Возникает риторический вопрос: "Необходимо ли местное самоуправление Российскому государству"? Оставим в стороне все остальные моменты, и затронем лишь юридический, да необходимо, так как помимо провозглашения принципа местного самоуправления в Конституции, 28 февраля 1996 подписана и 11 апреля 1998 года была ратифицирована Государственной Думой РФ Европейская хартия местного самоуправления, предусматривающая обязательное учреждение в странах-подписантах самостоятельного и самодостаточного института местного самоуправления.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |