Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение задач по дисциплине




Организация самостоятельной работы студентов

Методические указания студентам

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.- М., 2007.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2006.-Ч. 1,2,3.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 97-ФЗ // СЗ РФ- 2002. №1., Ч.1. Ст.3.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997г. №1-ФЗ // СЗ РФ – 1997. №2. Ст.198.

5. Федеральный закон РФ «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 № 58 // СЗ РФ – 2003. №22. Ст.2063.

6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ //СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148

7. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в сфере труда и занятий» от 25 июня 1958 г. // Библиотечка «Российской газеты». 1999.

8. Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» от 25 июня 1957 г. // Собрание законодательства РФ. 2001.

9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001г.№195-ФЗ // СЗ РФ- 2002. №1 Ч.1. Ст.1.

Основная литература:

  1. Гусов К. Н. Трудовое право России: учеб. для студентов вузов / Гусов Кантемир Николаевич, В. Н. Толкунова; М-во образования РФ, МГЮА. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 496 с.
  2. Молодцов М. В. Трудовое право России: учеб. для вузов / Молодцов Мстислав Викторович, С. Ю. Головина. - М.: НОРМА, 2004. - 640 с.
  3. Трудовое право: учеб. для студентов вузов / Фонд содействия правоохранительным органам "Закон и право"; ред. Гапоненко В. Ф., Михайлов Ф. Н. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2003. - 463 с.
  4. Трудовое право России: учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. - М.: Юристъ, 2003. - 560 с.
  5. Трудовое право: учебник / ред. Смирнов О. В. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2001. - 448 с.

Дополнительная литература:

1. Головина, С.Ю. Дискриминационные нормы ТК РФ // Юрист. 2003. № 24.

2. Головина, С.Ю. Реализация принципов трудового права при применении норм Трудового кодекса РФ //Реализация положений Конституции РФ в законодательстве. Ч. 1. Челябинск, 2003.

3. Дюжаков, К.В. Понятие и порядок заключения трудовых договоров.- М.: Альфа-Пресс, 2005.

4. Ершов, В., Ершова, Е. Применение норм Конституции РФ и ГК РФ к трудовым отношениям //Российская юстиция. 1997. № 11.

5. Казакова, Е.В. К вопросу о принципах трудового права //Международные юридические чтения. Ч. 2. Омск, 2003.

6. Киселев, И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: учебник.- М: ЭКСМО, 2005.

7. Куренной, А. М. Трудовой кодекс РФ: преемственность и новизна // Законодательство. 2002. № 2.

8. Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Право и экономика. 2003. № 3.

9. Педченко, Л.А. Профсоюз в организации // Справочник кадровика. 2004. № 1.

10. Скобелкин, В.Н. Трудовые правоотношения.- М.: Вердикт, 1999.

 

Рекомендуемая литература:

1. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / отв.ред. Ю.П. Орловский, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.- Изд.2-е, испр.и перераб.- М.: Контракт; Инфра-М, 2006.

2. Карабельников, Б.Р. Подзаконный акт – повод для злоупотреблений чиновников // Юрист. 2003. № 24.

3. Киселев И.Я. Трудовое право России: Историко-правовое исследование: учебное пособие.- М.: Норма: Инфра-М, 2001.

4. Лебедев, В. Локальные нормативные акты, регулирующие наемный труд // Российская юстиция. 2002. № 8.

5. Викторов И.С. О последних изменениях и дополнениях внесенных в трудовой кодекс РФ // Трудовое право. 2006. № 12.

6. Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией // Трудовое право. 2006. № 10.

7. Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами государственной власти // Трудовое право. 2003. № 6.

8. Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения // Адвокат. 2003. № 4.

9. Слугина Н.П. Работники с семейными обязанностями как специальные субъекты трудового права // Трудовое право. 2006. № 10.

10. Устинова С.А. Некоторые вопросы правового регулирования создания и организации деятельности комиссий по трудовым спорам как внесудебного органа по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. 2006. № 12.

11. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. -М.: ООО «ТК Велби», 2002.

12. Халдеева Н.В. Единство и дифференциация правового регулирования труда // Трудовое право. 2003. № 4.

Главная задача при изучении данной темы «Предмет, метод и система трудового права» – изучение норм трудового права по соответствующим законодательным источникам. Определив источники трудового права как результат правотворческой деятельности наделенных соответствующими правомочиями органов, то есть конкретные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые и смежные с ними отношения, необходимо провести соотношение трудового права и трудового законодательства, выделив их общее, различие, взаимодействие и противоречие.

При характеристике каждого из вида источников необходимо выделять их особенность, исходя из специфики регулирования социально-трудовых отношений. Изучая действие законов и иных нормативных актов, следует учитывать, что они имеют свои временные и пространственные пределы, а также, как правило, распространяется на круг лиц (субъектов права).

Все источники в зависимости от действия нормативных актов по кругу лиц можно разделить на два вида: общие и специальные. Это деление отражает начала единства и дифференциации правового регулирования. Эти два вопроса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Опираясь на теоретические положения о единстве и дифференциации правового регулирования социально-трудовых отношений, необходимо усвоить принцип деления норм законодательства о труде на общие и специальные, раскрыть значимость такого деления, привести примеры общих и специальных норм.

Изучение темы «Субъекты трудового права. Трудовые и иные непосредственно связанные с ними правоотношения» следует начать с понятия субъектов трудового права, их видов, а также правового статуса каждого из субъектов. Под субъектами трудового права понимаются участники правоотношений, возникающих в сфере организации и применения наемного труда, обладающие субъективными правами и обязанностями в соответствии с действующим трудовым законодательством. Возможно выделение двух основных групп субъектов трудового права: основных (государство, работник и работодатель) и вспомогательных или производных (сюда относятся участники смежных с трудовыми отношений, составляющих предмет трудового права).

Субъекты трудового права по закону наделяются таким свойством, как правовой статус. Обычно выделяют следующие элементы правового статуса субъектов трудового права: трудовая правосубъектность (состоящая из трудовых правоспособности и дееспособности); субъективные права и обязанности (основные, статутные); гарантии реализации прав и обязанностей; ответственность за нарушение законодательства о труде. При дальнейшем рассмотрении субъектов трудового права необходимо определять их правовой статус, раскрывая каждый из перечисленных элементов. При характеристике работника, как субъекта трудового права, следует уяснить и разграничить понятия фактической трудоспособности и трудовой правосубъектности.

Рассматривая работодателя как субъекта трудового права, студенту необходимо различать виды работодателя: организация (коммерческая, некоммерческая), физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельность.

К представителям работников необходимо относить: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, иные представители, избираемые работниками. К представителям работодателя относятся: руководитель организации или уполномоченные им лица, объединения работодателей, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Изучая права таких субъектов, как работодатель, представители работников студент должен хорошо проанализировать соответствующие нормативные акты, в которых определяется их юридическое положение.

При изучении темы «Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения» следует исходить из того, что право граждан на объединение в профессиональные союзы – одно из важных прав, установленных Конституцией Российской Федерации. Профессиональный союз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, которое создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Путем анализа действующего законодательства студент должен различать основные функции профсоюзов: защитная и представительская. Кроме того, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателем трудового законодательства. Опираясь на Трудовой кодекс и Федеральный закон необходимо определить порядок осуществления профсоюзного контроля и надзора.

На основе действующих нормативных правовых актов можно выделить следующие основные группы прав этих органов: право вносить предложения и высказывать мнения по проектам нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые вопросы; работниковправа, связанные представительством работников в ведением коллективных переговоров и заключением коллективного договора; право обращения в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, с заявлениями в защиту трудовых прав работников; права в контроле за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

Усвоив виды и содержание основных прав профсоюзов, студенты должны обстоятельно изучить гарантии их прав и ответственность за их нарушение. Вся система гарантий прав профсоюзов, которые могут быть подразделены на следующие виды: имущественные и личные.

Суть партнерства заключается в предотвращении и разрешении конфликтов в социальных и трудовых отношениях, достижении компромисса путем взаимных уступок сторон. Опираясь на нормы законодательства о труде, следует выделить основные принципы, стороны, систему и формы социального партнерства.

В основе партнерства лежит принцип бипартизма и трипартизма. В зависимости от этого выделяют двухстороннее (работник и работодатель в лице уполномоченных представителей) и трехстороннее сотрудничество (к названным субъектам присоединяется государство). После изучения общих положений о социальном партнерстве студентам необходимо обстоятельно исследовать одну из его форм – коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений. При этом следует учесть, что, несмотря на общие принципы их заключения, коллективные договоры и соглашения являются разными правовыми документами.

Коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Студенты должны различить понятия стороны и субъекты коллективного договора, применяя раннее изученные положения о субъектах трудового права. Необходимо заострить внимание на случаях запрета выступать в качестве представителей ряда субъектов. Путем дальнейшего анализа норм Трудового кодекса необходимо сформулировать этапы заключения коллективного договора и выделить их особенности. При определении порядка осуществления контроля за выполнением коллективного договора, необходимо провести анализ норм Трудового кодекса и Федерального закона от 11 марта 1992г. Отдельно следует поднять вопрос об ответственности сторон коллективного договора и соглашения. Для этого студенты должны изучить нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, который заключается между полномочными представителями работников и работодателей в пределах их компетенции на различных уровнях – федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном. Соглашение студентам необходимо рассмотреть по тем же критериям, что и коллективный договор, параллельно выделяя его особенности. При подготовке к теме студентам рекомендуется изучить монографию С.Ю. Чучи «Становления и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации».

Изучение темы «Трудовой договор» следует начать с выявления значений трудового договора: соглашение о труде; основание возникновения трудовых отношений; институт трудового права. Более подробно рассмотреть трудовой договор в первом значении. Анализируя определение трудового договора, данное в Трудовом кодексе, студенту необходимо выделить родовой признак трудового договора (соглашение) и видовые признаки, которые послужат критериями отграничения трудового договора от гражданско-правовых договоров: субъектный состав, подчинение работодателю, личный характер выполнения работы, заработная плата, обеспечение условий труда.

Одним из важных вопросов, на который студент должен обратить внимание, является содержание трудового договора. Под содержанием трудового договора понимается совокупность его условий. Выделяются следующие виды условий: существенные и факультативные. Без существенных условий трудовой договор считается не заключенным. Дополнительные условия могут быть разнообразными, в пределах, установленных законодательством. При освещении содержания трудового договора необходимо подробно остановиться на испытательном сроке, который устанавливается с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ трудовые договоры делятся на бессрочные, т.е. заключенные на неопределенный срок, и срочные, т.е. заключенные на определенный срок. Студенту следует знать основания заключения срочных договоров и их классификацию. Требует серьезного изучения вопрос о юридических гарантиях при приеме на работу, установленные трудовым законодательством (Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О занятости населения»).

Процедура заключения трудового договора – это прием гражданина на работу в качестве работника. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на: возраст, с которого возможно заключение трудового договора; документы, необходимые для предъявления при приеме работу, форму трудового договора (в том числе на фактический допуск к работе), роль приказа при заключении трудового договора и трудовую книжку, как основной документ трудовой деятельности работника.

При изучении темы «Рабочее время и время отдыха» студентам, прежде всего, следует обратить внимание на четкое и правильное определение понятий рабочего времени. Рабочее время употребляется в трех значениях: 1) мера труда, выраженная в единицах времени (рабочий день, рабочая смена, рабочая неделя); 2) фактически проработанное время; 3) время, в течение которого у работника существует обязанность трудиться. Ориентируясь на данные значениям, студенты должны проанализировать определение рабочего времени, данное в ТК РФ.

При изучении нормирования рабочего времени, необходимо провести соотношение таких понятий, как «нормальный», «сокращенный», «неполный», а затем изучить виды рабочего времени: 1) нормальное рабочее время; 2) сокращенное рабочее время; 3) неполное рабочее время, раскрывая их особенности. Режим рабочего времени – это порядок распределения рабочего времени в течение суток, месяца или других календарных периодов. Наиболее распространены следующие режимы: 1) пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; 2) шестидневная с одним выходным днем; 3) с ненормированным рабочим днем; 4) гибкое рабочее время; 5) со сменной работы; 6) с разделением рабочего дня на части. Студенты должны последовательно охарактеризовать каждый из видов. Понятие режима тесно связано с понятием учета рабочего времени, в связи с этим следует провести соотношение двух этих понятий, а затем выделить виды учета рабочего времени.

При дальнейшем рассмотрении темы, следует коснуться проблем работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. К данным работам законодателем отнесены только совместительство и сверхурочные. Характеризовать сверхурочные работы нужно посредством продолжительности и режима рабочего времени. Следует учитывать, если работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени выполняется по инициативе работодателя, она называется сверхурочной работой. Студентам необходимо раскрыть условия, при которых работа признается сверхурочной. Если же инициатива исходит от работника, она называется совместительством. К сожалению, на практике очень часто отождествляются такие разные понятия, как совместительство и совмещение должностей и профессий, что совершенно недопустимо.В связи с этим студента необходимо разграничить два этих понятия по: порядку оформления, времени, в течение которого работник выполняет свои обязанности, порядку оплаты работы.

Приступая к изучению вопросов темы «Оплата и нормирование труда», студенты должны знать, что такое заработная плата, научиться отличать заработную плату от других выплат и доплат, которые предусмотрены трудовым законодательством. В Трудовом кодексе предпринята попытка разграничить понятия «оплата труда» и «заработная плата», ранее рассматриваемые как тождественные. Студентам следует проанализировать нормы ТК и выявив позицию законодателя по этому вопросу.

Понятие заработной платы необходимо рассматривать в экономическом и правовом аспектах. Выделяя в заработной плате постоянную (собственно вознаграждение за труд) и переменную (выплаты компенсационного и стимулирующего характера) части, необходимо последовательно раскрыть каждую из них.

Принципиально важным и действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление ее минимального размера. Студенты должны различать такие понятия, как минимальный размер заработной платы и прожиточный минимум.

Система оплаты труда – это способ исчисления размеров вознаграждения за труд в соответствии с его затратами либо результатом. Выделяют две основные системы оплаты труда: тарифную и бестарифную. Рассматривая вопрос по бестарифной системе студентам необходимо повести соотношение таких понятий, как тарифная ставка, тарифный разряд, тарифный коэффициент, тарифно-квалификационный справочник, тарифная сетка. С учетом специфики хозяйственной деятельности работодатель вправе выбрать одну из существующих форм тарифной системы оплаты труда: повременную или сдельную (прямая сдельная, прогрессивная, косвенная, коллективная, аккордная). Наряду с тарифной системой оплаты труда, выделяют бестарифную систему. Студентам следует привести примеры бестарифных систем, и на этих примерах раскрыть сущность данных систем.

Изучение темы «Охрана труда» необходимо начать с определения сущности охраны труда. Это понятие можно рассматривать в трех аспектах: 1) как совокупность всех норм трудового права, поскольку все они установлены в интересах трудящихся; охрана труда как социальное назначение трудового права, его сущность; 2) как правовой принцип; 3) как правовой институт. В содержание института входят как правовые нормы по охране труда, так и социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Студентам необходимо знать, какие нормативные акты входят в систему института законодательства об охране труда. Им необходимо учесть, что этот институт состоит из основополагающих законов – конституционных норм, а также подзаконных актов – правил, положений, инструкций. Он включает и специальные правовые нормы о компенсациях для лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, женщин, несовершеннолетних, работников с пониженной трудоспособностью.

Изучая данную тему, необходимо обратить внимание те меры, обеспечивающие соблюдения правовых норм о труде и охране труда. Одной из таких мер является проведение эффективного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Указанные меры осуществляются в форме государственного надзора и контроля или общественного контроля. Органы, осуществляющие государственный контроль – это специальные уполномоченные органы государства (гл. 57 ТК РФ). Кроме того необходимо знать, кто осуществляет общественный контроль. Для этого студентам необходимо изучить нормы ТК РФ (ст. 370) и Федерального закона РФ от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

При рассмотрении вопроса расследования и учета несчастных случаев на производстве, студентам следует определить, что является несчастным случаем на производстве. Затем составить, в зависимости от вида, алгоритм действий работодателя при несчастном случае на производстве.

За несоблюдение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ответственность. Студенты должны определить, какие виды ответственности установлены законодательством по данному вопросу.

Основополагающим тезисом при изучении темы «Материальная ответственность сторон трудового договора» является положение о том, что материальная ответственность сторон трудового договора в равной степени обеспечивает защиту права собственности как работодателя, так и работника, что вытекает из содержания их основных прав и обязанностей. Исходя из этого, студентам следует иметь в виду, что в качестве субъектов - причинителей вреда выступают юридические лица и физические лица, в зависимости от этого выделяют два вида материальной ответственности: материальная ответственность работодателя перед работником и материальная ответственность работника.

Рассматривая первый вид материальной ответственности, студенты должны различить и проанализировать случаи материальной ответственности работодателя: незаконное лишение возможности трудиться; задержка заработной платы, ущерб, причиненный имуществу работника. В перечисленных случаях работодатель несет ответственность в полном размере. Студенты должны изучить все нормативные акты, относящиеся к возмещению материального ущерба, причиненного работодателем работнику, а также судебную практику по этому вопросу.

При изучении вопроса материальной ответственности работника, студентам следует раскрыть понятие пределы материальной ответственности (ограниченная и полная). Вопрос о полной материальной ответственности требует особого внимания. Выделяют два вида полной материальной ответственности: индивидуальная и коллективная (бригадная). Путем анализа трудового законодательства студенты должны выделить характерные признаки данных видов материальной ответственности. Заключительным этапом процедуры привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу работодателя, является стадия определения размера этого ущерба и стадия взыскания ущерба.

Изучение темы «Разрешение трудовых споров» следует начать с Конституции РФ, где закреплено право работников на индивидуальные и коллективные споры. Студенту необходимо дать юридический анализ ст. 37 Конституции РФ, а также указать юридические гарантии реализации ст. 46 Конституции РФ о праве всех граждан на судебную защиту их прав и свобод.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых и иных отношений, которые являются непосредственной причиной спора. Далее следует остановить на понятии трудовой спор. Следует заметить, что наименование «трудовой спор» является условным, поэтому трудовой спор представляет собой разногласие работника и работодателя по вопросам применения законодательства, а также условий труда и его оплаты, установленных в предусмотренном нормативными правилами актами порядке. Трудовые споры имеют либо материальный характер, либо – нематериальный. Предметом рассмотрения в специализированных органах являются, в основном, споры материальные.

По субъектному составу споры делятся на две разновидности: индивидуальные и коллективные. Предметом разбирательства индивидуальных споров и в КТС, и в суде является требование о восстановлении нарушенного права или об устранении препятствий к его реализации. В индивидуальных трудовых спорах участвуют с одной стороны работник, с другой – работодатель. Предметом коллективного трудового спора являются неурегулированные разногласия по поводу установления или изменения условий труда и его оплаты, а также разногласия, которые возникают при заключении или изменении коллективного договора. В коллективных трудовых спорах участвуют с одной стороны группа работников, работники организации, с другой – работодатель одной или нескольких организаций. Одним из важных вопросов в данной теме является вопрос о подведомственности. Следует хорошо знать, какими нормативными актами определяется подведомственность органов по рассмотрению трудовых споров. Студент должен обратить внимание, что по действующему законодательству органами по разрешению трудовых споров являются: индивидуальных споров – КТС и суд; коллективных трудовых споров – примирительные комиссии и трудовые арбитражи. Разбирая каждый из видов трудового спора, студентам необходимо знать порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, и определить его особенности.

Одним из способов разрешения коллективного трудового спора является забастовка, которая представляет из себя временный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей. Следует рассмотреть вопрос и соотношение понятий «забастовка» и «индивидуальный отказ работника от исполнения трудовых обязанностей». Студентам на основе законодательства необходимо установить виды, признаки забастовки, условия, при которых работники могут приступить к забастовке, порядок проведения забастовки. В дальнейшем студенты должны определить в каких случаях право забастовки может быть ограничено, а также признана незаконной.

Перечень вопросов для самостоятельной работы студентов и самоконтроля знаний

1. Какие общественные отношения составляют предмет трудового права?

2. В чем отличие трудового права от смежных отраслей права?

3. Каковы основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений?

4. Назовите источники трудового права Российской Федерации.

5. Охарактеризуйте действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц.

6. Назовите виды субъектов трудового права.

7. Укажите основные права и обязанности работника и работодателя.

8. Профсоюз как субъект трудового права.

9. Охарактеризуйте трудовые правоотношения и правоотношения, связанные с трудовыми: по обеспечению занятости и трудоустройству; по профессиональной подготовке и переподготовке; по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, требований охраны труда; по рассмотрению трудовых споров.

10.Дайте понятие социального партнерства.

11.Назовите основные принципы социального партнерства.

12.Назовите формы и органы социального партнерства.

13.Каковы социальные гарантии граждан РФ в сфере занятости?

14.Охарактеризуйте правовой статус безработного.

15.Назовите виды трудовых договоров.

16.Каковы существенные условия трудового договора?

17.Каковы общие основания прекращения трудового договора?

18.Охарактеризуйте расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).

19.Каковы основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя?

20.Каковы основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон?

21.Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

22.Понятие рабочего времени, его правовое ограничение.

23.Охарактеризуйте совместительство и сверхурочную работу.

24.Охарактеризуйте режим рабочего времени.

25.Назовите виды времени отдыха.

26.Назовите продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и укажите порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

27.Каковы формы оплаты труда в Российской Федерации?

28.Охарактеризуйте минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.

29.Как устанавливается заработная плата в Российской Федерации?

30.Охарактеризуйте тарифную систему оплаты труда.

31.Дайте определение дисциплины труда.

32.Охарактеризуйте Правила внутреннего трудового распорядка организации.

33.Назовите дисциплинарные взыскания, укажите порядок их применения и снятия.

34.Назовите виды материальной ответственности работодателя перед работником.

35. Охарактеризуйте материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.

36.Назовите случаи полной материальной ответственности работника.

37.Как определяется размер ущерба, причиненного работодателю?

38.Каковы гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?

39.Охарактеризуйте обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

40.Назовите способы защиты трудовых прав работников.

41.Назовите органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

42.Как работает Федеральная инспекция труда?

43.Каковы правомочия профессиональных союзов по защите трудовых прав работников?

44.Каковы формы самозащиты работниками трудовых прав?

45.Каков порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров?

46.Укажите порядок разрешения коллективного трудового спора.

47.Охарактеризуйте право на забастовку.

48.Какие забастовки являются незаконными?

49.Какова ответственность работников за незаконные забастовки?

50.Назовите виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.