Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством




Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущест­венный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответ­ственность в этом случае прежде всего наступает в судебном порядке.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому су­дебную защиту прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов местного само­управления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

В случае нарушения органами и должностными лицами мест­ного самоуправления прав физических и юридических лиц, при­чинение им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы кото­рой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с дей­ствующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.

Ответственность органов местного самоуправления может на­ступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.

 

 

Основания ответственности органов и должностных лиц мест­ного самоуправления перед государством определены в статье 49 Федерального закона «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно закону общим основанием данного вида ответст­венности является: нарушение органами местного самоуправле­ния и должностными лицами местного самоуправления Консти­туции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, а также устава муниципального образо­вания.

Форма проявления этой ответственности - прекращение пол­номочий соответствующего органа местного самоуправления (вы­борного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.

Решение о прекращении полномочий данного органа или вы­борного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации. Таким об­разом, решение принимается коллегиально депутатами предста­вительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако закон предусматривает определенные гарантии прав органа и выборного лица местного самоуправления, позволяющие не допускать произвола и субъективизма при принятии столь ответственного решения. Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации является заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации (Верховного Суда респуб­лики, краевого, областного или городского (города федерального значения) суда) о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местно­го самоуправления Конституции Российской Федерации, консти­туции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муни­ципального образования.

Соответствующий суд субъекта Российской Федерации дает заключение после обращения к нему законодательного (предста­вительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который это делает в случае, когда ему станут извест­ны факты нарушений органами местного самоуправления и вы­борными должностными лицами Конституции Российской Феде­рации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Причем закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке.

Закон, гарантируя права населения на местное самоуправле­ние, обязывает законодательный (представительный) орган субъ­екта Российской Федерации при принятии им решения о прекра­щении полномочий органа местного самоуправления одновремен­но назначать новые выборы. При этом решение принимается в форме закона субъекта Российской Федерации.

Статья 49 Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» пред­усматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государст­венных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовы­ми средствами.

Основанием наступления данного вида ответственности орга­нов и должностных лиц местного самоуправления перед государ­ством является не нарушение конституционных норм и норм законов (хотя следует учитывать, что данные полномочия переда­ются, согласно статье 132 Конституции Российской Федерации, соответствующими государственными органами законом), а прежде всего неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм при­влечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды (формы) ответственности перед государством, Законом не определены.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий определяются соответственно федеральными законами и за­конами субъектов Российской Федерации.

Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных об­разований, которые являются основанием наступления ответст­венности данных органов и должностных лиц перед государством, служит прокурорский надзор за соблюдением законности в дея­тельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прокуратура Российской Федерации осуществляет функции над­зора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укреп­ления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия незави­симо от органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также от органов местного самоуправления.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов местного самоуправления.

Воздействие в какой-либо форме органов местного самоуправ­ления на прокурора или следователя с целью повлиять на прини­маемые им решения или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Осуществляя в соответствии с Федеральным законом «О про­куратуре Российской Федерации» (в редакции от 17 ноября 1995 г.) свою деятельность, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправле­ния, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе, касающиеся деятельности ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятствен­но входить в помещения органов местного самоуправления, иметь доступк их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информа­цией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц орга­нов местного самоуправления предоставления необходимых до­кументов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

требовать от должностных лиц местного самоуправления про­ведения проверок по поступившим в органы прокуратуры мате­риалам и обращениям, а также ревизий деятельности подкон­трольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц местного самоуправления для объ­яснения по поводу нарушения законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об ад­министративном правонарушении, требует привлечения лиц, на­рушивших закон, к иной установленной законом ответствен­ности.

В соответствии с Законом прокурор опротестовывает проти­воречащие закону правовые акты муниципального образования, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о призна­нии таких актов недействительными.

Согласно Закону протест прокурора на противоречащий закону правовой акт муниципального образования приносится в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа местного самоуправления, то он рассматривается на ближайшем его заседании. При этом прокурор при исключительных обстоя­тельствах, требующих незамедленного устранения нарушения за­кона, вправе установить сокращенный срок рассмотрения про­теста.

Орган или должностное лицо местного самоуправления обяза­ны незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмот­рения в письменной форме. При этом прокурору сообщается о дне заседания коллегиального органа, который рассматривает протест. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов органами местного самоуправления.

Важной формой реагирования прокурора на нарушения за­конности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных организаций и предприятий яв­ляется также представление прокурора об устранении наруше­ний закона.

Представление вносится в орган или должностному лицу, ко­торые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. Закон устанав­ливает, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допу­щенных нарушений закона, их причин и условий, им способст­вующих.

О результатах принятых мер орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны сообщить прокурору в пись­менной форме. Прокурор вправе присутствовать при рассмотре­нии своего представления. При рассмотрении представления кол­легиальным органом местного самоуправления прокурору сооб­щается о дне заседания*.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

 

От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действен­ность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.

 

 

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.