КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - конституционное право гражданина Российской Федерации. Гарантией его реализации является развитие в Российской Федерации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение и поддержка деятельности, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Государство гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации). На органы местного самоуправления возлагаются задачи организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения муниципальных образований. Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на создание условий, способствующих укреплению здоровья человека: осуществляют развитие физической культуры и спорта, участвуют в охране окружающей среды и т.д. В своей деятельности в области здравоохранения физической культуры и спорта органы местного самоуправления руководствуются Конституцией Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.*, Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991г.**, Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993г.***, Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991г.****, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами по вопросам охраны здоровья населения. * Ведомости Съезда народных депутатов РоссийскойФедерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318. ** Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920. *** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. Ст. 784. **** Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641.
Основными принципами деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья, приоритет профилактических мер в области охраны здоровья, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья*. К компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья относятся: развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения; определение характера и объема их деятельности; организация первичной медико-санитарной помощи, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности. * См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318.
В муниципальной собственности, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан могут находиться лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 13). Финансирование муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет расходной части местных бюджетов. Здравоохранение относится к числу объектов государственной социальной стандартизации. Государственные минимальные социальные стандарты в этой области, которые должны устанавливаться федеральными органами государственной власти, предназначены для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Органы местного самоуправления вправе формировать целевые фонды для охраны здоровья населения, а также принимать меры по обязательному медицинскому страхованию граждан. Дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи лечебно-профилактические учреждения, независимо от форм собственности, предоставляют населению платные медицинские услуги при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Согласно Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г.*, муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения. При этом муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 194.
Для осуществления своих функций в области охраны здоровья населения, управления муниципальной системой здравоохранения органы местного самоуправления формируют соответствующие органы управления (отделы, управления здравоохранения). Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе воспитания, обучения в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях, а также в процессе профессиональной гигиенической подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д.* Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. * См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641.
Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 19) закрепляют, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления осуществляют контрольные функции в сфере охраны здоровья населения, в частности, за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изданиями медицинского назначения на территории муниципального образования. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления координируют и контролируют деятельность предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контролируют качество оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 16), в учреждениях и организациях муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области. Органы местного самоуправления призваны создавать условия на территории муниципального образования для утверждения здорового образа жизни, занятий различными видами физической культуры и спорта. Граждане имеют право на занятия физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединение в организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В целях обеспечения этих прав органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий, связанных с созданием условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании. По решению органов местного самоуправления создаются местные органы управления физической культурой и спортом (комитеты по физической культуре и спорту), которые координируют и объединяют усилия и используют возможности учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, для проведения спортивной, физкультурно-оздоровительной работы (проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и т.д.).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |