КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Время жатвы, золотая осень жизни
(Право стариков на жизнь, когда время собирать камни)
Наверное, и вы, уважаемый собеседник, не раз могли слышать, что золотой осенью жизни именуют "третий возраст". Понятие о "третьем возрасте" появилось давно, оно так же старо, как и мудрость человечества. Около 700 лет назад выдающийся персидский поэт, эрудит, философ Саади из города Шираза говорил, что человек должен жить не менее 90 лет, из которых первые 30 лет обязан посвятить учению и труду, вторые 30 лет — странствиям по свету и труду, и, наконец, в течение последних лет он должен отдавать свой опыт, свой "чекан души" людям. Замечательно, что последняя треть жизни, по Саади, является "третьим возрастом" и в современном представлении. Сам же Саади, всемирной славою увенчанный, мог быть воспетым в газелях и стихах за мудрый образ жизни. Он прожил без одного года 90 лет, из которых более 20-ти странствовал в одежде дервиша по мусульманскому миру, пристально изучая жизнь, слагая газели, любовные стихи и предаваясь размышлениям в своих религиозных и философских учениях (Постовит В. А., 1992). Читая газели, любовные стихи, философские и религиозные размышления Саади, невольно убеждаешься в правоте Экклесиаста, одного из выдающихся авторов Библии, что "есть время сеять — время собирать", "всему есть срок". (Цитирую Библию по стихотворному переложению Г. Плисецкого).
А вот чем наполняется жизнь в "третьем возрасте", во многом зависит от человека, его воли, характера, мудрости, его морального кодекса и мн. др. Все мы, земляне рубежа XX и XXI веков, испытываем пронзительное чувство причастности в ближайшем или отдаленном будущем к третьему возрасту, золотой осени, периоду сбора камней, к поре, как хочется надеяться, чистой и высокой духовности и светлой морали, — когда человек, по Саади, должен щедро дарить "чекан души" и опыт жизни людям. Как же нам готовиться к этой поре, как жить тем, кто вступает или уже вступил в эту многотрудную и удивительную пору? Ответ я нахожу в опыте жизни мудрых людей разных эпох и народов. Не зря проблему старости именовали и именуют вечной, злободневной, глобальной! Для дискуссии я предлагаю широко известные мысли Л. А. Сенеки и В. Гюго. "Что ж, встретим старость с распростертыми объятьями: ведь она полна наслаждений, если знать, как ею пользоваться", — призывает мудрый Л. А. Сенека (1977, с.21). "Когда веселость примешивается к морщинам, она очаровательна", — утверждает В. Гюго (Цит. по: Воронцов В., 1977, с. 576). Мораль размышлений Сенеки и Гюго, я думаю, ясна как исповедь: следует нам овладевать искусством радостной жизни в "третьем возрасте", важными компонентами которого должно быть умение мудро и полно наслаждаться ею. Конечно, для начала нужно знать психологию, физиологию лиц "третьего возраста". Так, многие исследователи подчеркивают "образцово-показательные" таланты пожилого возраста — это умение преодолевать сложные душевные конфликты, пользоваться покоем и умиротворением. В эту пору жизни "страсти охлаждаются, ярость и гнев обузданы, спокойствие и бескорыстие придают высказываемым советам огромную нравственную силу, которая притягивает к себе молодых. Практическая смекалка неграмотного старика, накопленный им опыт жизни возвышают его над окружающими" (Семке В. Я. 1991, с. 70), ибо даже:
Я убежден, что и вам, дорогой собеседник, больше импонирует нравственно и физически красивая старость. Все мы с вами испытываем душевное тепло, восторг, искреннее уважение к пожилому человеку, тем более старику, свободному от нытья, лени, зла, от суетливых жестов, хаотической бессмысленной беготни, нелепой резвости. Кстати, о излишней резвости и бессмысленной суете стариков имеются яркие критические мысли, разумные, добрые, вечные. "Резвость, увеличивающаяся к старости, недалека от глупости", — полагает французский писатель XVII века Ф. Ларошфуко. "Бездействие и бессмысленная суетня действуют на человека самым опошляющим образом", — предупреждал русский публицист и литературный критик XIX века Д. И. Писарев (Цит. по: Воронцов В. 1977,с. 575 и 494). Когда я вижу бессмысленно суетящихся, безмерно резвых стариков, мне хочется им порекомендовать: читайте Екклесиаста — одну из самых мудрых частей Ветхого Завета, написанную около 30 веков назад Соломоном, мудрым царем объединенного Израильско-Иудейского царства, автором книг "Песнь песней", "Притчи Соломона", "Премудрости Соломона". Фрагмент этой главы Библии я цитирую в поэтическом переводе П. Плисецкого (1990):
Я полагаю, в Екклесиасте речь идет о суете с бессмысленным или легкомысленным зарядом, о делах бесплодных, эфемерных. А восприниматься должно, как предупреждение, как напоминание нам особенно в старости, о краткости земной жизни, о важности духовной, созидающей стороны человеческого бытия. В правильности этой мысли опять же убеждает Библия, ее следующие строки в переложении Г. Плисецкого:
Кстати, этот "Дар Божий" — труд, добро созидающий, — один из факторов нашего долголетия, ибо, как утверждал Кристоф Гуфеланд, ни один ленивец не достиг глубокой старости; все, достигшие ее, вели очень деятельный образ жизни (Цит. по: Богомолец А.А., 1938). Действительно, и в старости человек должен пользоваться уникальным "Даром Божьим" — мудро трудиться, творить добро. Когда я вижу стариков, ведущих деятельный образ жизни, мне становится по-настоящему радостно, светло, — я прикасаюсь душой к человеку высокой физической и духовной культуры. Уместно, на мой взгляд, осмыслить интересные размышления Сенеки о том, что нам от природы свойственна любовь к собственному телу, что мы должны беречь его, что можно его и холить, но нельзя рабски ему служить. "Нет запрета о нем заботиться, но когда потребует разум, достоинство, верность, — надо ввергнуть его в огонь" (1977, с. 25). В унисон суждению Сенеки о том, что не нужно в старости "рабски" служить собственному телу и во имя полноценной, создающей, добро творящей жизни необходимо приложить "немало сил", звучат слова замечательного российского поэта Константина Ваншенкина:
В итоге затрат "немалых" физических и духовных сил, мудрого и волевого проявления "любви к собственному телу" и духовному "достоинству" старость может быть эстетичной и этичной. О такой старости хорошо сказал русский писатель и публицист А. И. Герцен: "Старость имеет свою красоту, разливающую не страсть, не порывы, но умиряющую, успокаивающую" (Цит. по: Воронцов В., 1977, с. 576). Не менее яркую, чем А. И. Герцен, но более лирическую, поэтическую картину красивой физической и духовной старости "нарисовал" замечательный поэт, наш современник Сергей Островой.
В этом плане весьма интересна метаморфоза физического, психологического и интеллектуального статуса всем известного народного артиста СССР, писателя, талантливого искусствоведа И. Андронникова (1908—1990). При общении с ним «ни одна минута не бывает пустой: или вы что-то узнаете для себя новое, или наслаждаетесь умом и действительно подлинным артистизмом ведущего, или просто с удовольствием смотрите на него — еще пятнадцать – двадцать лет назад с проседью, теперь уже белого, как лунь; тогда — живого, подвижного, с броской жестикуляцией, свободно расхаживающего перед телекамерой, теперь чаще всего в покойном кресле за столиком, иногда лишь движением рук, пальцев долепляющего образ, что-то выразительно добавляющего к мысли; в давнюю пору — с ослепительной, какой-то взрывной, чисто андронниковской улыбкой, не без хохотка, а то и раскатистого смеха, не присоединиться к которому бывало невозможно, а ныне — иногда грустного, прежняя улыбка прячется в уголках губ, но вдруг как вспыхнет!" (Кондратович А., 1983). Внешняя и внутренняя культура, раннее или позднее наступление старости определяются многими психологическими, интеллектуальными, морально-этическими, социальными и прочими факторами. Так, Ф. Углов и И. Дроздов утверждают, что преждевременно старят человека некоторые особенности характера. Так, по наблюдениям ученых, раньше времени старятся люди со злым, недружелюбным характером, в особенности же те, кто занят неправедными делами: совершает зло, преступления; в то же время люди добрые, открытые, творящие добро и своим близким и обществу, значительно дольше сохраняют молодость и энергию (1983). Учитывая сказанное, позвольте напомнить вам, что характер — это совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его поведении. Конечно, не может порадовать нас старик с дурным, скверным, тяжелым, отвратительным, несносным, трудным, сложным, суровым, крутым, слабым, вздорным, мстительным, агрессивным, мрачным, склочным, конфликтным... характером. Думаю, эти старики обезображивают и сокращают жизнь не только себе, но и окружающим. И какое наслаждение мы испытываем при общении с пожилым человеком, наделенным характером жизнерадостным, доброжелательным, энергичным, волевым, общительным, дружелюбным, спокойным, покладистым, мирным, открытым, в общем... счастливым характером. Замечательный психотерапевт и публицист В.Леви пишет, что люди со счастливым характером — солнечные натуры. Обычно, если не красавцы, то симпатично и ладно сложенные. Вокруг них всегда светло, свободно дышится и легко получается то, что не выходит ни с кем. Приносят удачу. Для них характерны уравновешенность, доброжелательность, чувство юмора. В труднейших положениях сохраняют жизнерадостность и какую-то детскую веру в чудо. В. Леви уверен, что без людей с таким даром, талантом, человечество никогда бы не выбралось из пещер — да что там, просто не выжило бы. И далее он указывает на 7 главных свойств счастливых людей: I. Не задаются вопросом, счастливы или нет; просто живут; 2. Знают, чего хотят; 3. Не умеют скучать; 4. Внутренне свободны; 5. Не обвиняют ни других, ни себя; 6. Умеют любить; 7. Умеют быть благодарными (1984). На психический и соматический статус старости не может не влиять интеллект, мудрость человека "третьего возраста", как и разум всех предшествующих этапов его жизни. Профессор В. А. Постовит говорит, что у человека бывает три молодости, никогда не совпадающие во времени: молодость тела, молодость сердца и молодость разума. Последняя молодость наступает позже других (1992). Я думаю, суждение это не абсолютно. Так, что касается разума, то он должен совпадать со всеми тремя фазами жизни человека и влиять на сохранность нашей плоти и души. Я согласен с Ф. Угловым и И. Дроздовым, которые обращают внимание на тот факт, что чем выше интеллект, тем больше старый человек сохраняет черты, характерные для молодости (1983). Весьма примечательно суждение Г. Фриндеталя: "Самые умные живут всего долее" (Цит. по: Чирков Ю. С., 1988, с. 123). Однако они не только живут "всего долее", но и творят больше среднестатистического землянина "третьего возраста", да и показатели их главных систем жизнеобеспечения свидетельствуют о приличном тонусе разума, сердца, тела. Вот как выглядит средняя сохранность жизненных функций лиц в возрасте 65—69 лет по сравнению с нормой, по П. Бейлину (1980): передача возбуждения по нервам — 90%: реакция на световые сигналы – 75%; реакции на звуковые сигналы — 75%: речь и выражение мысли — 90%,; функция сердца – 70%; скорость кровотока – 82%; основной обмен — 83%; мышечная сила рук — 84% и т.д. Надо полагать, что у "молодых", "сохранных", умных стариков эти показатели выше, оптимальнее, чем у среднестатистических и тем более у рано состарившихся, дряхлых. Тибетская медицина утверждает, что у человека, здорового телом, сердцем, разумом, "все ткани, все чувства, вид, энергия и сила совершенствуются до семидесятилетнего возраста, и этот возраст считается зрелым возрастом. С 70-летнего возраста начинается возраст старческий" (Бадмаев П., 1991, с.101). Духовные и физические потенции мудрых и волевых стариков, конечно же, хорошо известны писателям и поэтам. Французский поэт П. Корнель (1606—1664) на примере своего героя Алкандра показал, что "столетний старец" может обладать силой "в движениях" и может "чудеса творить", "хотя теченье лет оставило на нем свой беспощадный след" (1984). Наш современный замечательный поэт и мудрый "аксакал" А. Шогенцуков (1974) замечает, что осень жизни стариков счастливого характера, мудрых, волевых, радостна, что для них это пора "созиданья", счастливого труда, "зрелости", "плодородия":
Не могу не разделить негативной оценки стариков, которые стремятся "в покое отсидеться", и не могу не восхищаться теми, кто "слишком стар", но "стремится высоко летать" и не хочет "угомониться".
Я бы мог цитировать еще десяток хвалебных од, посвященных замечательным старикам. Однако не буду злоупотреблять вашим терпением, тем более речь в них идет, как правило, о литературных героях, об абстрактных лицах. Вместе с тем в жизни реальных замечательных стариков вы найдете набор тех физических, соматических, психологических, морально-этических качеств, которые подметили цитируемые поэты разных времен и народов (П. Корнель, А. Шогенцуков, Г. Кагермазов). Так, наполнены серьезными раздумьями, а не только восторгом и любовью, отзывы о звезде мирового экрана Любови Орловой (1902—1975). Даже в почтенном возрасте она была "прямая, точно струнка, задорная и обаятельная, энергичная и жизнерадостная" (Жукова Р., 1963, с. 147). Не счесть стариков, мудрых, волевых, одухотворенных, которые в возрасте 80—100 и более лет сохранили творческую работоспособность, жизнелюбие, ясность ума. Так, в 102 года Е. Корзун настраивал музыкальные инструменты в Ленинградской консерватории. Антон ван Левенгуг прожил 91 год и до последнего дня работал с микроскопом, не потеряв ни остроты зрения, ни остроты восприятия, ни жажды познания. Не может оставить нас равнодушными и знакомство с жизнью других полпредов большой когорты замечательных людей, которые и в возрасте 80—100 лет "творили чудеса" и "сами стали чудом", "стремились высоко летать" и боялись "угомониться". Это великие старики — ровесники века: Иван Семенович Козловский (1900), Анастасия Ивановна Цветаева (1894), Наталья Ильинична Сац (1903), Елена Николаевна Гоголева (1900), Евгении Иосифович Габрилович (1899). Современники Шаляпина и Александра Блока, ровесники Веры Холодной и Бориса Пастернака... Они ушли из жизни в 1993 г. Продолжали "творить чудеса" в столь зрелые годы художники с мировым именем Ф. X. Гойя (Испания), И. К. Айвазовский (Россия), П. Пикассо (Италия, Франция, Испания), И. Е. Репин (Россия), В. Тициан (Италия); скульпторы Б. Микеланджело (Италия), С. Т. Коненков (Россия); писатели, драматурги Софокл (Древняя Греция), Л. Н. Толстой (Россия), Б. Шоу (Англия), Андерсен-Нексс (Дания), В. Гюго (Франция); писатели, философы Вольтер (Франция), Пифагор (Древняя Греция); ученые России Н. Ф. Гамалея, В. И. Вернадский, А. Н. Бах, К. И. Скрябин, И. П. Павлов, А. Н. Туполев; ученые зарубежья Эдисон, Ньютон и многие другие. Огромный уникальный вклад в науку, литературу, искусство внесли на склоне своих лет и другие великие старики. Этот факт побудил меня в стародавние времена написать следующее стихотворение:
Герои моего опуса, конечно, далекого от совершенства, мне известны делами своими, как говорят, по данным литературы. Однако я лично знаком с прекрасными образцами творческой жизни наших коллег, пребывающих в возрасте 75—95лет (Ф. Г. Углов, Б.В. Петровский, Н. Н. Петров, Н. Н. Блохин, Е. Н. Мешалкин, Н. М. Амосов, В. Ф. Гливенко. В. С. Маят и др.). Я испытывал и испытываю душевное тепло, восторг, искреннее уважение, глубочайшую благодарность к моему учителю и другу профессору Юрию Моисеевичу Лубенскому. Полагаю, что те же добрые чувства испытывают 10 докторов и 40 кандидатов меднаук, около 20 тысяч врачей, взращенных им любовно, тысячи больных, излеченных им не менее любовно. Ему я посвятил свой скромный поэтический опус в день его 70-летия, в пору его высокой и чистой духовности, расцвета физической красоты.
Как видно из сказанного выше, старость должна иметь право на жизнь, она может адаптироваться к жизни деятельной, плодотворной, с определенным набором радостей, наслаждений, с живой искрой в душе, с остротой ума и чувства. Джордж Бернард Шоу (1856—1950), замечательный английский писатель, большой жизнелюб, солнечный долгожитель, в беседе о старости подчеркнул: "Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав ее. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость — стихия страстей и эмоций, то старость — стихия мысли, творчества, разума" (Цит. по: Семке В.Л., 1991,с.70). Да, старость, — это не только опыт и знание, это — умение использовать свои душевные, да и физические ресурсы на пользу и радость себе, родным и близким, любить и быть любимым. На "стариковскую" проблему "любить и быть любимым" позвольте обратить особое внимание.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |