Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО «Профобразование», 2001. – 656 с. 31 страница




5) Завершающей стадией землеустроительного процесса является оформление и выдача землеустроительных материалов и документов.

 

6) В реализации проекта землеустройства значительная помощь может быть оказана его составителями. Поэтому новое земельное законодательство допускает авторский надзор за выполнением проекта землеустройства землепользователями.

 

4. Производство по разрешению земельных споров.

 

При рассмотрении вопроса о производстве по разрешению земельных споров следует особо подчеркнуть, что осуществление процесса демократизации общества и переход к рыночной экономике характеризуется ориентацией проводимых земельных реформ на обеспечение прав человека.

 

Центр тяжести в соответствующем законодательстве в значительной мере переносится на новый статус личности в земельных отношениях. В данном аспекте можно говорить о гуманизации земельного законодательства.

 

Достаточно сравнить ЗК РСФСР 1970 г. с действующим Земельным кодексом, чтобы убедиться в значительно большей защите земельных прав граждан. Эти права в гораздо большей степени обеспечиваются судебной защитой и рассмотрением некоторых земельных дел в арбитражном суде. Если в ЗК 1970 г. только одна ст. 134 была посвящена разрешению споров между совладельцами индивидуальных жилых строений о порядке пользования общим земельным участком, то в ЗК значи тельно большее число статей, о чем уже говорилось выше.*

 

*Подробнее по этому вопросу см. гл. 9 «Порядок разрешения земельных споров».

 

Земельные споры порою очень трудно отличить от гражданских споров, объектом которых является имущество. Согласно ГК РФ земля стала недвижимостью и, как любое имущество, активно участвует в гражданском обороте. В зависимости от вида земельного спора, где речь идет о земле как объекте права собственности или когда спор касается порядка пользования земельным участком, применяются как гражданско-процессуальные, так и земельно-процессуальные нормы.

 

Важной отличительной особенностью гражданских споров является то, что они разрешаются только судами (или в арбитраже), в то время как некоторые земельные споры могут быть разрешены в административном порядке.

 

5. Производство по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель.

 

В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г.,* этот контроль осуществляется органами местного самоуправления и администрациями, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством.

 

*САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 78 (в ред. от 12 марта 1996 г. № 27).

 

Этими органами являются: Государственный комитет РФ по земельной политике и его органы на местах. Государственный комитет по охране окружающей среды РФ и его органы на местах, органы санитарно-эпидемиологического надзора при Министерстве здравоохранения РФ, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.

 

Указанные специально уполномоченные органы в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушение земельного законодательства. Подробно об этом сказано в указанном Положении.

 

Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми землепользователями требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

 

Специально уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией;

 

организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель;

 

принимают меры по устранению нарушений земельного законодательства;

 

вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции;

 

информируют население о состоянии земельного фонда и принимаемых мерах по охране земель;

 

участвуют в работе комиссий по приемке мелиоративных, рекультивируемых и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Понятие государственного регулирования земельных отношений.

 

2. Органы государственного регулирования земельных отношений.

 

3. Функции государственного регулирования земельных отношений.

 

 

ГЛАВА 10

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

10.1. Понятое рационального использования земель

 

Рациональное использование земель является главной задачей российского земельного законодательства.*

 

*Пункт 14 ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения».

 

Определение понятия рационального использования земель содержится в государственном стандарте*, который не является законом, да и само определение чрезвычайно абстрактно, чтобы его использовать в правоприменительной практике. В частности, оно закреплено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами».

 

*Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского, экологического и др. отраслей права. Прежде всего это ЗК РФ от 25 апреля 1991 г. (ВВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768); Закон РФ or 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ВВС РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457); Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650);

 

Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при Проведении земельной реформы» (САПП РФ. 1993. № 91. Ст. 4935); «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. (САПП РФ, 1993. № 44. On 4191); постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 3 февраля 1994 г. (САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779); Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ от 23 декабря 1993 г (в ред. от 12 марта 1996 г. № 279); Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России от 25 мая 1994, г. № 160 (БНА РФ. 1994. № 9); Инструкция о порядке работы госэеминспекторов по привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства от 18 февраля 1994 г., утв. Приказом № 18 Роскомзема (БНА РФ. 1994. № 7); Разъяснение о порядке привлечения к ответственности за нарушение земельного законодательства от 29 сентября 1992 г., утвержденное Роскомземом, Минприроды РФ, Госкомсанэпиднадзором и Минархитектуры РФ (сб. нормативных актов. Ч. 1. – М., 1993. С. 159), а также акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

 

Бесхозяйственное использование земель означает такое ведение хозяйства, при котором не соблюдаются общепринятые требования к рациональному использованию земель либо не выполняются задачи нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

 

Это определение позволяет лишь уловить дух рациональности, но этого мало для правовой сферы, нуждающейся в точных и недвусмысленных определениях.

 

Определенное уточнение внесло гражданское законодательство, закрепив в ст. 285 ГК (не действует до принятия нового ЗК) параметры оснований лишения прав на земельный участок вследствие нерационального его использования и отнеся к ним три критерия: нецелевое использование; использование, приведшее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, и использование, приведшее к значительному ухудшению экологической обстановки.

 

В результате этого конкретизируются три параметра, составляющие понятие рационального использования земель: соблюдение цели использования, неухудшенйе плодородия и экологической обстановки.

 

Однако этих критериев явно недостаточно для формулирования понятия рационального использования земель, которое должно учитывать не только плодородие и экологическую обстановку, но и другие параметры земли. Например, соблюдение норм отвода земель под линейные сооружения, которые установлены специальными нормативными актами.

 

Практически любое явление, предмет или объект материального мира имеет две основные стороны: количественную и качественную. С этих позиций и должны определяться критерии рационального использования земель. Рассмотрим их по отдельности.

10.2. Количественый критерий рационального использования земель

 

Количественный критерий рационального использования земель выражается в двух основных параметрах.

 

а) Экономное использование земель, что диктуется необходимостью разрешения противоречия между ограниченностью земельного массива государства и возрастающими потребностями в земельных участках для размещения производственных мощностей и других объектов, расширения распашки для удовлетворения потребностей в продовольствии растущей численности населения и т.д. Поэтому при отводе земель под строения и сооружения отводимая площадь должна быть разумно обоснованна либо не превышать установленных нормативными актами пределов отвода;

 

б) Экономное использование земель должно достигаться не только экономией земельных площадей при отводе под те или иные объекты, но и рациональным совмещением размещаемых объектов. Например, совмещением линий электропередач с дорогами; применением сервитутов для смежного участка (проезда, прохода по нему), с тем, чтобы не отводить дополнительные земли под дорожное полотно и т.п.

10.3. Качественный критерий рационального использования земель

 

Качественный критерий рационального использования земель выражается в сохранении, прежде всего, производительной силы как главного средства производства сельскохозяйственной продукции. Это заключается в следующем:

 

а) в установлении обязанностей для всех землепользователей, осуществляющих работы с нарушением почвенного покрова, снимать, хранить и не нарушать почвенный плодородный слой, который в состоянии усилить плодородную силу земли даже будучи отделенным от материнской породы (в качестве средства рекультивации других сельскохозяйственных угодий, при использовании в парниках, теплицах);

 

б) в ограничении использования сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. В частности, земли сельскохозяйственного назначения подразделены на обычные, ценные и особо ценные, и в зависимости от степени ценности они могут отводиться для несельскохозяйственных нужд в исключительных случаях, либо их вообще запрещается отводить для таких целей;

 

в) в установлении всеобщей обязанности всех лиц, использующих землю (собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов), повышать уровень плодородия почв независимо от природных свойств;

 

г) в отводе для сельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского хозяйства, либо земель худшего качества;

 

д) в установлении всеобщей обязанности охраны почв от эрозии, заражения, загрязнения и других негативных последствий, поскольку эрозия почв, к примеру, съедает на земном шаре ежедневно свыше 40 га, в том числе и в результате естественно происходящих в природе процессов (смыв дождевой массой, дефляция и др.).

 

Если количественный критерий рационального использования земель преобладает в несельскохозяйственной сфере использования земель, то качественный критерий – в сельскохозяйственной. При этом как количественный, так и качественный критерии «работают» на сферу сельскохозяйственного использования земли. Если нехватка земельных площадей может быть компенсирована в несельскохозяйственной сфере инженерными решениями (в жилищной сфере – строительством многоэтажных зданий; в транспорте и промышленности – размещением подземных сооружений и т. д.), то дефицит земель сельскохозяйственного использования, как правило, невосполним. А сельское хозяйство является жизнеобеспечивающим для населения и утрата этого свойства катастрофична.

 

Таким образом, рациональное использование земель имеет две основные стороны: с количественной стороны оно выражается в экономии земель, предотвращении расточительного отвода земельных площадей под несельскохозяйственные объекты, а с качественной стороны – предполагает обеспечение плодородия земель, неухудшения его и т. д.

10.4. Способы правового обеспечения рационального использования отдельных категорий земель

 

Стержневым правилом рационального использования земель является приоритет земель сельскохозяйственного назначения, а поэтому расширение площадей под выращивание сельскохозяйственной растениеводческой продукции всячески поощряется государством, если это расширение не входит в противоречие с правилом, закрепленным в ст. 33 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», запрещающим превышать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду.

 

На обеспечение приоритета земель сельскохозяйственного назначения «работают» и такие правила в сфере несельскохозяйственного использования земель, как охрана почвенного слоя при вынужденных повреждениях почвенного покрова, поскольку сохраненный почвенный слой направляется на обеспечение нужд земледелия; экономия земель при размещении несельскохозяйственных объектов, чем смягчается прессинг на сельское хозяйство потребности в землях для несельскохозяйственных нужд.

 

Анализ правового режима категорий земель земельного фонда России позволяет сделать выводы о наличии следующих особенностей в правилах рационального использования земель в каждой из этих категорий.

 

1. Главной особенностью земель является то, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану и повышение плодородия почв, регулирование хозяйственной деятельности пользователей земли с целью недопущения выведения этих земель из сельскохозяйственного оборота.

 

Эти земли состоят из угодий – участков земли с определенным хозяйственным использованием (пашни, пастбища, луга и т.п.), земель под сельскохозяйственными объектами – фермами, дорогами и др.), а также неудобьев (овраги, болота и др.). Вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, подлежит приоритетному использованию. Это означает следующее:

 

предоставление таких земель производится прежде всего для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для нужд сельского хозяйства устанавливается по данным земельного кадастра. Для строительства же промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются, согласно ЗК РФ, земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке;

 

установлены некоторые ограничения на сделки с землей, предназначенной для сельскохозяйственных целей. Так, продажа земельного участка, используемого в сельскохозяйственном производстве, с изменением его целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ (Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»);

 

хозяйственная эксплуатация сельскохозяйственных земель должна не только не ухудшать состояние земли в результате производственной деятельности, но и восстанавливать и повышать ее плодородие и другие полезные качества;

 

запрещено изъятие особо ценных сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд. Перечень и площади этих земель устанавливаются субъектами РФ;

 

для сельскохозяйственных земель, почвы которых деградированы и их восстановление невозможно в ближайшее время, а также земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, предусмотрена консервация в порядке, предусмотренном законодательством;

 

поскольку земля в сфере сельского хозяйства функционирует в двух качествах как его территориальная основа и как средство производства – понятие земель сельскохозяйственного назначения в правовом отношении не однородно. Прежде всего – это земельные участки, используемые в растениеводстве (пашня, земельные участки, занятые многолетними насаждениями, сенокосы, пастбища и т.д.), которые в системе государственного учета земель определяются как сельскохозяйственные угодья. Второй элемент в структуре земель сельскохозяйственного назначения – все иные земельные участки, закрепленные за сельскохозяйственными предприятиями. К этим землям относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, постройками и сооружениями; необходимыми для сельскохозяйственного производства. Такое деление земель сельскохозяйственного назначения должно найти законодательное закрепление.

 

Поскольку эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения сопряжена повышенным воздействием на окружающую природную среду, сельскохозяйственная деятельность должна быть в максимальной мере экологизирована. В частности, лица, ведущие сельское хозяйство, должны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, растительности и животного мира от побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние природной среды и причиняющих вред здоровью человека (ст, 46 Закона об охране окружающей природной среды).

 

Степень экологизации должна возрастать при усилении воздействия аграрной деятельности на окружающую среду и быть адекватной этому воздействию. В частности, при осуществлении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем должны приниматься все необходимые меры по соблюдению водного баланса (п. 1 ст. 47 указанного закона).

