Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика местного самоуправления




Основные вопросы темы

Тема 2. Понятие, принципы и признаки местного самоуправления.

 

  1. Понятие и общая характеристика местного самоуправления.
  2. Основные муниципальные доктрины.
  3. Общие принципы организации местного самоуправления в РФ.
  4. Система местного самоуправления в РФ.
  5. Важнейшие условия эффективности местного самоуправления

Проникновение в сущность феномена местного самоуправления – задача далеко не простая. В науке до сих пор не выработан единый общепринятый подход к толкованию понятия «местное самоуправление».

Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVII в. в Англии (self-goverment), оттуда заимствовано в прошлом веке государствоведами Германии и России. Любопытно, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» (decentralization) или «муниципальная власть» (pouvoir municipal).

В доктрине и практике местное самоуправление может рассматриваться с трех принципиально различных позиций:

  1. Как основа конституционного строя.
  2. Как право населения на местное самоуправление.
  3. Как форма организации местной власти.

Местное самоуправление можно трактовать как одну из основ конституционного строя (наряду с принципами разделения властей, федерализма и др.). Конституцией РФ (ст.12), а также ст.2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г.[9] местное самоуправление отнесено к основополагающий принципам организационного построения власти в государстве. Это означает, что:

  1. система управления в РФ является децентрализованной;
  2. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не могут рассматриваться как структурные подразделения системы государственной власти;
  3. в юридическом смысле органы государственной власти и органы местного самоуправления равны между собой;
  4. в законодательстве специально закреплена особая группа вопросов, получивших название "вопросов местного значения";

Местное самоуправление можно представить и как право населения на самостоятельное решение проблем местного значения. Согласно Конституции РФ население это главный и основной субъект местного самоуправления. Конституция закрепляет и основные гарантии этого особо статуса:

  1. Население любого поселения не может быть лишено права на местное самоуправление[10].
  2. Лишить права на местное самоуправление можно только такое муниципальное образование, которое не имеет статус муниципального образования.
  3. Население обладает правом инициировать создание нового муниципального образования.
  4. Население может самоуправляться не только в рамках муниципальных образований, но и на локальных территориях в рамках территориального общественного самоуправления.
  5. Граждане РФ имеют равные права на участие в местном самоуправлении, как непосредственно, так и через своих представителей, более того, Конституция гарантирует как активное, так и пассивное избирательное право в органы местного самоуправления.
  6. Государство не только признаёт, но и закрепляет право за населением на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
  7. Без учёта мнения населения не могут быть изменены территориальные границы ни одного муниципального образования.
  8. Органы государственной власти обязаны создавать правовые, организационные, материальные условия, для осуществления местного самоуправления.

Местное самоуправление можно также понимать как форму организации власти на местах. Такая форма обеспечивает самостоятельное решение жителями вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма организации власти на местах означает, что население и формируемые им органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление муниципальными делами, максимально ограничивая степень участия государственных структур власти в решении вопросов местной жизни.

Многообразие позиций в трактовке содержания местного самоуправления обуславливает появление большого количества его определений.

Первые исследователи под местным самоуправлением понимали государственное управление, осуществляемое через лиц, не являющимися государственными служащими. Такое управление - противоположность государственному бюрократическому, осуществляется через заинтересованных в делах местных сообществ лиц.

Профессор Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал децентрализованное государственное управление, где самостоятельность органов, обеспечена системой гарантий, устанавливающих тесную связь таких органов с территорией и населением.

Англичанин И. Редлих: местное самоуправление - это осуществление жителями или их избранными представителями обязанностей и прав, которые предоставлены им в силу полномочий или принадлежат по общему правилу.

Однако эти определения, носят доктринальный, научный характер. Мы же, располагая на данный момент достаточно большим массивом нормативно-правовых актов, регулирующих сферу местного самоуправления, мы можем дать несколько легальных (нормативных) определений этого понятия.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.1 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Определение местного самоуправления в данное в Законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ несколько отличается от используемого в Европейской Хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимаются право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видно, в Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления, в то время как российский ФЗ №131 подчеркивает именно участие населения.

Местное самоуправление как явление характеризуется несколькими общими признаками:

  1. Спецификой осуществляемо в его рамках власти – если государственная власть суверена, самостоятельна, то муниципальная власть подзаконна и действует в порядке и рамках, указанных государством.
  2. Наличием самостоятельного места в системе разграничения уровней компетенции - в унитарном государстве эти уровни разграничиваются на два: государство и местное самоуправление, в федеративном на три: федеративное государство, субъекты федерации и местное самоуправление.
  3. Наличием у местного самоуправления собственной материально-финансовой базы.
  4. Местное самоуправление всегда территориально организовано, обособлено, а в его системе обязательным элементом являются органы, формируемые в результате выборов.

Признаки местного самоуправления иногда разделяют на признаки внутренние и признаки внешние. При этом к внутренним признакам местного самоуправления относят:

· автономность местного самоуправления в системе публичной власти;

· самостоятельность, в рамках предоставленных самоуправлению полномочий;

· независимость местного самоуправления от государственных структур;

· ответственность;

· значительный удельный вес форм непосредственной демократии при осуществлении местным самоуправлением публичных функций (в сравнении с государственной властью, в основном опирающейся на механизмы представительной демократии).

К внешним признакам относятся:

· территория (муниципальные образования);

· население (местные сообщества, общины);

· органы местного самоуправления;

· объекты муниципальной собственности;

· местный бюджет;

· местная символика.

Возникает риторический вопрос: "Необходимо ли местное самоуправление Российскому государству"? Оставим в стороне все остальные моменты, и затронем лишь юридический, да необходимо, так как помимо провозглашения принципа местного самоуправления в Конституции, 28 февраля 1996 подписана и 11 апреля 1998 года была ратифицирована Государственной Думой РФ Европейская хартия местного самоуправления, предусматривающая обязательное учреждение в странах-подписантах самостоятельного и самодостаточного института местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.