Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 7 страница




Государство гарантирует каждому свободу совести. Это позво­ляет человеку свободно мыслить, поступать в соответствии со сво­ими убеждениями, исповедовать какую-либо религию либо не исповедовать никакой. Люди могут создавать религиозные или ате­истические объединения, которые осуществляют свою деятель­ность на основе действующего законодательства. Свобода слова обеспечивает возможность людям высказывать любую точку зре­ния, например, по вопросам экономического или политического развития страны, но запрещает пропаганду расовой или религи­озной ненависти. То же относится и к средствам массовой инфор­мации (СМИ), при этом не должно быть ложных сведений, при­чиняющих как моральный, так и материальный вред конкрет­ным людям. В нашей стране нет цензуры, это значит, что никакой чиновник не может заставлять СМИ (газеты, журналы и др.) публиковать конкретный материал или освещать его с определен­ной позиции. Создав свое средство массовой информации, чело­век не имеет права использовать его для призывов к захвату влас­ти или для совершения уголовных деяний.

Политические права и свободы. Чтобы обеспечить возможность каждому участвовать в общественной и политической жизни стра­ны, в российском законодательстве закреплено право людей на объединения. Они самостоятельно принимают свои уставы, про­граммы, избирают руководящие органы, осуществляют деятель­ность, не запрещенную законом. Однако для некоторых катего­рий лиц это право ограничено. Так, судьи не могут быть членами каких-либо партий или политических движений. Нельзя никого заставлять вступать в такие объединения. Для получения разреше­ния на проведение митингов, демонстраций, шествий или собра­ний в местную администрацию подается письменное заявление не позднее чем за 10 дней до намеченного мероприятия. Все его участники обязаны соблюдать законы и общественный порядок.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами го­сударства. Оно осуществляется путем участия в выборах с 18 лет (активное избирательное право). Но граждане страны могут быть сами избраны в органы государственной власти или местного са­моуправления (пассивное избирательное право). Чтобы стать депу­татом Государственной Думы, надо достичь как минимум 21 года, чтобы стать Президентом страны — 35 лет. Это право ограничено для тех, кто признан судом недееспособным или содержится в местах лишения свободы.

Если человек считает, что нарушены его права, он может обратиться в государственные органы или органы местного само­управления — с предложением по решению конкретных проблем, заявлением с просьбой помочь реализовать свое право: получить пенсию или квартиру. В большинстве случаев жалоба рассматри­вается в течение месяца, после чего выносится конкретное ре­шение.

Социально-экономические права. В нашей стране право защи­щает частную собственность, запрещая лишать человека имуще­ства. Такие случаи допускаются как исключительные по решению суда. Когда имущество изымается в пользу государства, оно в обя­зательном порядке компенсируется, за исключением случаев, когда конфискация выступает мерой наказания для нарушивших закон. Свое имущество можно использовать для организации не запрещен­ной законом экономической деятельности. Закон не ограничивает количество личного имущества, но требует соблюдения порядка по уплате на собственность соответствующих налогов. В современ­ной России запрещается принудительный труд. Гражданин сам ре­шает вопрос о том, каким родом деятельности он займется. Госу­дарство лишь следит за реализацией льготных правил в области труда, защищает от безработицы как обеспечением пособия, так и обеспечением возможности выбрать ту или иную профессию. Государство защищает семью, материнство и детство. В случае болезни, инвалидности или по достижении соответствующего возраста граждане имеют право на социальное обеспечение (пенсии). Охрана здоровья и медицинская помощь гарантируются каждому гражданину страны. Законодательством предусматривается мате­риальная ответственность за нанесение ущерба здоровью пациен­та. Право на образование открывает каждому возможность получить общее образование в школе, бесплатно на конкурсной основе поступить в высшее образовательное учреждение (государствен­ное или муниципальное) или получить платное образование. Су­ществуют различные формы обучения (например, домашняя, или экстернат), которые не предусматривают обязательность каждо­дневного посещения образовательного учреждения. При этом ос­новное общее образование обязательно. Каждая школа имеет свой устав, где определены правила учебного процесса, указаны права и обязанности школьников, учителей и родителей.

Во взаимосвязи с правами людей находятся и их обязанности. Каждый гражданин РФ обязан платить налоги, а также другие установленные законом сборы. Обязанность родителей — забота о детях, их воспитание. Каждый должен заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, уважительно относиться к памятникам старины. Необходимо охранять природу и окружаю­щую среду, бережно обращаться с природными богатствами. За­щита Отечества — почетный долг гражданина. Основной Закон предоставляет право на альтернативную службу.

Сложность взаимоотношений людей, живущих в одном кол­лективе, всегда порождала нестандартные идеи, идущие в про­тивовес мнению большинства или тех, кто находился у власти. Так развивалось инакомыслие. Представителей оппозиции опаса­лись и боролись с ними. Однако даже в условиях тоталитарного государства создавались организации, защищавшие интересы лич­ности.

Днем рождения российского правозащитного движения мно­гие считают дату 5 декабря 1965 г. В этот день в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека. Многолетняя цензу­ра не позволяла реализоваться свободе слова, любая критика в адрес власти пресекалась, а ее инициаторов подвергали гонениям. Неслучайно именно в середине XX в. развивается самиздатовское движение: авторы печатали свои произведения на пишущей ма­шинке и раздавали копии знакомым, которые в свою очередь пе­репечатывали материалы и передавали другим.

В 1970 г. в СССР был создан Комитет прав человека. В его задачи входило правовое просвещение людей, создание системы гаран­тий защиты их прав, пропаганда международных документов по правам человека. Комитет превратился в независимую обществен­ную организацию, получив международное членство. Он стал филиалом Международной лиги прав человека, имел связи со многими международными организациями. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвовавший в создании во­дородной бомбы. Он писал: «Я... против стремления огородить нашу страну... от Запада... только в глобальном масштабе возможна раз­работка и осуществление стратегии развития человеческого об­щества на Земле». Правозащитному движению свойственна жерт­венность, готовность прийти на помощь тем, кто гоним (даже если эти люди не близки по убеждениям). Главное — отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

Современную систему защиты прав человека юристы делят на три уровня: национальный, региональный и международный. На­циональная система защиты прав человека функционирует в рам­ках одного государства. Каждый человек, чьи права и свободы ока­зались нарушенными, имеет право обратиться за защитой в суд, где будет рассмотрена его жалоба. Необходимо для этого опреде­лить подсудность дела (какой суд будет рассматривать спор), со­ставить исковое заявление и заплатить госпошлину.

В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к какой ветви власти. Он имеет достаточно ши­рокие полномочия: знакомиться с различными документами, тре­бовать объяснений от должностных лиц и граждан. Получая жало­бы от пострадавших, он способствует восстановлению справедли­вости, обращаясь в судебные инстанции и различные органы власти. В субъектах Российской Федерации есть свои уполномоченные по правам человека.

Европейская система защиты прав человека — региональная -сформировалась в рамках Совета Европы — межгосударственной организации, образованной в 1949 г. 4 ноября 1950 г. в Риме ее участники приняли Европейскую конвенцию о защите прав челове­ка и основных свобод. При Совете Европы были образованы Евро­пейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Они могут рассматривать жалобы государств или отдель­ных лиц. Решение этого суда обязательно для государств-участни­ков. Региональная организация по правам человека есть и на Аф­риканском континенте.

На международном уровне права человека защищают создан­ные при ООН различные институты, в том числе институт Вер­ховного комиссара ООН по правам человека, по делам беженцев и др.

В настоящее время усиливается значение международного гума­нитарного права, помогающего людям, ставшим жертвами воору­женных конфликтов, раненым, больным, военнопленным. Всту­пив в третье тысячелетие, мировое сообщество не избавилось от многочисленных войн и конфликтов, уносящих многие жизни людей. До середины XIX в. соглашения о защите жертв войны но­сили случайный характер. В 1864 г. была созвана международная конференция, в результате которой были подписаны Женевские конвенции об улучшении участи раненых, больных воинов во вре­мя сухопутной войны, о правилах поведения вооруженных сил на поле боя и на море, о защите всех людей, в том числе и граж­данского населения. На конференции договорились, что ране­ным и больным солдатам впредь будет оказываться медицинская помощь независимо от того, к какой воюющей стороне они при­надлежат. Медицинский персонал, санитарные учреждения дол­жны были иметь эмблему красного креста на белом фоне. Так появилось движение Красного Креста. Те, кого защищали Же­невские конвенции, назывались покровительствуемые лица. Это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военноплен­ные, гражданское население, медицинский и духовный персо­нал. На них запрещалось нападать, подвергать унижению и ос­корблению.

Международное общество Красного Креста и Красного Полу­месяца предлагает воюющим сторонам свои услуги для оказания помощи жертвам конфликтов. Его делегаты посещают места за­ключения военнопленных, обращая внимание на то, в каких ус­ловиях они содержатся. Большую помощь оказывает эта организа­ция в розыске пропавших без вести, передаче писем от родствен­ников, разлученных в результате вооруженного конфликта. Немалое внимание уделяется гражданскому населению, оказавшемуся в зоне военных действий и обреченному порой на голод. Его снабжают продуктами питания, одеждой и медикаментами. Специальные правила соблюдаются для защиты жизни детей при их эвакуации в другое государство.

Запрещается принудительный призыв детей в армию (не учиты­вается даже их согласие, если им нет 15 лет). Поведение участников вооруженных конфликтов также регламентируется. Например, за­прещается нападать или уничтожать объекты, необходимые для жиз­ни гражданского населения. Лица, уже не принимающие участия в военных действиях (раненые, больные, пленные), должны пользо­ваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Между­народные документы запрещают даже определенные методы ве­дения войны, например убийство пленных, призывы «Никого не оставлять в живых» и др. В то же время разрешается использовать установку сухопутных и морских мин, захват и потопление воен­ных судов.

Правила международного гуманитарного права должны соблю­даться, ибо их нарушения приводят к ответственности. Среди та­ких правонарушений могут быть нападения на гражданское насе­ление, которое оказалось втянутым в военный конфликт. Наказу­емы и военные действия против необороняемых местностей или сооружений, неправомерное использование эмблемы Красного Креста, расправа без суда и следствия над людьми, защищенны­ми международным гуманитарным правом. Командиры несут от­ветственность за совершенные нарушения своих подчиненных в том случае, когда они не приняли всех необходимых мер, чтобы не допустить этих действий.

Таким образом, в случае международного вооруженного кон­фликта, а также конфликта внутри государства военные действия должны вестись при строгом соблюдении норм международного гуманитарного права. Только принципы гуманного уважительно­го отношения друг к другу способны спасти тот мир, где мы живем. И каждый из нас должен заботиться об уважении прав другого. [1,9,11]

 

Лекция № 13. Тема: «Государственное (конституционное) право»

1. Понятие государственное (конституционное) право

2. Принципы конституционного права

3. Российский федерализм

4. Президент РФ

5. Федеральное собрание РФ

6. Судебная система РФ

Государственное (конституционное) право — это отрасль пра­ва, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан. Основным источ­ником Государственного права служит конституция. Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от­раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституции отличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-прин­ципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция, но часто отсутствует санкция).

Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционно­го строя.

Конституционный строй — это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­щита — обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и фе­деральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним относится принцип народовластия, выражающийся в непосред­ственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении вла­сти народом через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про­возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (ст. 2). Статья 6 провозглашает
принцип единого и равного гражданства независимо от его приоб­ретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).

3. Принципы организации жизни гражданского общества. Консти­туция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской
Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России при­знается политический и идеологический плюрализм (многообра­зие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право со­стоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Ста­тья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Российский федерализм

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляет­ся исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значе­ния, одна автономная область, 10 автономных округов. Республи­ки и автономии сформированы по национальному принципу, а остальные субъекты федерации — по территориальному.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ведения и полномочий федерации и ее субъектов. В ведение Рос­сийской Федерации входят принятие и изменение Конституции и федеральных законов, установление системы федеральных орга­нов государственной власти, управление федеральной собствен­ностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокурату­ра и др.

В совместном ведении находятся защита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Президент РФ

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент РФ выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента Рос­сийской Федерации 14"марта 2004 г. проходили на основе избира­тельного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента:

1) отставка — добровольный уход от должности. Примером мо­жет служить отставка Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны со­стояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекра­щения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных случаях, когда Президент не может исполнять свои полно­мочия (например, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Кон­ституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмот­рен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президен­та обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, при­нимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней v.. внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Федеральное собрание РФ

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти — председатель законодательного собра­ния субъекта РФ (парламента, областной думы).

Государственная Дума избирается сроком на четыре года и со­стоит из 450 депутатов. 225 из них избираются на основе мажори­тарной системы, а другие 225 — на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Го­сударственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в вы­борах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Де­путаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.

Государственная Дума может быть досрочно распущенаПрези­дентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председа­теля Правительства и в случае, если Государственная Дума по­вторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государ­ственную Думу, а отправить в отставку Правительство.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ дол­жен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента от должности, в период действия на всей территории России воен­ного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основная функция Федерального Собрания — принятие зако­нов по предметам ведения Российской Федерации и по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание не может пересматривать 1, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Зако­нопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими орга­нами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Пре­зидентом. Президент может отклонить принятый закон и отпра­вить его на повторное рассмотрение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществля­ет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президен­том по представлению Председателя Правительства. Правитель­ство слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Пра­вительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана выраженным Государственной Думой недоверием Пра­вительству. Возможна и персональная отставка членов Прави­тельства.

Правительство имеет широкие полномочия по управлению все­ми сферами жизни страны. В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.

Судебная власть РФ

Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществ­ляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, до­стигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи не­зависимы, несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбиратель­ство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится толь­ко из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.

Высшую судебную власть в России осуществляют Конституци­онный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих су­дов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юри­дической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, применен­ного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления, по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществля­ет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — это выс­ший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в пре­дусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики.

В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.