 

2. Использование земель специального назначения (для нужд промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и др.) связано с антропогенным воздействием на окружающую среду и не сопряжено, как правило, с эксплуатацией природных процессов, что присуще сельскохозяйственному производству. Например, в таких отрасляхсельского хозяйства, как пахотное земледелие, использование земель полностью основано на эксплуатации природных процессов, поскольку земледелец осуществляет лишь посев, уход за урожаем и уборку его, весь же процесс произрастания осуществляют природные процессы земли, на которые земледелец воздействует (поливами, подкормками, борьбой с сорняками и др.).

 

Земли специального назначения заняты по своему целевому назначению такими объектами, которые неизбежно оказывают на окружающую среду определенный антропогенный прессинг. Полностью экологически чистого производства в природе нет и быть не может, это утопия, аналогичная утопии вечного двигателя. Поэтому обязательным правилом рационального использования земель этойкатегории является обеспечение размещаемых на этих землях антропргенных объектов (промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и т. п.) специальными зонами, играющими роль «буфера» между антропогенным воздействием на окружающую микросреду обитания людей и природу и необходимостью охраны природы и общества от этого воздействия.

 

Земельные участки, на которых устанавливаются эти зоны, не изымаются у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, на них лишь вводится специальный режим использования, вытекающий из необходимости нейтрализации указанного антропогенного прессинга.

 

3. Использование земель поселений имеет своим приоритетом обеспечение в первую очередь благополучия живущего в них населения. В силу этого принцип рационального использования земель проявляется здесь, наряду с принципом экономного отвода земельных участков, в соблюдении санитарно-гигиенических нормативов при отводе и застройке земельных участков населенных пунктов.

 

4. Использование земель природоохранного, природо-заповедного, лесного и водного фондов производится в подчиненном служебном режиме данных земель произрастающей на них растительности и разместившихся на них водоемах. В силу этого рациональное использование этих земель заключается в установлении режима допусков и ограничений размещения или неразмещения тех или иных объектов, создания или поддержания тех или иных ландшафтов и т. д.

 

Таким образом, понятие рационального использования земель заключает в себе как общее для использования всех земель понятие, так и специфические для определенных категорий земель. Правила рациональности, в силу этого, включают в себя общие и особенные правила рационального использования земель. Первые имеют универсальный характер, а вторые зависят от особенностей используемых земель как по природным качествам (земли природно-заповедного фонда и др.), так и по целевому назначению (земли населенных пунктов и др.).

 

Правовое обеспечение рационального использования земель выражается в совокупности правовых форм и методов, направленных на создание условий, делающих возможным и принудительным использование всех земельных участков рационально.

 

Само значение термина «рациональный» означает «разумный», т.е. совершаемый расчетливо, с учетом всех обстоятельств использования земель. Содержание же правового обеспечения рационального использования земель будет рассмотрено в следующем параграфе учебника.

10.5. Организационно-правовые формы обеспечения рационального использования земель

 

Правовое обеспечение той или иной цели предполагает системное обеспечение ее реализации необходимыми правовыми средствами, позволяющими реально достичь поставленной задачи. Например, для обеспечения целевого использования земель существует в российском законодательстве такой комплекс правовых мер, как запрещение приступать к пользованию земельным участком до отвода его в натуре на местности; право государственного контроля путем свободного доступа на земельный участок сотрудников государственного контроля за использованием земель; наличие таких мер ответственности, как лишение земельного участка за нецелевое использование его с одновременным привлечением к ответственности и т.д. Все эти правовые средства в комплексном взаимодействии осуществляют предотвращение и пресечение отступлений от целевого использования земли, а значит, и обеспечивают соблюдение этого целевого использования.

 

Правовое обеспечение рационального использования земель осуществляется с помощью следующего комплекса правовых мероприятий:

 

1. Стимулирование целевого использования земельного участка собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, выражающееся в следующих аспектах:

 

а) платности землепользования и природопользования, которая предусмотрена как для всех природных объектов (ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды»), так и для земель конкретно (Закон «О плате за землю»), где предусмотрены ставки земельного налога, арендная плата и нормативная цена земли.

 

Плата за землю является наиболее значимым экономико-правовым стимулом, побуждающим землепользователей, во-первых, не приобретать излишние площади земель в собственность, пользование или аренду, во-вторых, использовать приобретенные земельные участки наиболее рационально, т.к. использовать их иначе является просто невыгодным;

 

б) применением льгот и преимуществ к землепользователям, рационально использующим землю. Например, применение налогового стимулирования для граждан, впервые осваивающих земельный участок для ведения крестьянского хозяйства; установление надбавок за экологически чистую продукцию, выращенную на рационально используемом сельскохозяйственном угодье;

 

в) применением невыгодных правовых последствий к лицам, осуществляющим нерациональное использование земель. Например, не использование земельного угодья в течение более трех лет, если законом не установлен более длинный срок, влечет за собой возможность изъятия этого участка у собственника.

 

2. Устранение причин и условий, способствующих нерациональному использованию земель. Под этим правовым способом можно понимать:

 

а) установление государственной разрешительной системы предоставления и изъятия земель, совершения сделок с земельными участками и т.д. В частности, государственной регистрации подлежат как права на участок (ст. 131 ГК), так и сделки с землей (ст. 164 ГК); под страхом наказания запрещается приступать к пользованию земельным участком, на которое не имеется специального решения уполномоченного на то государственного или муниципального органа, а также если не совершен отвод границ земельного участка в натуре и т. д.;

 

б) установление научно обоснованных расчетов последствий использования земель, позволяющих уже на стадии предоставления земельных участков в пользование предотвратить нерациональное их использование в будущем. В частности, ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» позволяет выявить несовершенства в проекте строительства объекта, которое может повлечь нерациональное использование земельного участка в будущем (повышенное антропогенное загрязнение и др.);

 

в) установление необходимости согласования отводов земельного участка с собтветствующими государственными службами. Например, в ходе осуществления землеотводного процесса заинтерисованные в отводе земельного участка лица должны получить птсьменно заверенные согласования с представителями органов санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), с представителями пожарной службы (Федеральный закон «О пожарной безопасности») и др., что позволяет специалистам этих служб уже на стадии отвода устранить недостатки, которые могут послужить нерациональному использованию земли.

 

3. Установления правовой возможности оперативного пресечения нерационального использования земельных участков. Например, возможности прекратить финансирование строящегося сооружения, если расположение строительства произведено неправильно.

 

Это пресечение может быть обеспечено, во-первых, предоставлением соответствующих правомочий государственным контрольным службам. Например, органы государственного контроля за охраной и использованием земель и их должностные лица вправе приостанавливать использование сельскохозяйственных земель, если оно осуществляется способами, способствующими возникновению эрозии почв, ведущими к ее деградации (п. 10 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель).

 

Во-вторых, такому пресечению может способствовать любой гражданин в силу наличия у него конституционного права на обращение в любые государственные органы, вплоть до международных в установленном законом порядке (ст. 33, 46 Конституции РФ), что позволяет ему требовать принятия мер по устранению нарушений в использовании земель.

 

В-третьих, такое пресечение невозможно, если отсутствуют права и гарантии у лиц, осуществляющих пресечение нерационального использования земель. Так, в 1993 году были признаны недействующими статьи, предусматривающие возможность изъятия земельных участков, используемых нерационально. В 1994 году это основание изъятия было воспроизведено в Гражданском кодексе РФ, но возможность применения данного основания не допускалась до введения Земельного кодекса, который несколько лет не могли принять по вине Государственной Думы РФ. В результате отсутствия правовых оснований отсутствовала и возможность оперативного пресечения нерационального использования земель.

 

4. Установление правовой возможности устранения нарушений правил рационального использования земель и восстановления положения в использовании земель. В частности, в случае отступления без надлежащего разрешения от проекта внутрихозяйственного землепользования виновные в этом лица несут наказание (ст. 53 Кодекса об административных правонарушениях) и обязаны восстановить допущенную ломку этого проекта (размещение угодий, прокладку дорог и т.д.)

 

Восстановление в натуре последствий отступления от рационального использования земель не всегда возможно. Например, погубленный в результате нерационального использования сельскохозяйственного угодья почвенный слой практически невосстановим, а поэтому восстановление нарушенных угодий зачастую может быть компенсировано лишь в денежной сумме за проведенную рекультивациюс цомощыо почвенного слоя, снятого с других земель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.