Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные и региональные законы, регулирующие местное самоуправление




Базовым нормативно-правовым актом муниципального права Российской Федерации является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Он призван заменить одноименный Закон от 28 августа 1995 г., носит комплексный характер и играет роль своеобразных основ законодательства о местном самоуправлении.

Если Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. обеспечивал правовой потенциал для формирования в рамках общероссийского муниципального права своего муниципального права в каждом субъекте РФ и создавал юридические возможности для развития различных вариантов территориальной, организационной и функциональной организации местного самоуправления в различных регионах России, то Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. устанавливает скорее не основы местного самоуправления, а непосредственно регулирует данную сферу общественных отношений. Соответственно, пределы нормативно-правового обеспечения вопросов местного самоуправления со стороны субъектов РФ существенно сужаются.

Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ содержит ряд новелл, имеющих реформистский характер, поскольку ими:

· введены новые принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях (городских и сельских) и муниципальных районах (городских округах), с закреплением за каждым из этих уровней присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий;

· по сравнению с прежним законодательством конкретизированы вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению. Объем компетенции местного самоуправления в целом несколько сокращен;

· четко определена процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочи й, исключающая возникновение нефинансирования таких полномочий;

· предусматривается усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности указанных органов за их неисполнение. В частности, предусматривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также в некоторых иных случаях;

· внесены существенные изменения в экономическую основу местного самоуправления, которые в основном направлены на решение объективно существующих проблем в сфере межбюджетных отношений.

Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ обладает приоритетом по отношению к законам, регулирующим отношения местного самоуправления, в части закрепления принципиальных территориальных, организационных и правовых форм местного самоуправления (территория и границы муниципальных образований, структура органов местного самоуправления, порядок их деятельности, акты органов местного самоуправления и порядок их принятия). Однако при регулировании иных отношений местного самоуправления приоритет может принадлежать и другим актам федерального законодательства. Например, при регулировании муниципальных бюджетных, налоговых отношений большей юридической силой должны обладать соответственно Бюджетному и Налоговому кодексам РФ.

Указанный Закон дополняется рядом иных законов, направленных на регулирование отношений местного самоуправления, в том числе Федеральными законами от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[53], от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» [54].

Косвенно на регулирование отношений местного самоуправления направлен ряд ключевых федеральных законов, в том числе кодексов. Среди них Гражданский, Трудовой, Уголовный, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Водный, Лесной кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[55].

В основе законодательства о местном самоуправлении субъектов Федерации, строящегося на фундаменте общероссийского законодательства, лежат также нормы конституций (уставов) своих регионов, посвященные регулированию местного самоуправления. На их базе принимаются законодательные акты субъектов Федерации: комплексные (о местном самоуправлении), специализированные (о порядке выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, о порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований и др.).

Так, в Конституции республики Северная Осетия - Алания местному самоуправлению посвящена гл. 10 "Местное самоуправление", в Уставе (Основном Законе) Саратовской области - гл. 12 "Местное самоуправление в области". В настоящее время законы по вопросам организации местного самоуправления приняты в 86 регионах, по вопросам муниципальной службы - в 64, по вопросам регистрации уставов муниципальных образований - в 73, по вопросам муниципальных выборов, статуса выборных лиц местного самоуправления и порядка их отзыва - в 79. Законы по вопросам финансово-экономических основ местного самоуправления приняты в 20 регионах, осуществления прав граждан на участие в местном самоуправлении - в 15[56].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.