КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 2 страница. По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции
По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции, и временные, образование которых предусмотрено законом только при наличии чрезвычайной ситуации. По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиальные (правительство, парламент) органы. По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохранительные (милиция, прокуратура) государственные органы. По принципу разделения власти органы государства подразделяют на законодательные (парламент), исполнительные (правительство), судебные. Несмотря на многочисленные подходы к классификации органов государства, примеры, иллюстрирующие их видовое многообразие, во многом совпадают. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на основных, существующих в современном мире, органах государства. 3. Высшим представительным и законодательным органом государства выступает парламент. Это общепринятое название подобных органов власти. В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в Российской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в федеративных государствах. Нижняя палата наделена непосредственными законодательными полномочиями, а верхняя палата, представляя интересы субъектов федерации, одобряет или не одобряет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов. Однопалатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах. Основная функция парламента — законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью власти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех или иных вопросов (комитет по бюджету, комитет по законодательству, комитет по социальным вопросам и т.д.). Важную прерогативу парламента представляют составление и утверждение государственного бюджета — ежегодного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются специальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании РФ. Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. В его функции входит назначение главы правительства и его членов или одобрение состава правительства, предложенного президентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или верхняя его палата при двухпалатной системе, назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру. Парламент может контролировать деятельность правительства. путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятельности правительства и, наконец, выражать недоверие правительству. В последнем случае одним из вариантов решения проблемной ситуации предусматривается уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должности (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отрешения обставлен достаточно жесткими условиями, что практически не позволяет довести его до конца (например, Россия, США). Депутаты парламента обладают неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишить неприкосновенности возможно только решением парламента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут занимать другие государственные и общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью. Это правило установлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях. Центральные органы исполнительной власти государства представлены главой государства, правительством, министерствами. Главой государства в монархиях выступает монарх, в республиках — президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, президент согласно традиции и специфики деятельности все-таки ближе к исполнительной власти и оказывает большее влияние именно на нее. Как глава государства президент представляет страну на международной арене, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Президент, как правило, является верховным главнокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных законом ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»). Правительство — это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно возглавляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств. Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внешней и внутренней политики и т.д.). Главная функция правительства — управление основными сферами государственной и общественной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативно-правовые акты (постановления), обязательнее для исполнения теми субъектами, к кому они относятся. По составу правительства бывают однопартийными, т.е. состоящими из представителей одной партии, и коалиционными, в состав которых входят представители двух и более партий. Это может быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из представителей своей партии. Коалиционное правительство создается, если законодательством предусмотрено замещение министерских должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте. Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнительной власти, основное место среди которых занимают министерства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.). Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. Органы правосудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функции конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом конституционного контроля является Конституционный суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел. Высший Арбитражный суд РФ является органом по разрешению экономических споров и возглавляет систему арбитражных судов. Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок. Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Механизм современного государства призван выполнять многоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене. [10]
Лекция №3. Тема: «Функции государства» 1. Понятие функции государства 2. Внутренние функции государства 3. Внешние функции государства Механизм государства осуществляет функции государства. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства. Функции государства отражают его классовую и общесоциальную сущность. Несомненно то, что государство выражает в первую очередь волю и интересы той социальной группы (класса), которая стоит у власти. Тем не менее общество, разделенное на классы, представляет собой целостный организм, в рамках которого осуществляется взаимодействие различных социальных групп. Наряду с классовыми государство выполняет и общесоциальные функции, выражая интересы различных слоев населения. Например, строительство ирригационных сооружений, развитие образования, здравоохранения, борьба с преступностью, политика протекционизма в экономике и др. Функции государства принято разделять на внутренние и внешние. Внутриние функции государства — это основные направления деятельности государства внутри страны. С помощью внутренних функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою внутреннюю политику. В зависимости от сферы общественной жизни внутренние функции государства делятся на политическую, экономическую, социальную, идеологическую, финансового контроля, правоохранительную, экологическую. Политическая функция — это направление деятельности государства, в котором выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Содержанием этой функции могут быть обеспечение государственной и общественной безопасности, достижение национального согласия, охрана суверенитета и др. Экономическая функция государства заключается в выработке программы и координации развития и функционирования экономики страны. Экономическая функция может быть реализована по-разному. Государство может осуществлять хозяйственную деятельность административно-командными методами, контролировать производство и распределение. В этих условиях нет места частной инициативе. Такой характер экономики присущ тоталитарному государству. Напротив, в демократическом государстве степень государственного вмешательства в экономику невысока. Государство создает правовую основу функционирования субъектов экономических отношений и следит за выполнением установленных норм. Государственное воздействие на экономику выражается в формировании бюджета, выделении приоритетных отраслей экономики и их финансировании, составлении программ экономического развития всей страны. Кроме того, государство осуществляет непосредственное руководство государственным сектором экономики. Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность, нацелена на формирование социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой должны сочетаться интересы производителей и потребителей. Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности личности, создание нормальных условий жизни каждого члена общества. Государство обеспечивает реализацию социальных прав граждан, таких как право на охрану здоровья, на образование, на пенсионное обеспечение и др. Для этого выделяются необходимые средства. Идеологическая функция состоит в поддержке определенной, в том числе религиозной, идеологии, и целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете доходов населения, сборе налогов и направлении их в государственный бюджет. За счет налогов финансируется не только государственный аппарат, но и экономические и социальные программы, реализуемые государством. Поэтому роль функции финансового контроля в современном государстве весьма велика. Правоохранительная функция заключается в обеспечении исполнения правовых норм всеми участниками правоотношений. Она выражается в деятельности компетентных государственных органов (милиции, прокуратуры и т.д.) по предотвращению и пресечению правонарушений. Важной стороной правоохранительной деятельности государства является борьба с преступностью, особенно крайними ее формами, такими как терроризм, создающей угрозу всему обществу. Экологическая функция государства стала особенно актуальной в последние десятилетия. Развитие научно-технического прогресса, увеличение объема общественного производства усилило влияние человека на окружающую природную среду. Это часто приводит к негативным последствиям — загрязнению воздуха и воды, повышению радиации, исчезновению некоторых видов животных и растений. Во многих государствах разработано природоохранительное законодательство, регулирующее деятельность людей и организаций в области использования природных ресурсов. Государство устанавливает правовой режим природопользования, координирует отношения в области охраны окружающей среды, применяет меры воздействия к нарушителям. В современном мире вопросы экологии затрагивают не одну страну, становятся глобальными. Силами одного государства невозможно решить такую, например, проблему, как загрязнение мирового океана. Поэтому экологическая функция государства приобретает международное значение. Внешние функции государства — это основные направления его деятельности на международной арене. Ни одно государство не может существовать изолированно. На протяжении всей истории существования государств они в той или иной мере взаимодействовали между собой. Внешние функции современного государства подразделяются на функцию сотрудничества с другими государствами и функцию обороны страны. Функция сотрудничества с другими государствами реализуется путем установления равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической, политической, культурной, военной и других сферах. Усиление интеграции привело не только к развитию двусторонних отношений, но и к созданию различных международных организаций, объединяющих несколько государств. Важной сферой межгосударственного взаимодействия выступает экономическое сотрудничество. Оно реализуется прежде всего в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и т.д. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей государство может устанавливать льготные условия внешней торговли, создавая в то же время препятствия для ввоза в страну идентичных товаров. Для снижения себестоимости товаров создаются совместные предприятия в стране повышенного спроса на производимую продукцию. Государство регулирует отношения, связанные с этой деятельностью. Финансовую поддержку экономике государств оказывают международные организации, такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая интеграция наиболее ярко проявляется в современной Европе. На территории стран Европейского экономического сообщества создано единое экономическое пространство, безвизовый режим, с 1 января 2002 г. национальные валюты заменила единая денежная единица — евро. Политическое сотрудничество осуществляется путем установления дипломатических отношений, подписания международных договоров. Важную сторону внешнеполитического взаимодействия представляет решение вопросов войны и мира, что позволяет избегать военных конфликтов и урегулировать возникающие разногласия мирным путем. Государства взаимодействуют между собой не только на основе двусторонних и многосторонних соглашений, но и через международные организации - Организацию Объединенных Наций, Лигу арабских государств, Организацию африканского единства и др. Военное сотрудничество выступает продолжением политического. Государства заключают договоры о дружбе и военной взаимопомощи, о ненападении, об обмене военными специалистами. В целях усиления сотрудничества создаются военные блоки, например НАТО. Государства — участники НАТО проводят совместные учения, а в некоторых случаях выставляют контингенты войск для проведения военных операций. В рамках научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, стажировка специалистов, совместные научные исследования, проведение конференций по различным проблемам. Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, гастролей национальных творческих коллективов, проведении музыкальных фестивалей, кинофорумов, различного рода спортивных состязаний и т.д. Ухудшение мировой экологической ситуации привело в последнее время к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы, например, по очистке европейских рек, защите исчезающих видов животных и растений, контролю за использованием ресурсов мирового океана и др. Функция обороны заключается в обеспечении военной безопасности государства. Она осуществляется постоянно. В случае на падения извне функция обороны приобретает характер открытой борьбы с агрессором. Но отражение агрессии не может быть эффективным без активной деятельности государства по обороне страны в мирное время. Государство всегда должно быть готово к ведению возможной войны. Для этого необходимо развивать военную экономику с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, снабжать армию новинками военной техники, проводить постоянное обучение личного состава в целях повышения его боеготовности, организовывать переподготовку резервистов. Необходимой составляющей функции обороны страны выступает охрана государственных границ. В случае войны большие лишения терпит мирное население. Поэтому государство осуществляет меры по организации гражданской обороны, практика которых нарабатывается в мирное время. Это деятельность по эвакуации населения, организация спасательных работ, строительство защитных сооружений, проведение учений по гражданской обороне. Функции государства — это многогранное понятие, складывающееся из различных аспектов государственной деятельности. Следует отметить, что деление функций государства на внутренние и внешние условно, так как многие направления его деятельности затрагивают и внешнюю, и внутреннюю политику. Например, государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет экономическое взаимодействие с другими государствами. [9,11]
Лекция №4 Тема: «Форма правления» 1. Понятие форма правления 2. Монархия. Виды монархии 3. Республика. Виды республики Форма государства — это система организации государственной власти и ее устройство. Форма государства неразрывно связана с его сущностью и содержанием. На протяжении развития истории форма государства подвергалась различным изменениям под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Менялось и представление о понятии «форма государства». В современной науке под категорией формы государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной власти, методы осуществления управленческой деятельности государства. В соответствии с таким подходом выделяют три составляющих формы государства: форму правления, форму государственного устройства и форму политического (государственно-правового) режима. Понятие «форма государства» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От того, как организована и функционирует государственная власть, каковы ее отношения с населением, зависит эффективность государственного управления обществом, престиж правительства, стабильность правопорядка, реализация прав и свобод граждан. Форма правления означает способ организации верховной государственной власти, структуру высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти. В зависимости от того, как осуществляется власть — единолично и наследственно или коллегиально и на выборной основе, различают две формы правления: монархию и республику. Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением. Переход власти не по наследству происходит в случае прерывания династии либо в том случае, когда законодательством предусмотрено избрание монарха (например, Речь Посполитая в XVI — XVIII вв.). Монарх олицетворяет собой государство, действуя во внутренней и внешней политике от своего имени. Монархии существовали на всех этапах развития государственности. В период рабовладения в странах Востока преобладали деспотические монархии (восточная деспотия), существовавшие в государствах азиатского способа производства и отличавшиеся практически неограниченной властью монарха (деспота), личность которого обожествлялась. Античную форму монархии представляла Римская империя (I в. до н. э. — V в. н. э.). В ходе ее развития постепенно ликвидировались республиканские институты, и власть монарха приобрела неограниченный характер. В период Средневековья феодальные монархии прошли три этапа развития. Раннефеодальная монархия возникла в ходе разложения родового строя. Она характеризуется слабостью центральной власти, сохранением пережитков родоплеменных отношений, личной зависимостью глав регионов (вассалов) от монарха (сюзерена). Основанные на остатках родового строя отношения личной зависимости со временем утрачивали силу, что неизбежно вело к дроблению государства на мелкие территориальные единицы (княжества, герцогства, графства и др.). Сословно-представительная монархия образуется вследствие преодоления периода раздробленности и формирования единых государств. В условиях слабости центральной власти монархам требовалась поддержка основных групп населения — сословий. Возникали сословно-представительные органы, имеющие совещательный характер и ограничивающие власть монарха в законодательной сфере (Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии, Земский собор в России). По мере формирования разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата и укрепления центральной власти монарх переставал нуждаться в сословно-представительных учреждениях. Происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Абсолютная монархия характеризуется усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, опираясь на полицию, армию, бюрократический аппарат. В период абсолютизма начинается процесс разложения феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Противоречия между молодой буржуазией и старыми феодальными порядками приводит к революции, в ходе которой происходит свержение монархии и установление республики (Франция) или достигается компромисс между буржуазией и феодалами, в результате чего сохраняется монархия в конституционной форме (Англия). В науке выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархии. Последнюю подразделяют на дуалистическую и парламентарную. Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т. е. отсутствуют парламент и конституция. Монарх выступает единственным высшим органом государства. В его лице соединяются все ветви власти. Действия монарха никому не подконтрольны. Однако эти признаки абсолютной монархии имеют формальное основание. На деле часто случалось, что формально неограниченный монарх испытывал сильное влияние со стороны своего окружения в силу состояния здоровья, характера, возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями остаются некоторые государства Ближнего Востока, например Саудовская Аравия. Разновидность абсолютной монархии -- теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан. Ограниченная (конституционная) монархия — это форма правления, при которой в силу основного закона государства — конституции — власть распределена между монархом и парламентом. В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют дуалистические и парламентарные монархии. В дуалистической монархии парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти. Парламент в таких государствах состоит, как правило, из двух палат. Нижняя палата формируется выборным путем, верхняя назначается монархом. Кроме того, монарх формирует правительство, которое ему подотчетно, имеет право вето и право неограниченного роспуска парламента. Дуалистическая монархия имела широкое распространение в период становления и развития буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX — начале XX в.). Современные примеры дуалистической монархии — Марокко и Иордания. В парламентарной монархии власть монарха значительно ограничена, законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства выступает не монарх, а глава правительства. Положение монарха характеризуется выражением «царствует, но не правит». Тем не менее парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Англии, Испании, Дании и др.), что доказывает ее жизнеспособность. Монарх в этих странах играет роль «символа единства нации», «неподкупного арбитра», стоящего выше политических страстей. Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республики, как и монархии, существовали в разных типах государства. Рабовладельческими республиками были Афинская демократическая республика, где участие в осуществлении власти принимали все свободные граждане, достигшие двадцати лет, и аристократическая республика (Спарта, Рим), в которой реальными политическими правами обладала военно-земельная аристократия. В период феодализма республиканская форма правления была мало распространена и существовала в крупных торговых городах-государствах, таких как Венеция, Генуя, Любек, Новгород, Псков и др. Республика становится одной из основных форм правления буржуазного государства, а также единственной формой правления государства социалистического типа. Современные республики разделяются на три основных вида: парламентские, президентские и смешанные. Парламентская республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту. Он определяет направления внутренней и внешней политики государства. Правительство в такой республике формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется доверием парламента. Если парламент выносит вотум недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку. Президент, являясь главой государства, не может быть главой правительства. Это означает, что он лишен возможности направлять деятельность правительства. Полномочия президента хотя и являются формально обширными, в действительности не могут полностью реализовываться без согласия правительства и парламента. Таким образом, в парламентской республике высшая представительная власть реально контролирует исполнительную, не допуская возможность коррупции и злоупотреблений. Однако в парламентских республиках часты правительственные кризисы, которые не способствуют установлению политической стабильности. Примеры парламентских республик — Италия, Австрия, ФРГ.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |