Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время жатвы, золотая осень жизни




(Право стариков на жизнь, когда время собирать камни)

В старцах мудрость, И в долголетии разум. Иов Одни уходят до поры из жизни, Живут другие до волос седых. Свет остается от одних лучистый, Мрак тени остается от других Равиль Бикбаев Старость должна быть не концом жизни, а ее венцом. Андре Репонд

Наверное, и вы, уважаемый собеседник, не раз могли слышать, что золотой осенью жизни именуют "третий возраст". Понятие о "третьем возрасте" появилось давно, оно так же старо, как и мудрость человечества. Около 700 лет назад вы­дающийся персидский поэт, эрудит, философ Саади из города Шираза говорил, что человек должен жить не менее 90 лет, из которых первые 30 лет обязан посвятить учению и труду, вторые 30 лет — странствиям по свету и труду, и, наконец, в течение последних лет он должен отдавать свой опыт, свой "чекан души" людям. Замечательно, что последняя треть жизни, по Саади, является "третьим возрастом" и в современ­ном представлении. Сам же Саади, всемирной славою увен­чанный, мог быть воспетым в газелях и стихах за мудрый образ жизни. Он прожил без одного года 90 лет, из которых более 20-ти странствовал в одежде дервиша по мусульманскому ми­ру, пристально изучая жизнь, слагая газели, любовные стихи и предаваясь размышлениям в своих религиозных и философ­ских учениях (Постовит В. А., 1992).

Читая газели, любовные стихи, философские и религиоз­ные размышления Саади, невольно убеждаешься в правоте Экклесиаста, одного из выдающихся авторов Библии, что "есть время сеять — время собирать", "всему есть срок". (Ци­тирую Библию по стихотворному переложению Г. Плисецко­го).

Есть время жить – и время умирать. Всему свой срок. Всему приходит время. Есть время сеять – время собирать. Есть время несть – есть время сбросить бремя. Есть время убирать – и врачевать, Есть время разрушать – и время строить. Сшивать – и рвать. Стяжать и расточать. Хранить молчанье – слова удостоить. Всему свой срок. Терять и обретать. Есть время славословий – и проклятий. Всему свой час. Есть время обнимать – И время уклоняться от объятий. Есть время плакать – и пускаться в пляс. И побивать каменьями кумира. Есть час любви – и ненависти час. И для войны есть время и для мира.

А вот чем наполняется жизнь в "третьем возрасте", во многом зависит от человека, его воли, характера, мудрости, его морального кодекса и мн. др.

Все мы, земляне рубежа XX и XXI веков, испытываем пронзитель­ное чувство причастности в ближайшем или отдаленном будущем к третьему возрасту, золотой осени, периоду сбора кам­ней, к поре, как хочется надеяться, чистой и высокой духов­ности и светлой морали, — когда человек, по Саади, должен щедро дарить "чекан души" и опыт жизни людям. Как же нам готовиться к этой поре, как жить тем, кто вступает или уже вступил в эту многотрудную и удивительную пору? Ответ я нахожу в опыте жизни мудрых людей разных эпох и народов. Не зря проблему старости именовали и именуют вечной, зло­бодневной, глобальной! Для дискуссии я предлагаю широко известные мысли Л. А. Сенеки и В. Гюго. "Что ж, встретим старость с распростертыми объятьями: ведь она полна наслаждений, если знать, как ею пользоваться", — призывает мудрый Л. А. Сенека (1977, с.21). "Когда веселость примешивается к морщинам, она очаровательна", — утверж­дает В. Гюго (Цит. по: Воронцов В., 1977, с. 576). Мораль размышлений Сенеки и Гюго, я думаю, ясна как исповедь: следует нам овладевать искусством радостной жизни в "треть­ем возрасте", важными компонентами которого должно быть умение мудро и полно наслаждаться ею. Конечно, для начала нужно знать психологию, физиологию лиц "третьего возра­ста". Так, многие исследователи подчеркивают "образцово-показательные" таланты пожилого возраста — это умение преодолевать сложные душевные конфликты, пользоваться покоем и умиротворением. В эту пору жизни "страсти охлаж­даются, ярость и гнев обузданы, спокойствие и бескорыстие придают высказываемым советам огромную нравственную си­лу, которая притягивает к себе молодых. Практическая сме­калка неграмотного старика, накопленный им опыт жизни возвышают его над окружающими" (Семке В. Я. 1991, с. 70), ибо даже:

У неграмотного деда Самый выгодный диплом, Именуемый душою, Человеческим теплом. Г.Вихров

Я убежден, что и вам, дорогой собеседник, больше импони­рует нравственно и физически красивая старость. Все мы с вами испытываем душевное тепло, восторг, искреннее уваже­ние к пожилому человеку, тем более старику, свободному от нытья, лени, зла, от суетливых жестов, хаотической бессмыс­ленной беготни, нелепой резвости. Кстати, о излишней резвости и бессмысленной суете стариков имеются яркие критиче­ские мысли, разумные, добрые, вечные. "Резвость, увеличи­вающаяся к старости, недалека от глупости", — полагает французский писатель XVII века Ф. Ларошфуко. "Бездейст­вие и бессмысленная суетня действуют на человека самым опошляющим образом", — предупреждал русский публицист и литературный критик XIX века Д. И. Писарев (Цит. по: Воронцов В. 1977,с. 575 и 494).

Когда я вижу бессмысленно суетящихся, безмерно резвых стариков, мне хочется им порекомендовать: читайте Екклеси­аста — одну из самых мудрых частей Ветхого Завета, написан­ную около 30 веков назад Соломоном, мудрым царем объеди­ненного Израильско-Иудейского царства, автором книг "Песнь песней", "Притчи Соломона", "Премудрости Соломо­на". Фрагмент этой главы Библии я цитирую в поэтическом переводе П. Плисецкого (1990):

Сказал Екклесиаст: все – суета сует! Все временно, все смертно в человеке… Все чередой прошло передо мной – Блеск, нищета, величие, разруха… И вот вам вывод мудрости земной: Все – суета сует, томленье духа!.. Земле и Богу человек отдаст И плоть, и душу временные эти. Все суета сует – сказал Екклесиаст, - Все суета сует на этом свете!

Я полагаю, в Екклесиасте речь идет о суете с бессмыслен­ным или легкомысленным зарядом, о делах бесплодных, эфе­мерных. А восприниматься должно, как предупреждение, как напоминание нам особенно в старости, о краткости земной жизни, о важности духовной, созидающей стороны человече­ского бытия. В правильности этой мысли опять же убеждает Библия, ее следующие строки в переложении Г. Плисецкого:

Прекрасным создал этот мир Господь. Дал разум людям, но понятья не дал, Чтоб человек, свою земную плоть Преодолев, Его дела изведал. И понял я, хоть это и старо, Что лучшего придумать мы не можем: Трудиться. Есть и пить. Творить добро. Я это называю Даром Божьим.

Кстати, этот "Дар Божий" — труд, добро созидающий, — один из факторов нашего долголетия, ибо, как утверждал Кристоф Гуфеланд, ни один ленивец не достиг глубокой старости; все, достигшие ее, вели очень деятельный образ жизни (Цит. по: Богомолец А.А., 1938).

Действительно, и в старости человек должен пользоваться уникальным "Даром Божьим" — мудро трудиться, творить добро. Когда я вижу стариков, ведущих деятельный образ жиз­ни, мне становится по-настоящему радостно, светло, — я при­касаюсь душой к человеку высокой физической и духовной культуры.

Уместно, на мой взгляд, осмыслить интересные размышле­ния Сенеки о том, что нам от природы свойственна любовь к собственному телу, что мы должны беречь его, что можно его и холить, но нельзя рабски ему служить. "Нет запрета о нем заботиться, но когда потребует разум, достоинство, верность, — надо ввергнуть его в огонь" (1977, с. 25).

В унисон суждению Сенеки о том, что не нужно в старости "рабски" служить собственному телу и во имя полноценной, создающей, добро творящей жизни необходимо приложить "немало сил", звучат слова замечательного российского поэта Константина Ваншенкина:

Не то чтоб время подкосило Или случайно загрустил, Но легкость прежняя и сила Уже немалых стоят сил…

В итоге затрат "немалых" физических и духовных сил, мудрого и волевого проявления "любви к собственному телу" и духовному "достоинству" старость может быть эстетичной и этичной. О такой старости хорошо сказал русский писатель и публицист А. И. Герцен: "Старость имеет свою красоту, раз­ливающую не страсть, не порывы, но умиряющую, успокаи­вающую" (Цит. по: Воронцов В., 1977, с. 576).

Не менее яркую, чем А. И. Герцен, но более лирическую, поэтическую картину красивой физической и духовной старо­сти "нарисовал" замечательный поэт, наш современник Сер­гей Островой.

Зима нашей старости Тоже прекрасна. Мост не сорвет. И река не опасна. И в этом покое, И в этой неспешности Какое-то таинство Высшей безгрешности. Какая-то прочность Чего-то прямого, Когда и не хочется В жизни другого. Нет ложных движений. И нет торопливости. И все горячей Огонек справедливости. И чувство достоинства, Чувство терпимости Становятся знаками Необходимости…

В этом плане весьма интересна метаморфоза физического, психологического и интеллектуального статуса всем извест­ного народного артиста СССР, писателя, талантливого искусствоведа И. Андронникова (1908—1990). При общении с ним «ни одна минута не бывает пустой: или вы что-то узнаете для себя новое, или наслаждаетесь умом и действительно подлин­ным артистизмом ведущего, или просто с удовольствием смот­рите на него — еще пятнадцать – двадцать лет назад с проседью, теперь уже белого, как лунь; тогда — живого, подвижного, с броской жестикуляцией, свободно расхаживающего перед те­лекамерой, теперь чаще всего в покойном кресле за столиком, иногда лишь движением рук, пальцев долепляющего образ, что-то выразительно добавляющего к мысли; в давнюю пору — с ослепительной, какой-то взрывной, чисто андронниковской улыбкой, не без хохотка, а то и раскатистого смеха, не присоединиться к которому бывало невозможно, а ныне — иногда грустного, прежняя улыбка прячется в уголках губ, но вдруг как вспыхнет!" (Кондратович А., 1983).

Внешняя и внутренняя культура, раннее или позднее на­ступление старости определяются многими психологически­ми, интеллектуальными, морально-этическими, социальны­ми и прочими факторами. Так, Ф. Углов и И. Дроздов утвер­ждают, что преждевременно старят человека некоторые особенности характера. Так, по наблюдениям ученых, раньше времени старятся люди со злым, недружелюбным характером, в особенности же те, кто занят неправедными делами: совер­шает зло, преступления; в то же время люди добрые, откры­тые, творящие добро и своим близким и обществу, значитель­но дольше сохраняют молодость и энергию (1983).

Учитывая сказанное, позвольте напомнить вам, что харак­тер — это совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его пове­дении. Конечно, не может порадовать нас старик с дурным, скверным, тяжелым, отвратительным, несносным, трудным, сложным, суровым, крутым, слабым, вздорным, мститель­ным, агрессивным, мрачным, склочным, конфликтным... ха­рактером. Думаю, эти старики обезображивают и сокращают жизнь не только себе, но и окружающим.

И какое наслаждение мы испытываем при общении с пожи­лым человеком, наделенным характером жизнерадостным, доброжелательным, энергичным, волевым, общительным, дружелюбным, спокойным, покладистым, мирным, откры­тым, в общем... счастливым характером.

Замечательный психотерапевт и публицист В.Леви пишет, что люди со счастливым характером — солнечные натуры. Обычно, если не красавцы, то симпатично и ладно сложенные. Вокруг них всегда светло, свободно дышится и легко получа­ется то, что не выходит ни с кем. Приносят удачу. Для них характерны уравновешенность, доброжелательность, чувство юмора. В труднейших положениях сохраняют жизнерадост­ность и какую-то детскую веру в чудо. В. Леви уверен, что без людей с таким даром, талантом, человечество никогда бы не выбралось из пещер — да что там, просто не выжило бы.

И далее он указывает на 7 главных свойств счастливых людей: I. Не задаются вопросом, счастливы или нет; просто живут; 2. Знают, чего хотят; 3. Не умеют скучать; 4. Внутрен­не свободны; 5. Не обвиняют ни других, ни себя; 6. Умеют любить; 7. Умеют быть благодарными (1984).

На психический и соматический статус старости не может не влиять интеллект, мудрость человека "третьего возраста", как и разум всех предшествующих этапов его жизни.

Профессор В. А. Постовит говорит, что у человека бывает три молодости, никогда не совпадающие во времени: моло­дость тела, молодость сердца и молодость разума. Последняя молодость наступает позже других (1992). Я думаю, суждение это не абсолютно. Так, что касается разума, то он должен совпадать со всеми тремя фазами жизни человека и влиять на сохранность нашей плоти и души. Я согласен с Ф. Угловым и И. Дроздовым, которые обращают внимание на тот факт, что чем выше интеллект, тем больше старый человек сохраняет черты, характерные для молодости (1983). Весьма примеча­тельно суждение Г. Фриндеталя: "Самые умные живут всего долее" (Цит. по: Чирков Ю. С., 1988,

с. 123). Однако они не только живут "всего долее", но и творят больше среднестати­стического землянина "третьего возраста", да и показатели их главных систем жизнеобеспечения свидетельствуют о при­личном тонусе разума, сердца, тела.

Вот как выглядит средняя сохранность жизненных функ­ций лиц в возрасте 65—69 лет по сравнению с нормой, по П. Бейлину (1980):

передача возбуждения по нервам — 90%:

реакция на световые сигналы – 75%;

реакции на звуковые сигналы — 75%:

речь и выражение мысли — 90%,;

функция сердца – 70%;

скорость кровотока – 82%;

основной обмен — 83%;

мышечная сила рук — 84% и т.д.

Надо полагать, что у "молодых", "сохранных", умных ста­риков эти показатели выше, оптимальнее, чем у среднестати­стических и тем более у рано состарившихся, дряхлых. Тибет­ская медицина утверждает, что у человека, здорового телом, сердцем, разумом, "все ткани, все чувства, вид, энергия и сила совершенствуются до семидесятилетнего возраста, и этот воз­раст считается зрелым возрастом. С 70-летнего возраста начи­нается возраст старческий" (Бадмаев П., 1991, с.101).

Духовные и физические потенции мудрых и волевых ста­риков, конечно же, хорошо известны писателям и поэтам.

Французский поэт П. Корнель (1606—1664) на примере своего героя Алкандра показал, что "столетний старец" может обладать силой "в движениях" и может "чудеса творить", "хотя теченье лет оставило на нем свой беспощадный след" (1984).

Наш современный замечательный поэт и мудрый "акса­кал" А. Шогенцуков (1974) замечает, что осень жизни стари­ков счастливого характера, мудрых, волевых, радостна, что для них это пора "созиданья", счастливого труда, "зрелости", "плодородия":

Осень – это не прощанье, Листопад – не время слез, Если счастье созиданья Ты испытывал всерьез. Осень – это зрелость года, Если ты бывал везде Не нахлебником природы, А напарником в труде…

 

Не могу не разделить негативной оценки стариков, которые стремятся "в покое отсидеться", и не могу не восхищаться теми, кто "слишком стар", но "стремится высоко летать" и не хочет "угомониться".

Он слишком стар… Зачем стремиться Так высоко летать, когда Пора уже угомониться В его преклонные года – Не покидать деревьев кроны, Давно обжитую скалу… - Судачат старые вороны, Меж тем завидуя орлу. Но от судьбы куда нам деться? Так было, есть и будет впредь: Одним - в покое отсидеться, Другим – в полете умереть. Г. Кагермазов

Я бы мог цитировать еще десяток хвалебных од, посвящен­ных замечательным старикам. Однако не буду злоупотреблять вашим терпением, тем более речь в них идет, как правило, о литературных героях, об абстрактных лицах. Вместе с тем в жизни реальных замечательных стариков вы найдете набор тех физических, соматических, психологических, морально-этических качеств, которые подметили цитируемые поэты разных времен и народов (П. Корнель, А. Шогенцуков, Г. Кагермазов).

Так, наполнены серьезными раздумьями, а не только восторгом и любовью, отзывы о звезде мирового экрана Любови Орловой (1902—1975). Даже в почтенном возрасте она была "прямая, точно струнка, задорная и обаятельная, энергичная и жизнерадостная" (Жукова Р., 1963, с. 147).

Не счесть стариков, мудрых, волевых, одухотворенных, которые в возрасте 80—100 и более лет сохранили творческую работоспособность, жизнелюбие, ясность ума. Так, в 102 года Е. Корзун настраивал музыкальные инструменты в Ленинг­радской консерватории. Антон ван Левенгуг прожил 91 год и до последнего дня работал с микроскопом, не потеряв ни ост­роты зрения, ни остроты восприятия, ни жажды познания.

Не может оставить нас равнодушными и знакомство с жиз­нью других полпредов большой когорты замечательных лю­дей, которые и в возрасте 80—100 лет "творили чудеса" и "сами стали чудом", "стремились высоко летать" и боялись "угомониться". Это великие старики — ровесники века: Иван Семенович Козловский (1900), Анастасия Ивановна Цветаева (1894), Наталья Ильинична Сац (1903), Елена Николаевна Гоголева (1900), Евгении Иосифович Габрилович (1899). Со­временники Шаляпина и Александра Блока, ровесники Веры Холодной и Бориса Пастернака... Они ушли из жизни в 1993 г.

Продолжали "творить чудеса" в столь зрелые годы худож­ники с мировым именем Ф. X. Гойя (Испания), И. К. Айвазов­ский (Россия), П. Пикассо (Италия, Франция, Испания), И. Е. Репин (Россия), В. Тициан (Италия); скульпторы Б. Микеланджело (Италия), С. Т. Коненков (Россия); писатели, дра­матурги Софокл (Древняя Греция), Л. Н. Толстой (Россия), Б. Шоу (Англия), Андерсен-Нексс (Дания), В. Гюго (Фран­ция); писатели, философы Вольтер (Франция), Пифагор (Древняя Греция); ученые России Н. Ф. Гамалея, В. И. Вер­надский, А. Н. Бах, К. И. Скрябин, И. П. Павлов, А. Н. Тупо­лев; ученые зарубежья Эдисон, Ньютон и многие другие.

Огромный уникальный вклад в науку, литературу, искус­ство внесли на склоне своих лет и другие великие старики. Этот факт побудил меня в стародавние времена написать сле­дующее стихотворение:

Перейдя рубеж восьмидесяти лет, Верди создал оперу «Фальстаф», А великий Гете, «лирик-дед», Дописал страницы «Фауста». В «третьем возрасте» Виктор Гюго По-прежнему мир прозой восхищал, Но удивил всех более всего, Когда он цикл поэм создал. Джамбул – акын, как юноша поэт, В своих дерзаньях был неистов, И в девяносто восемь лет О «пенсии» еще не мыслил. Драматург Бернард Шоу В девяносто с лишним лет Сотворил такой «Шекс…» - шоу, Что стал престижным как поэт. Трудился более полвека Гиппократ, Полвека философствовал Сократ. И «потому из глубины веков Дошли они в компании богов». Возраст семь десятков, да и восемь – Время жатвы, золотая осень.

Герои моего опуса, конечно, далекого от совершенства, мне известны делами своими, как говорят, по данным литературы. Однако я лично знаком с прекрасными образцами творческой жизни наших коллег, пребывающих в возрасте 75—95лет (Ф. Г. Углов, Б.В. Петровский, Н. Н. Петров, Н. Н. Блохин, Е. Н. Мешалкин, Н. М. Амосов, В. Ф. Гливенко. В. С. Маят и др.).

Я испытывал и испытываю душевное тепло, восторг, иск­реннее уважение, глубочайшую благодарность к моему учи­телю и другу профессору Юрию Моисеевичу Лубенскому. По­лагаю, что те же добрые чувства испытывают 10 докторов и 40 кандидатов меднаук, около 20 тысяч врачей, взращенных им любовно, тысячи больных, излеченных им не менее любовно. Ему я посвятил свой скромный поэтический опус в день его 70-летия, в пору его высокой и чистой духовности, расцвета физической красоты.

Совсем недавно было Вам лишь тридцать. И, кажется, вчера лишь пятьдесят, А сердце продолжает биться, Как билось двадцать лет назад: На ЭКГ вольтаж нормальный, Ось сердца влево смещена, И проба Генча (тест принципиальный) – В пределах нормы и она. Вы энергичны так же, как и прежде, И habitus Ваш радует сердца, Вы современны в мыслях и в одежде, И не теряете Вы своего лица. Я Вам желаю: сердце чтобы не болело, А билось, как и раньше, четко и ритмично, Осталось бы таким же щедрым, мудрым, смелым И для него crux medicorum – ношею привычной, Чтоб ЦНС не знала гипоксии, Рождала бы идеи каждый час, А мы их понесем по всей России. На это Вы благословите нас!

Как видно из сказанного выше, старость должна иметь пра­во на жизнь, она может адаптироваться к жизни деятельной, плодотворной, с определенным набором радостей, наслажде­ний, с живой искрой в душе, с остротой ума и чувства. Джордж Бернард Шоу (1856—1950), замечательный английский писа­тель, большой жизнелюб, солнечный долгожитель, в беседе о старости подчеркнул: "Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Ста­рым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав ее. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость — стихия страстей и эмоций, то старость — стихия мысли, творчества, разума" (Цит. по: Семке В.Л., 1991,с.70).

Да, старость, — это не только опыт и знание, это — умение использовать свои душевные, да и физические ресурсы на пользу и радость себе, родным и близким, любить и быть любимым. На "стариковскую" проблему "любить и быть лю­бимым" позвольте обратить особое внимание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.