КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слово «старик» связано с представлениями о немощности и дряхлости, о беспомощности
ДРЯХЛЫХ» СТАРИКОВ П.Бейлин Старики не только рискуют быть убитыми, но часто лишают себя жизни. И.И.Мечников В смерти определенно есть какая-то скрытая радость. И умирать, оказывается, очень интересно. Вдруг настолько становишься выше жизни! В.В.Вересаев Прежде всего, замечу, что согласно классификации возраста, утвержденной Всемирной организацией здравоохранения, к пожилым относятся лица 60—74 лет, к старческому возрасту — 75—89 лет, к престарелым - долгожителям — 90 лет и старше (КвасенкоА. В., Зубарев Ю. Г., 1980). Вместе с тем клинический и общежитейский опыт показывает, что нет точных календарных границ старости. Еще древнегреческий ученый-энциклопедист Аристотель 24 века назад отмечал несовпадение календарного и биологического сроков старости, деля ее на позднюю и раннюю, подчеркивая некоторые причины такого сложного явления, как старение. Удивительно современно воспринимаются размышления Аристотеля о причинах "молодой старости", позднего, "хорошего" старения человека. Он указывает, что "хорошая" старость является следствием, как хороших физических качеств человека, так и благоприятной судьбы, помимо силы и здоровья есть другие условия, способствующие долговечности; многие долговечны, хотя и не обладают хорошими физическими качествами (1978). "Паспортный возраст, — пишет наш современник, врач и писатель П. Бейлин, — не совпадает с биологическим, психологическим, социальным. Словно часы, по которым люди стареют, идут с разной скоростью. Есть молодые старики, и есть старые молодые люди" (1980, с. 227). Нередко можно услышать, что в наше время происходит "ювенализация" человечества, — продление молодости благодаря здоровому образу жизни, успехам медицины XX века. Общеизвестно, что Антон Павлович Чехов прожил сорок четыре года. Взгляните на его фотографии: с современных позиций это вроде бы человек весьма преклонных лет. "Старику Каренину" у Толстого было едва за сорок. Посмотрите на сегодняшних сорокачетырехлетних — это совсем другие люди. Конечно, и сегодня ювенализация коснулась далеко не всех. Среди моих друзей и знакомых и я встречаю тех, кто в 30 лет — развалина с шаркающей походкой, дрожащими рукам и с памятью склеротика. А иному 70 лет, и он без отдыха идет спортивной походкой к диким Красноярским Столбам "Грифы", пишет труды, удостаивается всесветской славы ученого. Старость, конечно же, бывает не только "хорошая", молодая. "'Бывает величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает гадкая и величественная вместе", — утверждает Л. Н. Толстой. Задолго до него яркую мысль высказал французский философ, писатель, историк Вольтер: ''Для глупца старость —бремя, для невежды — зима, для человека науки — золотая осень" (Цит. по: Семке В. Я., 1991, с. 118 и 66). Очевидно, старость может быть глупой, невежественной и мудрой, полезной для себя и близких. Конечно, характеристик стариков значительно больше. Я полагаю, что по внешнему виду, по состоянию соматического здоровья старик может быть крепкий, сильный, бодрый, живой, молодой, красивый, подвижный... Но может быть старик древний, дряхлый, ветхий, обветшалый, изношенный, недужный, слабый, глухой, слепой, немощный, беспомощный, увечный... Не счесть морально-этических, психологических и интеллектуальных качеств стариков, могущих вызвать наше уважение, наш восторг: мудрый, остроумный, коммуникабельный, добрый, веселый, жизнерадостный, величественный, спокойный, дружелюбный, благожелательный, жизнестойкий, трудолюбивый... Замечательно, если старость величественная, мудрая, красивая, трудолюбивая, если это время "золотой осени", пора "сбора урожая", "сбора камней". Из числа таких замечательных стариков я не нашел примеров самоубийства. Да и как-то нелепо, бессмысленно, глубоко несправедливо говорить об их праве на смерть. Однако аргументов в пользу права на смерть, на самоубийство стариков высказывалось предостаточно полпредами разных времен и народов. И всякий раз подчеркивалось, что речь идет о старике с негативной, мрачной, угнетающей, раздражающей характеристикой: дряхлый и злой, слабоумный и завистливый, беспомощный и тупой, немощный и жадный. Конечно, нет более печального зрелища, как вид дряхлого, немощного, тем более тяжело недужного, дебильного старика. В одной египетской легенде сам немощный старик говорит о тяготах и нецелесообразности своей жизни, так как к нему пришла дряхлая старость: "Мои глаза слепнут, в моих руках нет силы, мои ноги отказываются служить, мое сердце устало". Безрадостную картину немощной старости описал и великий Гиппократ. Пишет он, что у стариков "холодный, вялый темперамент, кровь в пожилом возрасте разбавлена, и ее становится меньше, кожа и мускулы атрофируются, и юношеская упругость тела исчезает" (Цит. по: Углов Ф., Дроздов И., 1983,с.31). Древнегреческий философ Сенека утверждает, что груз дряхлой плоти угнетает дух и лишает его подвижности и это повод прервать по собственной воле полет нашей жизни (1977). "Смерть, упреждающая одряхление, — пишет французский писатель-моралист XVII века Ж. Лабрюйер, — более своевременна, чем смерть, завершающая его" (Цит. по: Воронцов В., 1977, с. 581). Вы найдете черные краски в описании бесплотных стариков и их страстную потребность небытия у английского писателя Джонатана Свифта в его "Путешествиях Гулливера". Вспомните его рассказ о трагических судьбах бессмертных струльдбругов. Цитирую: "Когда эти струльдбруги достигают восьмидесятилетнего возраста, который здесь считается пределом человеческой жизни, они не только подвергаются всем недугам и слабостям, свойственным прочим старикам, но бывают еще подавлены страшной перспективой влачить такое существование вечно. Струльдбруги не только упрямы, сварливы, жадны, угрюмы, тщеславны, болтливы, но и неспособны также к дружбе и лишены естественных добрых чувств... Зависть и немощные желания непрестанно снедают их. При виде похорон ропщут и жалуются, что для них нет надежды достигнуть тихой пристани, в которой находят покой другие" (Цит. по: Ламонт К., 1984, с. 137—138). В конце эпохи Просвещения немецкий философ Гегель заявил все о той же "тихой пристани", в которой человек находит покой: "Все, что рождено, достойно гибели". Он видел в смерти "великий принцип жизни, а в жизни— великое начало происходящего" (Цит. по: Роменец В. А., 1989, с. 15). Недуги и удел дряхлой старости не обошли своим вниманием российские писатели, поэты, композиторы, художники. Так, Николай Васильевич Гоголь показал пример бесцельной жизни старика-развалины Плюшкина. После смерти его жены, после бегства дочери с штаб-ротмистром "мелели человеческие чувства, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине". Трагически звучат заключительные аккорды описания старости "изношенной развалины" Плюшкина. "Могила милосерднее ее, на могиле пишется: "здесь погребен человек"; но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой старости" (Цит. по: Семке В. Я., 1991, с. 120). М. Зощенко не без страха взирал на людей, "которые гаснут, дряхнут, превращаются в ужасную рухлядь". Он доказывал в споре со своим другом, что "старость есть нечто ужасное, даже ужаснейшее, нежели смерть. Это есть потеря и ослабление чувств, желаний, намерений. Что может быть хуже?" (1987,с. 432). В русской поэзии старость чаше показана в печальных, мрачных, "мертвых" тонах. Общеизвестно глубоко "осеннее" поэтическое суждение А. С. Пушкина о том, что в старческом возрасте "печален страсти мертвый след": Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвый след:
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |