КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 3 страница. Президентская республика — это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент
Президентская республика — это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства. Президент избирается непарламентским путем, чаще всего всеобщим голосованием. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. Президент имеет больше полномочий, чем в парламентской республике. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом, является верховным главнокомандующим, вправе ввести чрезвычайное и военное положение. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент). Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наряду с которой в соответствии с принципом разделения властей осуществляются законодательная и судебная власти. Такой механизм позволяет эффективно действовать системе сдержек и противовесов и способствует гармоничному функционированию властей, позволяя избегать произвола со стороны какой-либо из них, в первую очередь со стороны исполнительной власти. Тем не менее президентская форма правления небезупречна. Она таит в себе возможность конфликта между законодательной и исполнительной властями, что чревато конституционным кризисом. Такая ситуация возможна, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным политическим партиям. Классическими примерами президентской республики служат США и Мексика. В реальной политической жизни конкретной страны часто складывается ситуация, при которой возможно появление смешанной республики, сочетающей черты парламентской и президентской республик. В смешанных республиках президент и парламент в той или иной мере делят свои полномочия по отношению к правительству. Так, в Российской Федерации президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Федеральное Собрание и нижняя его палата — Государственная Дума — могут оказывать воздействие на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной республики служит Франция. Сочетание черт парламентской и президентской республик характерно для вновь образованных государств современности. Это связано со стремлением извлечь все положительное из традиционных форм республиканского правления. Однако в этом случае не удается избежать недостатков. Так, стабильность правительства значительно снижается в связи с усилением контрольных функций парламента. И наоборот, увеличение полномочий президента влечет за собой уменьшение роли высшего представительного органа власти. Развитие философской мысли и исторической практики во второй половине XIX —XX вв. вызвало к жизни понятие социалистической республики, соответствующей социалистическому типу государства. Теоретические принципы социалистической республики были сформулированы в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Утверждалось, что только такая республика сможет обеспечить полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией. Государственная власть должна суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства и контролировать распределение материальных благ. Органы государства представляют собой единую систему, в рамках которой сочетаются законодательная и исполнительная власти. Это позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Переход к социалистической республике происходит путем совершения пролетарской социалистической революции, в результате которой устанавливается диктатура пролетариата. Исторически первым опытом социалистической республики была Парижская коммуна (1871 г.). Во время ее кратковременного существования был реализован принцип всеобщего равного избирательного права, устранены привилегии депутатов и введено право их отзыва. Старый государственный аппарат был полностью заменен новым. В его деятельности совмещались законодательная, исполнительная и судебная функции. В результате победы социалистической революции в России в 1917г. была установлена Советская республика. По мнению В. И.Ленина, Советы обеспечивают реальное участие трудящихся в управлении государством при совмещении законодательной и исполнительной властей. Руководящую роль в организации государственной и общественной жизни играет партия рабочего класса. Выборы в Советы сразу после революции и по Конституции 1918 г. строились на классовой основе. Избирательное право имели только трудящиеся. Однако и среди них преимущество отдавалось рабочим. Конституция 1936 г. ввела всеобщее избирательное право и отменила классовый принцип в формировании органов власти, создав единую систему Советов депутатов трудящихся. Конституция 1977 г. изменила название Советов. Они стали называться Советами народных депутатов и выполнять более широкие полномочия. В действительности власть Советов часто подменялась властью коммунистической партии. После Второй мировой войны социалистический строй устанавливается в ряде государств Восточной Европы, Азии, на Кубе. Форма правления в этих странах получила название народно-демократической республики. Общие черты ее схожи с признаками Советской республики. В организации управления отрицался принцип разделения властей, а государственная власть подменялась властью партократии. В настоящее время социалистические республики продолжают существовать (Куба, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика). Причем в Китае идет процесс реформ при сохранении социалистического строя. Все это не позволяет отрицать социалистическую республиканскую форму правления как нежизнеспособную. [7]
Лекция №5. Тема: «Форма государственного устройства. Форма политического режима» 1. Форма государственного устройства 2. Форма политического режима Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти. Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти. Существуют три формы государственного устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная. 1. Унитарное государство — это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. Признаками унитарного государства служат: 1) единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы; 2) единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами; 3) единая денежная единица; 4) единая финансовая, налоговая, кредитная система; 5) единое гражданство; 5) единые вооруженные силы; 6) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн); 7) составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику. Большинство современных государств — унитарные. Унитарная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как правило, унитарные государства — небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эстония и др.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, представляют собой крупные территориальные образования. 2. Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета. Отличительными признаками федерации служат: 1) двойная система законодательства. Составные части государства (субъекты федерации) имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству; двойная система органов власти, состоящая из центральных 2) единая денежная единица; 3) двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике; 4) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны; 5) единые вооруженные силы; 6) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными; 7) основные ограничения суверенитета субъектов федерации —это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации. Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономические признаки. Субъекты территориальной федерации имеют значительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Национальные федерации строятся на основе добровольного объединения субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия). Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочетающее в себе черты и территориальной, и национальной федерации. Национальные государственные образования в составе Российской Федерации представляют республики, территориальными — области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономии - автономные округа и автономная область. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти. 3. Конфедерация — это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика и т.д.). Конфедерации характеризуются следующими признаками: 1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на 2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каждое государство в составе конфедерации имеет свой государственный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем; 3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной единицы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с общей валютой; 4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации; 5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого; 6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств — членов конфедерации объединяются под единым командованием; 7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Они вправе не признавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава кон 8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию. Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Гер майский союз и др. На их основе были созданы единые государства. В XX в. конфедерациями были объединение советских республик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество. Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей политической системы. Политический режим выступает наиболее динамичной формой государства. С его изменением, даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы. Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками: 1) выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями; 2) разделение властей; 3) приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни; 4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан; 5) политический плюрализм, многопартийность, легальность 6) максимальный учет интересов всех слоев населения. Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом. Признаками антидемократического режима служат: 1) формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов; 2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель 3) преобладание государства над правом, господство беззакония и произвола со стороны государства; 4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декларированы, но в действительности не исполняются); 5) однопартийная система, господство единой государственной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие; 6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев Деление политического режима на демократический и антидемократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация. Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовластие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти. Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тоталитарный резким характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не затрагивают интересы государства. Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой, происходит милитаризация общественной жизни; государство проводит агрессивную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас. В современном мире большинство государств являются демократическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного самоуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого общественного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. - как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность государства. Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Конституцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права. [7, 9]
Лекция №6. Тема: «Избирательное право» 1. Понятие и принципы избирательного права. 2. Избирательный процесс 3. Виды избирательных систем Избирательное право — это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства. Термином «избирательное право» обозначается также право граждан участвовать в выборах. Различают активное избирательное право — право избирать, и пассивное — право избираться в состав органов власти. Принципами избирательного права выступают всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституцией государства могут быть установлены избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществления избирательного права. Возрастной ценз — требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России -18 лет для активного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Образовательный ценз — требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Свободное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тайное голосование — это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично избирателем. В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с избирательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы. Избирательный процесс в России — это деятельность по подготовке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация избирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке служит его проживание на территории этого избирательного участка. Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стране к ним относятся Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распространение информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Голосование — главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие выборы — это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы - это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата. Повторные выборы — это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ. По времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы — это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента. 3. В избирательном праве различают несколько видов избирательных систем. Мажоритарная избирательная система — это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа (50% плюс один голос). Пропорциональная избирательная система — это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов. Такая система применяется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии с избирательным законом, принятым & мае 2005 г., избирательным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолеть семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7% голосов избирателей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, поданным за каждое избирательное объединение. Существуют также смешанные избирательные системы — это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства — мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятия избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) — по пропорциональной. [7]
Лекция № 7. Тема: «Гражданское общество и правовое государство» 1. Понятие и структура гражданского общества 2. Понятие правовое государство. 3. Предпосылки формирования правового государства Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства. Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития. В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти. Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |